Здавалка
Главная | Обратная связь

По способу получения информации



· Тесты

· Интервью

· Эксперимент. Метод эксперимента используется при создании специальных условий, постановке реальной задачи, которую должен решить типируемый. При этом эксперты наблюдают за реакциями, действиями, принимаемыми решениями и делают вывод о способе обработки информации типируемого. (В. Гуленко «Признак „аристократы — демократы“: проверка гипотезы в полевом эксперименте»)

· Наблюдение (наблюдение за деятельностью человека или группы; за поступками, реакциями типируемого; наблюдение внешности). Особый вид этого метода — «образно-чувственное узнавание ТИМа» экспертом по первому впечатлению от типируемого (особенно по портретному сходству.

· Изучение досье, включая документы, тексты, свидетельства очевидцев, дневниковые записи, результаты творчества, видеоматериалы, фотографии и т. д.

Идентификация состоит из этапов выдвижения гипотезы и верификации ТИМа

В процессе диагностики происходит процесс сравнения наблюдаемых проявлений человека с эталоном. На практике в соционике используются следующие «эталоны сравнения»:

· индивидуальный образ ТИМа психики (внешний вид, поведение, особенности движений, а также образ информационный, как модель реакций определённого ТИМ психики), который формируется в психике каждого эксперта при наблюдении за представителями различных ТИМов психики;

· описания типов, подтипов, акцентов типов и т. д., составленные разными авторами;

· дихотомии Юнга (логика-этика, интуиция-сенсорика, экстраверсия-интроверсия, рациональность-иррациональность);

· признаки Рейнина;

· модель А с описанием работы функций;

· модель А, дополненная параметрами размерностей и знаков функций;

· схема интертипных отношений;

· другие модели разных авторов (в том числе обобщённые графические портреты ТИМов, предложенные Екатериной Филатовой.

В разных кругах используются различные совокупности методов диагностики, общепринятого метода диагностики социотипа в соционике нет.

Тесты

Первые соционические тесты появились ещё в самом начале развития соционики. Сначала они работали по достаточно простому алгоритму выделения четырёх базовых дихотомий «логика-этика», «интуиция-сенсорика», «интроверсия-экстраверсия» и «иррациональность-рациональность». Кроме того, с конца 1980-х гг. соционики использовали опросники, составленные на основе типологии Майерс-Бриггс. В примерной образовательной программе РФ подготовки бакалавров по социологии за 2010 год, где соционическое типирование включается как один из методов социальной психологии, для определения соционического типа применяется опросник Майерс-Бриггс. Многие школы соционики утверждают о неполном соответствии типологии Майерс-Бриггс и соционической типологии, однако считают допустимым использование различных дихотомических тестов, включая различные адаптированные версии опросника Майерс-Бриггс, в качестве одного из инструментов, наряду с другими, для определения соционического типа.

В тесте Мегедь-Овчарова и Вайсбанда всего по 4 вопроса. Тест Вайсбанда несколько сложнее, так как в нём используется древовидная структура. Тест Гуленко построен аналогичным образом, хотя вопросов в нём уже около 70.

В последнее время появились более сложные опросники, которые учитывают больше параметров. Наиболее известные из них «Многофакторный Тест» (МТ) Д. и М. Лытовых и опросники В. Таланова (ПКЛ, ЛОГиТ, ЛОТ), однако эти разработки нуждаются в независимой проверке.

Вайсбанду принадлежит попытка разработать набор диагностических признаков, тестирование по которому предполагает подробное ознакомление со смыслом каждого из них. Этот тест граничит с методами анализа поведения.

Противники тестового метода утверждают, что эта методика ненадёжна ввиду проблематичности адекватной самооценки человеком, и процесс типирования возможен только с сопутствующим применением других методов. При этом существует довольно успешный, с точки зрения популярности, пример применения тестов в активно развивающейся и широко распространяющейся типологии Майерс-Бриггс, где, впрочем, интервьюирование является желательным уточняющим этапом.

Согласно результатам исследования Т. Н. Петровой, интертестовая сходимость при определении социотипа по тестам Гуленко, Кейрси и Мегедь и Овчарова составляет только 25 %. Она считает, что такие расхождения отчасти обусловлены следующими причинами:

существует проблема отделения устойчивого и неизменного в психике человека, от динамики психических процессов, текущего состояния и влияния внешней среды на психику человека;

специалист, проводящий диагностику, на основе наблюдений, бессознательно переносит собственный тип, субъективизируя оценку типа реципиента;

диагностируемый человек не разбирается в свойствах своей психики, либо намеренно или бессознательно искажает свой психотип, пытаясь подстроиться под требования, предъявляемые к избранной профессии или должности;

поэтому при определении типа она предлагает использовать не только тесты-вопросники, но и другие методики, в том числе проективные, «позволяющие уточнить слабо осознаваемые или сознательно искажаемые элементы информационного метаболизма».

Согласно П. Монастырскому, по общепринятому мнению точность тестовых методов в соционике — не более 60 %.

Интервью

Соционическое интервью представляет собой беседу эксперта (или группы экспертов) с типируемым на запланированые и произвольные темы. Иногда беседа может дополняться заполнением соционических анкет или тестов.

В ходе диагностики, эксперт по ответам типируемого:

· оценивает степень выраженности ряда признаков ТИМ: предпочтения типируемого по каждой дихотомии (базиса Юнга), признаки Рейнина, принадлежность типируемого к малым группам, и др.

· выявляет наличие/отсутствие индикаторов определённых параметров функций при обработке типируемым разных аспектов информации. Во всех 16-ти моделях ТИМа ни одна функция не повторяет другую своими тремя параметрами (размерность, знак и витальность/ментальность), и это позволяет соотнести набор параметров функции с определённым типом. Для выявления параметров функции в соционике разработаны индикаторы параметров функций.

На основе анализа способа обработки информации выносится заключение о ТИМе, некоторыми социониками практикуется выдача протокола диагностики ТИМа. Протокол диагностики — документ, содержащий запись вопросов экспертов и ответов типируемого, полный анализ ответов с точки зрения параметров функций, вывод о ТИМе, список экспертов, время и место проведения диагностики ТИМа.

Проблемами подобного подхода является низкая сходимость определяемых типов между различными школами и отдельными социониками. Например, С. А. Богомаз указывает на проблему применения юнговских типологий, вытекающую из забвения того обстоятельства, что типология является моделью личности, а не поведения, в результате чего попытки типирования исходя из особенностей поведения приводят к катастрофически низкой сходимости (в приводимом им примере на конференции, посвящённой типологии Юнга, одному из исследователей за три дня было приписано 12 различных типов из 16 возможных, при этом его личное мнение о собственном типе не совпало ни с одним из этих вариантов).

Карты Таро

Тот, кто мне гадал на картах, скорей накаркал,
Скорее даже тот сеанс был вписан в мою карму.
Можно проверить факты или доверять им слепо,
Можно любить лицо, ну или же тупо слепок.

Артем Жара

Карты Таро́ — система символов, колода из 78 карт, появившаяся предположительно в Средневековье в XIV—XVI веке, в наши дни используется преимущественно для гадания. Изображения на картах Таро имеют сложное истолкование с точки зрения астрологии, оккультизма и алхимии, поэтому традиционно Таро связывается с «тайным знанием» и считается загадочным.

Базовая интерпретация карт

В целом до XIX века, насколько можно судить по имеющейся литературе на эту тему, процедура гадания и интерпретации его результатов была достаточно формальной: гадателю предлагалось в точности следовать описанному в руководстве порядку и интерпретировать карты в точном соответствии с предложенной схемой. Но с конца XIX — начала XX века всё большее число тарологов склонялись к иному подходу, ставшему в настоящее время практически общепринятым: интуитивному толкованию результатов гадания. Согласно ему исходное, базовое значение карты, выпавшей в определённой позиции, является лишь отправной точкой для интерпретации, а действительный смысл выпавшей карты гадатель должен определять сам, сообразуясь со своей интуицией, окружением, в котором выпала карта, а также особенностями конкретной ситуации и вопроса.

Фигурные карты

Фигурные карты младших арканов могут, в зависимости от положения, также ставиться в соответствие стихиям:

· Король (Рыцарь) — Огонь.

· Королева — Вода.

· Рыцарь (Принц) — Воздух.

· Паж (Принцесса) — Земля.

Масти

Масти традиционно поставлены в соответствие с четырьмя элементами (стихиями) и считаются «курирующими» каждая свои области бытия:

Масть Масть игральных карт Стихия Время года Сторона света Средневековое сословие Связанные понятия
Жезлы (Посохи, Скипетры) Крести, Трефы Огонь Лето Юг Крестьянство Воля, целеустремлённость, планирование, порядок, упорядоченность, управление, контроль, энергия, активность, порыв, физическая сила, сексуальность, мужество, упорство, агрессивность.
Кубки (Чаши) Черви Вода Осень Запад Духовенство Мир, покой, эмоции, чувственность, мягкость, пассивность, изменчивость, праздник, алкоголь.
Мечи Пики, Вини Воздух Весна Восток Рыцарство Мысли, духовная энергия, интеллект, аналитические способности, интуиция, творчество, наука, информация, связь, несдержанность, активность, чистота, беспорядочность.
Пентакли (Денарии, Монеты, Диски) Бубны Земля Зима Север Купечество Деньги, экономика, плодородие, хозяйство, труд, тело, здоровье, дом, основательность, консервативность, реальность, практичность.

Соционические типы

Король посохов - Этико-сенсорный экстраверт (Гюго, Энтузиаст, Продавец, Игрок)

Король кубков - Сенсорно-этический экстраверт (Наполеон, Цезарь, Македонский, Массовик, Политик)

Король мечей- Сенсорно-логический экстраверт (Жуков, Маршал, Военачальник, Легионер)

Король пентаклей - Логико-сенсорный экстраверт (Штирлиц, Шерлок Холмс, Администратор, Оператор)

Дама посохов- этико-сенсорный интроверт (Дразйер, Хранитель, Блюститель, Клайд)

Дама кубков - сенсорно-этический интроверт (Дюма, Художник, Домовой, Посредник, Сибарит)

Дама мечей - Сенсорно-логический интроверт (Габен, Мастер, Дизайнер, Технолог)

Дама пентаклей - Логико-сенсорный интроверт (Максим Горький, Инспектор, Механик, Администратор)

Рыцарь посохов - Этико-интуитивный экстраверт (Гамлет, Наставник, Артист)

Рыцарь кубков - Интуитивно-этический экстраверт (Гексли, Журналист, Советчик, Коммуникатор)

Рыцарь мечей - Интуитивно-логический экстраверт (Дон Кихот, Искатель, Вундеркинд)

Рыцарь пентаклей- Логико-интуитивный экстраверт (Джек Лондон, Предприниматель)

Паж посохов - Этико-интуитивный интроверт (Достоевский, Доктор Ватсон, Гуманист, Психолог)

Паж кубков - Интуитивно-этический интроверт (Есенин, Гармонизатор, Лирик, Мечтатель, Примиритель.)

Паж мечей- Интуитивно-логический интроверт (Бальзак, Критик, Плановик)

Паж пентаклей- Логико-интуитивный интроверт (Робеспьер, Аналитик, Декарт, Трудоголик, Софист)

Карты Таро заставили меня задуматься над тем, что в этом мире у каждого из нас есть роль, которой он следует. А основой, из которой мы можем исходить, это банально для мужского начала быть пажом-рыцарем-королем, если паж не становится рыцарем, он может стать мудрецом. Для женского начала свойственно начать путь с принцессы, далее дама и королева. Мы рождаемся уже с заложенной в нас ролью, но при этом мы вправе выбирать или менять при жизни ее сами.

Герметизм

Гермети́зм, герметика, или гермети́ческая филосо́фия — магико-оккультное учение, течение эпохи эллинизма и позднейантичности, изучавшее тексты с сокровенными знаниями, приписываемые мифической личности — олицетворению древнеегипетского бога мудрости и знаний Тота, звавшегося у греков богом Гермесом, — мудрецу Гермесу Трисмегисту, от имени которого и произошло название течения.

Благодаря переводам текстов в XII и XV веках, в Средние века и период Возрождения герметизм становился доктринойевропейских алхимиков. Учение носило эзотерический (скрытый, открытый только избранным) характер и сочетало элементы популярной древнегреческой философии, халдейской астрологии, персидской магии и древнеегипетской алхимии.

Согласно традиции, герметизм — это учение о высших законах природы, подчиняющейся как принципу причинности, так и принципу аналогии. Сторонники герметизма считают, что в силу принципа аналогии понимание той или иной причинной связиможет дополняться магическим воздействием на действительность собственных желаний адепта тайного учения.

Отсюда герметический — сокровенный, и в обыденном смысле герметичный — закрытый плотно, наглухо.

История

В Средние века герметизм получил своё развитие через иудейских и восточно-христианских мистиков у мусульман (суфизм), а после крестовых походов и в католической Европе в виде алхимии. Труды ранних Отцов церкви обнаруживают определённые переклички с герметическими трактатами, но намечается и тенденция к размежеванию герметизма и христианства. Первый шаг в этом направлении был сделан в 325 году, когда на Никейском соборе было принято церковное решение о несовместимости учения о реинкарнации с Библией. Вторым важным событием стало объявление в 1227 году астрологии дьявольским занятием. Таким образом, герметизм оказался под формальным запретом со стороны католической Церкви.

«Герметический корпус»

Средневековое изображение Гермеса Трисмегиста

После столетий забвения, герметизм возродился на Западе в 1460 г., когда монах по имени Леонардо, бывший одним из многочисленных агентов, посланных Козимо Медичи на поиски затерянных в европейских монастырях древних рукописей, принёс в Пистойю копии герметических трактатов на греческом языке, вывезенные из Константинополя. Впоследствии эти трактаты, переведённые на латинский язык в 1461 г. Марсилио Фичино, способствовавшие вспышке интереса к герметизму в эпохуВозрождения, и сложили «Герметический корпус».

В 1614 г. швейцарский филолог Исаак де Казобон, проанализировав герметические тексты с точки зрения содержания,текстологической связи с другими текстами и языка, пришёл к выводу, что герметические труды, приписываемые Гермесу Трисмегисту, не были работами древнеегипетского жреца, а фактически были написаны уже во времена христианской эпохи.

В 1945 г. писания герметического толка, написанные на коптском языке, были найдены возле Наг-Хаммади (см. Библиотека Наг-Хаммади). Они были оформлены в виде посвятительной речи между Гермесом и Асклепием из «Герметического корпуса» и текста, описывающего мистическую школу герметизма, «Трактат Восьмой и Девятый».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.