Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные направления в стресс-анализе



Личностное или гуманитарное направление.

Здесь особое внимание уделяется программам развитию личности. Для примера это — программы «постановки целей» (LIFE PLANNING (англ.)), тренинговая программа «IQ 135» (развитие, поднятие IQ), программа развития коммуникативных навыков «Президент-тренинг», обучающие курсы различных направлений.

Медико-психологическое направление.

Это комплексная технология освобождения от последствий накопленного стресса, восстановления психологического баланса (урегулирования душевных переживаний и потрясений), снятия разнообразной психосоматики, а также: последствия травм, хронические головные боли, гинекологические проблемы, сердечно-сосудистые, проблемы желудочно-кишечного тракта, обусловленные стресс-фактором, все виды фобий, анорексия, булимия, импотенция, и, в целом, все виды заболеваний имеющих в своей основе стрессогенный и психогенный факторы.

Официальное признание

Стресс-анализ одобрен Министерством здравоохранения в следующих областях: психологическое консультирование, психотерапия, социальная педагогика. Протокол Центрального методического кабинета МОЗ Украины № 23-01-25/10 от 01.03.2006 г.

Названия «СТРЕСС-АНАЛИЗ» и «СТРЕСС-АНАЛИТИК» защищены торговой маркой с 2002 г., свидетельство на знак для товаров и услуг № 41029 и № 41028 от 15.06.2004 г.

По теме стресс-анализа защищена диссертация «укр. Стрес-аналіз, як метод корекції межових психічних розладів» (Стресс-анализ, как метод коррекции пограничных психических расстройств)

Копинг

Копинг, копинговые стратегии (англ. coping, coping strategy) — это то, что делает человек, чтобы справиться (англ. to cope with) со стрессом. Понятие объединяеткогнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Близкое понятие, широко используемое и глубоко разработанное в русской психологической школе, — переживание (см. например, Ф. Е. Василюк (1984)).

Определение

Впервые термин появился в психологической литературе в 1962 году; Л. Мэрфи применила его, изучая, каким образом дети преодолевают кризисы развития. Четыре года спустя, в 1966 году Р. Лазарус в своей книге «Psychological Stress and Coping Process» («Психологический стресс и процесс совладания с ним») обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями.

Как показано Лазарусом, стресс — это дискомфорт, испытываемый, когда отсутствует равновесие между индивидуальным восприятием запросов среды и ресурсов, доступных для взаимодействия с этими запросами. Именно индивид оценивает ситуацию как стрессовую или нет. По Лазарусу и Фолкман, индивиды оценивают для себя величину потенциального стрессора, сопоставляя запросы среды с собственной оценкой ресурсов, которыми они владеют, чтобы справиться с этими самыми запросами.

Co временем понятие «копинг» стало включать в себя реакцию не только на «чрезмерные или превышающие ресурсы человека требования», но и на каждодневные стрессовые ситуации. Содержание копинга при этом осталось тем же: копинг — это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом: он объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Мысли, чувства и действия образуют копинг-стратегии, которые используются в различной степени в определенных обстоятельствах. Таким образом, копинг - это поведенческие и когнитивные усилия, применяемые индивидами, чтобы справиться со взаимоотношениями человек-среда. При этом подчеркивается, что реакции индивида на стрессовую ситуацию могут быть как произвольными, так и непроизвольными. Непроизвольные реакции — это те, что основаны на индивидуальных различиях в темпераменте, а также те, что приобретены в результате повторения и больше не требуют сознательного контроля.

Современная социальная действительность делает трудные ситуации важными элементами взаимодействия человека с окружающим миром. В многочисленных исследованиях совладающего поведения установлено, что факторами, влияющими на выбор стиля и стратегии совладающего поведения, являются как особенности ситуации и воспринимаемый контроль над ней, так и особенности личности. Чаще всего среди личностных детерминант называют:

· самооценку, самопринятие, локус контроля и уровень тревожности;

· возраст, пол и гендер;

· социальную компетентность, принадлежность человека к большому и малому социуму (этнической группе и социальному слою), социальный опыт, приобретенный в семье, школе и социальную роль.

Психологи, занимающиеся проблематикой копинг-поведения, придерживаются разных точек зрения на эффективность стратегий совладания. Если во многих теориях учитывается, что копинг-стратегии по своей сути могут быть как продуктивными, функциональными, так и непродуктивными, дисфункциональными, то существуют авторы, с точки зрения которых неотъемлемой характеристикой копинг-поведения является его полезность; они определяют совладание как «адаптивные действия, целенаправленные и потенциально осознанные». иям или стратегиям, которые последовательно используются индивидом, чтобы справиться со стрессом. Другие похожие термины — это копинговые тактики и копинговые ресурсы [Frydenberg , Lewis 1999].







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.