Мировая душа у Платона
В «Тимее» (Тимей, 34b-36d) Платон придаёт душе смысл всеобщего космологического принципа. Создание мировой души демиургом он описывает так. Неделимую и вечно тождественную сущность демиург смешал с разделённой сущностью, тем самым создав третий (средний) род сущности, причастный и природе тождественного и природе иного. Эти три вида сущности он силой «гармонизовал», а полученное целое разделил на нужное количество частей, при этом каждая часть отныне сочетала в себе тождественное, иное и сущность. Сам процесс деления описывается как состоящий из трёх ступеней (подходов): сначала демиург разделил целое с помощью геометрической пропорции первых чисел 2 (2:4:8) и 3 (3:9:27); полученный «первичный» ряд чисел можно изобразить как 1:2:3:4:8:9:27; затем каждый из двойных и тройных интервалов он заполнил гармоническими и арифметическими средними (в наименьших целых числах 6:8:9:12 и т. д.); отсюда возникли новые полуторные (6:9, 8:12; полуторное отношение соответствует консонансу квинты), сверхтретные (6:8, 9:12; соответствуют квартам) и сверхосминные (9:8; соответствуют целым тонам) интервалы; наконец, все сверхтретные интервалы он заполнил сверхосминными, после чего в каждом сверхтретном интервале образовался остаточный интервал 256:243 (полутон, у позднейших теоретиков известный как лимма). Совершив эти математические операции, демиург исчерпал свою смесь до конца. В научной литературе — как древней, так и современной,— неоднократно предпринимались попытки «музыкально-математических» реконструкций мировой души Платона. Получаемый в таких реконструкциях звукоряд называют «космической гаммой» Платона. Древнейший расчёт интервалов принадлежит анонимному авторуэллинистической эпохи, которого Никомах (опираясь на самого Платона) называет Тимеем Локрийским; одну из последних реконструкций предложил Штефан Хагель. Космическая гамма Платона выглядит так: Примечание. Поскольку Платон не уточняет, в какой части тетрахорда он расположил лимму, учёные трактовали поступенное заполнение тетрахордов по-разному; на схеме показаны 2 наиболее распространённых варианта — с полутономвнизу и полутоном вверху, которые дают соответственно дорийскую или лидийскуюгармонию (под гармонией понимался вид октавы) Созданная демиургом мировая душа обеспечивает приобщённость здешнего мира необходимости к высшему уму. Благодаря этому наделённый индивидуальной душой человек сочетает в себе ум и необходимость. История понятия Так как здесь Мировая душа обозначается как третья начальная ипостась всего существующего (греч. ή τρίτη αρχική υπόστασις), то некоторые церковные писатели (особенно Ориген и его последователи) ошибочно отождествляли её с третьим Лицом Св. Троицы. Исчезнувшая в период схоластики идея Мировой души выступает на первый план у платоников эпохи Возрождения и начала Нового времени (см. Платоники), а в новейшее время — в философских стихотворениях Гёте и в некоторых сочинениях Шеллинга. С другой стороны, метафизика слепой воли у Шопенгауэра и бессознательного мирового творчества у Гартмана удаляется от платонизма в сторону того ещё более древнего взгляда на Мировую душу, который вдохновлял философские и мистические умы Индии (см. Параматма, Веданта, Индийская философия, Упанишады). По этому взгляду, безотчётно действующая и творящая Мировая душа есть самостоятельная и единственная сущность Вселенной, не предполагающая выше себя другого абсолютного и идеального начала. К подобному взгляду независимо от чисто-метафизических умозрений приходит логически всякий натуралистическиймонизм. Признавая реальное единство всего существующего, необходимо признать причину этого единства как действительную сущность. И если частичные элементы вселенной (атомы) должны быть сведены к динамическому определению (центры действующих сил), которое, в свою очередь, исчерпывается психическими признаками стремления и представления, то необходимо допустить, что и существенное единство этих сил также имеет психическую природу, или есть Мировая душа, как к этому должен был прийти, между прочим, известный натуралист и дарвинист Геккель. Но идея Мировой души как безусловно самостоятельной и единственной сущности всего встречает непреодолимую трудность в факте целесообразного и планомерного мирового процесса, постепенно осуществляющего во времени нечто такое, что не дано реально в начале. При допущении Мировой души как единственного первоначала такой процесс являлся бы постоянным произведением чего-то безусловно нового или непрерывным творением из ничего, то есть чистым чудом (см. Мировой процесс). Мировая душа в философии Гегеля Мировая душа или абсолютный дух — в философии Гегеля то, что лежит в основе всего существующего. Только он вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя. Для самопознания ему необходимо проявление. Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве — это природа; самораскрытие во времени — история. Раскрытие абсолютного духа в истории Историю движут противоречия между национальными духами, которые суть — мысли и проекции Абсолютного Духа. Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя, а история закончится и настанет Царство Свободы. Войны между народами выражают напряжённое столкновение мыслей Абсолютного Духа. В них Гегель усматривал диалектический момент — антитезис. Раскрытие абсолютного духа в природе Ступени раскрытия Ступени раскрытия Абсолютного духа, то есть ступени познания мира: · субъективный дух (антропология, феноменология, психология), · объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность), · абсолютный дух (искусство, религия, философия). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|