Архитектурный стиль
Архитектурный стиль может определяться как совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции). Понятие архитектурного стиля входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культурыобщества в определённых условиях его социального и экономического развития, как совокупности главных идейно-художественных особенностей творчества мастера. Развитие архитектурных стилей зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов. Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу (например, барокко и классицизм, модерн и эклектика, функционализм, конструктивизм и ар-деко). Архитектурный стиль, как и стиль в искусстве вообще, — понятие условное. Он удобен для осмысления истории европейской архитектуры. Однако для сопоставления истории архитектуры нескольких регионов стиль как описательное средство не подходит. Существуют такие стили (например, модерн), которые в различных странах именуются по-разному. В рамках постмодернистской парадигмы оформилось множество направлений, которые существенно различаются по философии и языковым средствам. Пока идут научные споры о самостоятельности того или иного направления, нет и не может быть единства в терминологии. Несмотря на указанные недостатки, стиль как описательное средство является частью научного метода истории архитектуры, поскольку позволяет проследить глобальный вектор развития архитектурной мысли. Принято выделять архитектурные стили глобального значения: Греческий храм на Сицилии, посвящённый Гере, построен в V веке до н. э. Первобытная архитектура. Античная архитектура. VIII век до н. э. — V век н. э. Романский стиль. X—XII века. Готика. XII—XV века. Возрождение. Начало XV — начало XVII века. Барокко. Конец XVI — конец XVIII века. Рококо. Начало XVIII — конец XVIII века. Классицизм. Середина XVIII — XIX век. Эклектика. 1830-е — 1890-е годы. Модерн. 1890-е — 1910-е годы. Модернизм. Начало 1900-х годов — 1980-е годы. Конструктивизм. 1920-е годы — начало 1930-х годов. Постмодернизм. С середины XX века. Хай-тек. С конца 1970-х годов. Деконструктивизм. С конца 1980-х годов. Динамическая архитектура. С начала XXI века. Семь чудес света Семь чудес света. Слева направо, сверху вниз: Стены Вавилона Семь чудес света (или Семь чудес Древнего Мира) — список самых прославленных сооружений архитектуры Ойкумены. Составление списка самых знаменитых поэтов, философов, полководцев, великих царей, как и памятников архитектуры и искусства — традиционный «малый» жанр греческой эллинистической поэзии и своего рода упражнение в риторике. Сам выбор числа освящен древнейшими представлениями о его полноте, законченности и совершенстве, число 7 считалось священным числом бога Аполлона (Семеро против Фив, Семь мудрецов и т.п.). Подобно сборникам высказываний знаменитых мудрецов, собраниям анекдотов и рассказам одиковинах, сочинения о Семи чудесах света были популярны в античную эпоху и включали в себя описания самых грандиозных, самых великолепных или в техническом смысле самых поразительных построек и памятников искусства. Вот почему их называли чудесами, в то время как в списке отсутствуют многие подлинные шедевры древней архитектуры и искусства — Акрополь в Афинах с творением Фидия — статуей Афины, Парфенон, прославленная статуя Афродиты Книдской работы Праксителя и т.д. Упоминания о Семи чудесах появляются в сочинениях греческих авторов, начиная с эпохи эллинизма. Их надо было знать уже в школе, о них писали ученые и поэты. В тексте одного египетского папируса, представлявшего собой своего рода учебное пособие, упоминаются обязательные для заучивания имена знаменитых законодателей, живописцев, скульпторов, архитекторов, изобретателей, далее — самые большие острова, горы и реки и, наконец, семь чудес света. «Отбор» чудес происходил постепенно, и одни чудеса сменяли другие. Эволюция списка Первый известный вариант списка чудес света появляется у Геродота в его «Истории». Все чудеса, которых Геродот в своём варианте насчитывает три, находились на острове Самос.
Позже список расширился до семи чудес. В III веке до н. э. появился новый список чудес. Его источником историки считают небольшое стихотворение авторстваАнтипатра из Сидона (англ.) (также существует версия, что его написал Антипатр из Салоников (англ.)):
Описанию Антипатра следует сочинение Филона Александрийского (оратор 4 в. н.э. или знаменитый механик 3 в. до н.э.) «О семи чудесах». Вероятно, после строительства Александрийского маяка это чудо инженерной мысли сменяет в списке стены Вавилона (как чудо света его упоминает Плиний Старший в «Естественной истории»). В ряде сочинений вместо висячих садов вновь появлялись стены Вавилона, а маяк на о. Фарос заменялся Александрийской библиотекой; дополняли список также Пергамский алтарь Зевса, дворец Кира в Персеполе, «поющие» статуи Мемнона близ египетских Фив и сами Фивы, храм Зевса в Кизике, статуя Асклепия в Эпидавре, Афина Парфенос работы Фидия на афинском Акрополе, в римский период — Колизей и Капитолий. Впоследствии список в разных комбинациях дополняли также храм Соломона, Ноев ковчег, Вавилонская башня, храм Софии в Константинополе и т. д. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|