Здавалка
Главная | Обратная связь

Методы исследования



· Методы клинической и экспериментальной психофизиологии

· Методы физиологии поведения

· Методы гистохимии

· Методы электрофизиологии мозга и отдельных нейронов

· Фармакологические методы

· Методы аналитической биохимии

В зависимости от задач, подлежащих решению, исследование механизмов памяти осуществляется на разных объектах — от человека до культуры нервных клеток.

Память и сон

Воздействие 36-часовой депривации сна на кодирование декларативной памяти человека. Испытуемых разделили на 2 группы: контрольную и тех, кого лишали сна. Людям предлагали выучить слова, различной эмоциональной окраски. По прошествии 36 часов обе группы тестировали на долю запомненных слов. Тёмные столбики - контроль, светлые - группа, лишённая сна. Вариант А - весь запомненный материал, а вариант Б - эффекты, возникающие если запоминаемый материал разделён на эмоционально-позитивный (I), эмоционально-негативный (II) и эмоционально-нейтральный (III)

Работы по исследованию депривации (лишения) сна на процессы памяти показывают, что лишённые сна люди воспроизводят в разы меньше материала по сравнению с людьми, которых сна не лишали. При 36-часовой депривации наблюдается ухудшение способности воспроизводить материал на 40%. Интересная закономерность обнаруживается, если проанализировать отдельно влияние сна на способность воспроизводить материал разной эмоциональной окраски. Во-первых, результаты указывают на то, что эмоционально-окрашенный материал запоминается лучше эмоционально-нейтрального, независимо от количества сна. Это согласуется с положением, что консолидация памяти происходит при значительном участии систем подкрепления, формирующих эмоции. Кроме того, оказывается, что хотя ухудшение запоминания при депривации сна наблюдается во всех случаях, интенсивность этого влияния существенно зависит от эмоциональной окраски материала. Сильнее всего затрудняется воспроизведение эмоционально-нейтрального и особенно - эмоционально-позитивного материала. В то время как изменения в воспроизведении эмоционально-негативного материала мало и статистически недостоверно.

Исследования роли дневного сна на формирование процедурной памяти показывают, что при инструментальном обучении люди демонстрируют улучшение навыков только после сна - продолжительностью хотя бы в несколько часов, независимо от того, поспали они днём или ночью.

Влияние дневного сна на процедурную память, связанную с двигательной активностью. Тёмные столбики - группа, спавшая днём, светлые - контрольная группа (спали только ночью), "*" - достоверно

Однозначного ответа на вопрос о всех механизмах связи процессов сна и памяти нет, как нет и ответа на вопрос о возможных компенсаторных механизмах, развивающихся после некоторых воздействий на структуры мозга, обычно задействованные в процессах сна и памяти. Некоторые исследователи критикуют положения о связи механизмов сна с механизмами памяти, утверждая либо что сон вообще играет лишь пассивную (хотя и позитивную) роль в запоминании, уменьшая отрицательную интерференцию следов памяти, либо что быстрый сон не задействован в процессах памяти. В пользу последней позиции приводят следующие группы аргументов:

· Поведенческие: все опыты по изучению депривации быстрого сна "методом островков" (экспериментальное животное помещается в условия, где при потере позы - что неизбежно в стадии быстрого сна - оно падает в воду и пробуждается) нельзя считать убедительными, из-за неадекватности методики.

· Фармакологические: все три основных класса антидепрессантов (ингибиторы МАО, "трициклики" и ингибиторы обратного захвата серотонина) полностью или почти полностью подавляют быстрый сон, но не вызывают нарушения обучаемости и памяти ни у больных, ни у подопытных животных.

· Клинические: имеется несколько сообщений о больных с билатеральными разрушениями в области моста - у таких больных полностью и, по-видимому, навсегда исчезал быстрый сон, но никаких жалоб на нарушения обучаемости и памяти от таких больных не поступало.

Память и стресс

Показано, что стресс влияет на работу гиппокампа, являющегося ключевой структурой, задействованной в консолидации памяти. Кратковременный всплеск АКТГ икортизола способствуют консолидации воспоминаний. Более сильный выброс АКТГ блокирует консолидацию воспоминаний. Длительно повышенный уровень кортизола, видимо, способствует деградации ткани гиппокампа (до 8% у ветеранов войны во Вьетнаме, страдавших от посттравматического стрессового расстройства и до 12% у детей, страдавших от жестокого обращения).

Генетика памяти

Процессы памяти

Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, основу произвольного запоминания составляет установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в сознании без усилий человека.

Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забывается то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.