Здавалка
Главная | Обратная связь

Теория программированного обучения



Содержание понятия «развитие» в психологии.

Развитие –это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие психики характеризуется необратимым характером изменений, направленностью (способностью к накапливанию новых изменений. Развитие психики реализуется в форме филогенеза (становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом и отдельных его этнических, социальных, культурных групп) и в форме онтогенеза (формирование психических структур в течение жизни отдельного человека. В процессе развития происходит присвоение социальных норм и культуры, зафиксированных в знаково-символических формах (Ж.Пиаже, К.Г.Юнг)

Возрастные изменения могут быть эволюционными (постепенными) и революционными (в возрастные кризисы). Ситуационные изменения зависят от конкретных ситуаций, организованного обучения и воспитания. Ситуационные изменения требуют закрепления, упражнений.

Движущие силы психического развития – это факторы, которые определяют собой поступательное развитие, являются его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники развития, влияют на него, направляя ход развития.

Законы психического развития – определяют собой общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие.

Основные принципы человеческого развития: соотношение врожденного и приобретенного, стадиальность развития. Соотношение врожденного и приобретенного: развитие зависит от организма, анатомо-физиологических особенностей. С другой стороны развитие зависит от среды. Задатки – это генотипически обусловленные особенности организма.

Стадиальность развития – возрастная периодизация.

Психологические теории соотношения обучения и развития.

Теория программированного обучения

В 60-е годы в нашей стране увлекались скиннеровским (американским Б.Ф.Скиннер) вариантом программированного обучения. Создавались учебники, где текст разбивался на порции, которые сопровождались вопросами для самоконтроля давались варианты альтернативных ответов на них. Один из этих ответов был правильный, а остальные – нет, или неполный, неточный. Методы этого варианта не были направлены на активизацию мыслительной деятельности обучаемого, и поэтому не могут быть отнесены к активным методам.

Концепция поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина. В идее программирования процесса обучения есть и рациональное звено, которое ложится в основу управления формированием именно мышления учащихся, если использовать программы иного рода. В исследованиях отечественных психологов (Н.Ф.Талызина и др.) было показано, что теория поэтапного формирования умственных действий позволяет программировать не порции запоминаемого учебного текста, а саму учебную деятельность учащегося. Теория поэтапного формирования умственных действий Н.Я.Гальперина понимает под учением деятельность, выполнение которой приводит учащегося к новым знаниям и умениям.

Психологическая структура любой деятельности – цель – средства ее достижения – результат. Программированное обучение деятельности – это необходимость выбрать определенные средства для достижения цели и организовать управляемый процесс выполнения этой деятельности, чтобы обучаемый смог довести ее до получения задуманного результата. Система познавательных действий программируется и рационально строится от начала до конца. Процесс умственных действий виден шаг за шагом: от учебной задачи до знаний. умений, навыков. Знания (по Гальперину) – это образы, формирующиеся у обучаемого: образы восприятия, памяти, мышления и т.д. Это образы предметов и явлений. Умения – система действий человека, связанных между собой логикой деятельности и направленных на решение поставленных задач. Навыки – это автоматизированные действия или умение действовать в определенной деятельности.

Таким образом, программируется цель обучения и в соответствии с ней и последовательный ряд действий контролируемых и управляемых педагогом, которые воплощаются в результат. Как это осуществляется?

Деятельность состоит из 2 частей – ориентировочной и исполнительной. Обучить человека новой деятельности – это значит создать в его сознании ориентировочную основу (знания, представления о деятельности) для правильного выполнения ее исполнительной части. Для обучения безошибочному выполнению исполнительной части незнакомого действия учащемуся вручается схема ориентировочной основы действия (ООД) с подробным указанием порядка всех операций в нужной последовательности и с нужным качеством. Схема ООД и есть жесткая программа обучения выполнению действия. Затем обучаемому нужно дать задачи.

Методические средства программированного обучения в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий:

1) схема ориентировочной основы действий, позволяющая обучаемому безошибочно выполнять осваиваемые действия.

2) Набор учебных задач, моделирующих самые разнообразные ситуации.

Такое жесткое программирование выполняемых действий позволяет рационально построить процесс обучения.

Пример задачи: выбор метода обучения, определение уровня развития способностей по действиям, результатам; классификация каких-либо нарушения, усвоения программы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.