Здавалка
Главная | Обратная связь

Оценка конкурентоспособности потенциала предприятия



По методу баллов

Задача 4. Исходная информация о разных аспектах деятельности объектов оценки – предприятий розничной продовольственной торговли «Ранок», «Мечта» и «Союз» приведена в табл.1.

Таблица 1

Исходные данные

Показатели Ед. изм. Предприятие
Ранок Мечта Союз
1. Выручка от реализации Тыс. грн. 105,4 129,5
2. Операционная прибыль « 5,7 6,1 5,3
3.Чистая прибыль « 4,6 5,7 4,8
4. Среднеучетная численность Чел.
5. Количество работников, которые постоянно находятся в штате «
6. Собственный капитал Тыс. грн. 6,9 37,8
7. Товарные запасы « 17,2 17,7 22,6
8. Среднегодовая стоимость активов Тыс. грн. 28,9 32,4 61,3
9. Темпы роста выручки от реализации % 124,5 114,9 135,4
10. Количество товарных единиц ед.
11. Среднее количество товарных единиц на данном сегменте рынка

Результаты опроса группы экспертов с целью выявления степени влияния отдельных составляющих потенциала предприятий на уровень их конкурентоспособности приведены в табл. 2.

Таблица 2

Степень влияния отдельных составляющих потенциала предприятия

на уровень его конкурентоспособности

Факторы конкурентоспособности Весомость фактора
Маркетинговый потенциал 0,2
Производственный потенциал 0,4
Финансовый потенциал 0,3
Кадровый потенциал 0,1

 

На основе приведенных данных необходимо оценить уровень конкурентоспособ-ности каждого предприятия с помощью метода баллов. Как оценочные ключевые пока-затели можно использовать коэффициенты, характеризующие отдельные составляющие потенциала предприятия, которые рассчитываются по данным табл. 1 Максимальное количество баллов по каждому оценочному относительному показателю равняется 10.

Решение.

1. Маркетинговый потенциал, исходя из приведенной информации, будут характеризовать следующие коэффициенты:

коэффициент соотношения товарных единиц – ТЕи/ТЕср;

коэффициент оборотности запасов (Озап), который рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней за период стоимости материальных запасов для каждого предприятия.

2. Производственный потенциал с учетом специфики отраслевой принадлежности объектов оценки описывают такие показатели:

темпы роста выручки от реализации (Кв), рассчитанные в долях;

рентабельность реализации (Рреал), которая рассчитывается как отношение операционной прибыли к сумме выручки от реализации (в долях).

3. Финансовый потенциал можно охарактеризовать с помощью показателей:

рентабельность собственного капитала (Рск) – отношение чистой прибыли к сумме собственных средств, в долях единицы;

коэффициент автономии (Кавт) – отношение суммы собственных средств к величине активов в целом.

4. Кадровый потенциал может быть описан с помощью показателей:

производительности труда (Ппр) – отношение выручки от реализации к среднеучетной численности работников;

коэффициента стабильности кадрового состава (Кстаб) – отношение количества работников, которые постоянно находятся в штате, к среднеучетной численности работников.

Результаты расчета представлены в табл. 3.

После составления матрицы оценочных показателей необходимо выделить наилучшие значения по каждому показателю и присвоить им 10 баллов (в соответствии условию задания).

Расчет баллов, полученных по другим показателям группы предприятий, ведется по формулам (1) (2).

 

Кij’ = Kij / Kmax и (1)

где Kij – показатели расчетной матрицы (табл. 3);

Kmax и – максимальный показатель расчетной матрицы (табл. 3).

Бij = Кij’ * Бmax (2)

где Бmax – максимально установленный балл оценивания отдельного показателя (10 баллов).

Дальше рассчитаем взвешенные баллы по каждому показателю с учетом весомости составляющих потенциала и интегральный показатель конкурентоспособности каждого предприятия по формуле (3):

Кспрi = (3)

где ki – весомость показателя.

 

Таблица 3

Результаты расчета оценочных показателей конкурентоспособности предприятий

Показатели Предприятие
Ранок Мечта Союз
1. Маркетинговый потенциал      
коэффициент соотношения товарных единиц      
коэффициент оборотности запасов      
2. Производственный потенциал      
темпы роста выручки от реализации      
рентабельность реализации      
3. Финансовый потенциал      
рентабельность собственного капитала      
коэффициент автономии      
4. Кадровый потенциал      
производительности труда      
коэффициента стабильности кадрового состава      

 

Таблица 4

Результаты расчетов

Показатель Значение Kij Kmax і Бij ki Взвешенные баллы (Бij * ki)
Ранок Мечта Союз Ранок Мечта Союз Ранок Мечта Союз
Маркетинговый потенциал              
ТЕ/ТЕср                      
Озап                      
Производственный потенциал              
Кв                      
Рреал                      
Финансовый потенциал              
Рск                      
Кавт                      
Кадровий потенциал              
Ппр                      
Кстаб                      
Интегральный показатель конкурентоспособности

 

Результаты расчетов, приведенные в табл. 4, свидетельствуют о том, что уровень конкурентоспособности исследуемых предприятий характеризуется незначительными колебаниями вокруг его среднего значения.

Наиболее сильную позицию в конкурентной борьбе занимает магазин «Ранок» за счет более позитивного влияния факторов производственного потенциала (рентабель-ность реализации) и финансового потенциала (рентабельность собственного капитала) по сравнению с предприятиями-конкурентами. В то же время, это предприятие характеризуется невысокой степенью реализации маркетингового потенциала, на исследование которого должны быть направлены будущие мероприятия по укреплению конкурентной позиции данного предприятия.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.