Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава II. Анализ художественного времени текста



 

Стоит отметить, что выбранный нами отрывок из романа «Преступление и наказание» является одним из самых значимых событий в романе – это сцена убийства старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы. События развиваются на наших глазах, мы как будто наблюдаем за главным героем, изменением его эмоций, характера действий.

Мы проанализировали все лексико-грамматические маркеры художественного времени, имеющиеся в данном фрагменте. Следует учесть, что маркеров пространства гораздо больше, чем маркеров времени, которые к тому же и очень часто повторяются, например, наречие «вдруг» в относительно небольшом фрагменте используется целых 12 раз.

Маркеры художественного времени произведения мы разделили на:

1. маркеры прошедшего времени

2. маркеры настоящего времени

3. маркеры будущего времени

Данный текст имеет динамичность, от начала и до конца всё происходит как будто внезапно, «вдруг», «тут же», «тотчас же». Они создают впечатление того, что главный герой – Раскольников – торопится и очень рассеян, старается не наделать глупостей, но, тем не менее, делает их. Это связано с тем, что Раскольников – убийца, совершивший одно запланированное и даже одно непреднамеренное убийство. В анализируемом нами отрывке описывается именно сцена преступлений. Как известно, герой совершал убийства в первый раз, а, следовательно, весь его образ в данном отрывке соткан из нервов и адреналина, хаотичных, быстрых действий. Художественное время данного отрывка определяется минутными маркерами, такими как «в ту минуту», «с минуту или две», «после двухминутной возни», что указывает на сиюминутность происходящих событий – всё происходит здесь и сейчас. Герой должен быть точен, как и описываемое автором время, однако его «руки все еще дрожали», он «совсем было потерялся», он был «в нетерпении», а «страх охватывал его все больше и больше».

Необходимо уточнить, что весь фрагмент описывает события, происходящие как будто бы прямо на наших глазах (приведем в пример собственно-грамматический маркер «сует»), однако текст изобилует маркерами прошедшего времени: «ударил», «отступил», «стал набивать», побежал», поскольку текст написан от третьего лица, автор рассказывает о том, что уже произошло, но описывает его, как будто всё происходит в данный момент.


Глава III. Анализ номинаций героев текста

 

В данном фрагменте номинации героев не богаты разнообразием. Более того их достаточно мало и они неполные, например главный герой всего романа Раскольников, естественно фигурирующий в тексте, в этом отрывке не назван даже по имени и отчеству (прим. Родион Романович). Жертва героя обозначена автором в данном фрагменте только как безликая «старуха» (прим. Алёна Ивановна), что, по нашему мнению, указывает на то, что это могла быть любая старуха, занимающаяся похожей деятельностью. Автор показывает, что важен сам образ, а не его конкретность и субъективность.

Количество номинаций героев в отрывке так же свидетельствует о значимости героя в данной сцене: Раскольников, главный герой, имеет 8 разных номинаций, старуха – 7, а её сестра, вторая жертва убийцы, Лизавета – всего 4.

Необходимо отметить, что автор в номинациях главного героя практически не называет его, а только лишь использует безликие местоимения. В номинациях старухи мы видим такие слова как «мертвая» и «тело», автор использует их уже после ее смерти, что логично, таким образом превращая её из живого человека в нечто неодушевленное. Ниже мы приводим таблицу, в которой указаны все имеющиеся в данном отрывке номинации героев.

Раскольников старуха Лизавета
он она она
его её её
по нём ей неё
в нём мёртвая  
ему тело  
им сестру  
себя    

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.