Здавалка
Главная | Обратная связь

Д.з.: (16 сентября) Конспект Фельдштэйна, раздел 3 параграфы 1,2, «Уровни развития личности в онтогенезе».



(23 сентября) Конспект Фельдштэйна «Психологические проблемы развития личности». Взаимосвязь психического развития и развития личности.

Лекция 2.История становление вп и пр.

1. Историография человеческого развития. Психогенная теория истории Ллойда Демоза.

2. Писательский донаучный этап становления психологии развития. Возникновение психологических знаний в недрах педагогики.

3. Этапы образования по Платону. Периодизация Аристотеля.

4. Возрастная периодизация Каменского.

5. Появление в 18 в. двух противоположных подходов.

6. Появление в 19 в. трех значений понятия развития.

7. Оформление в конце 19 в. психологии развития, как самостоятельной научной дисциплины.

Теория Ллойда Демоза (1931 г.)

Он поведал о своей психоистории. Основополагающим в историческом развитии он считает психогенные изменения в личности, обусловленные взаимодействие поколений родителей и детей.

Демоз представил в своем тезисе несколько гипотез:

1). Эволюция взаимоотношений между родителями и детьми – это независимый источник исторического изменения (репрессирование и решение проблем с учётом опыта). Родители пытаются решить проблемы детей, отталкиваясь только от своего опыта.

2). Гетероионное давление психическому изменению автоматически вытекает из потребностей вернуться к пройденной фазе своего развития, и стремления ребёнка к контакту с взрослыми.

3). История детства представляет собой последовательный ряд всё более тесного сближения между взрослыми и ребёнком.

4). Наличия момента в прошлой истории, когда большинство детей испытывает большие проблемы.

5). Воспитательные обычаи общества являются его культурной чертой. И условием работы, движения, развития, элементов культуры определяя границы во всех других сферах истории.

Ллойд Демоз подразделяет всю историю детства на 6 периодов:

1). Инфантицидный стиль (с древности до 4 в. н.э.). Период массовых детоубийств.

2). Бросающий стиль (с 4 по 13 в.). Как только культура признает наличие души, то уровень детоубийств уменьшается, но детей от себя убирали (отдавали в другие семье, в рабство, на работу, в монастырь).

3). Амбивалентный стиль (с 14 по 17 в.). Ребёнку было дозволено войти в эмоциональную жизнь взрослых и его начали окружать вниманием, но ему ещё отказано в самостоятельном духом существовании.

4). Навязчивый (18 в.) Ребёнок приближен к родителям настолько, что контролируются все проявления, все сферы его жизни, но когда взрослый вмешивается в жизнь ребёнка, то на этом форме возникают конфликты. Нет худо без добра.

5). Социализирующий стиль (с 19 по середину 20 в.). Родители пытаются завоевать любовь и внимание ребёнка, с другой стороны подчинить его своей воле. Менее насильственный способ/ попытка слепить из ребёнка взрослого человека.

6). Помогающий стиль (средина 20 в.). Ребёнок лучше родителей знает, как вести себя в конкретной ситуации.

На высокий уровень выходить стремление к эмпатии (сопереживания), равноправию в отношениях и эмоциональная близость.

Выводы: прежде чем развитие человека стало специальным предметом научно-психологического анализа, оно осмыслялось в философии и культуре (литература, живопись, фольклор). Демоз обратил внимание на значимость фетального опыта, т.е. речь идёт о психологических травмах в состоянии эмбриона. Эти травмы остаются в психики человека в зрелом возрасте, носят бессознательный и не явный характер.

Историография развития человека представлена в работах Филипа Арьеса. Он проанализировал историю живописи, литературы, систем образования, истории игр, костюмы, различные календарные праздники. С 13 по 19 в. проследил социокультурный процесс осмысление человеком качественных изменений в своём развитии.

Ллойд Демозу принадлежит идея создания психоистории - самостоятельной отрасли знания, которая не описывает отдельные исторические периоды и факты, а устанавливает общие законы и причины исторического развития, обусловленные взаимоотношениями поколений.

Описательный донаучный этап психологии развития связывает с тем, что психологические знания существовали в недрах педагогики. Среди философов были материалисты считавшие, что развитие психики связано с соединением естественных начал (вода, огонь, земля, воздух). И идеалисты считали, что это психические явления возникают из нематериальной субстанции души.

· Материалисты(Гераклит, Демокрит) считали, что душа и тело едины и не видели особых различий между душой человека и животного.

· Идеалисты(Сократ, Платон) рассматривали душу, как несвязанную с телом и имеющею божественное происхождение. Платон предлагает 8 этапов образования, но у него не существовало идей развития.

Аристотель, давая объяснения развитию, представил первую возрастную периодизацию состоящею из 3 этапов. За основу он взял имею (?) развития и обращал внимание на то, как непосредственно развивается сам человек. Он подчёркивал необходимость защиты индивидуальности ребёнка, а в семье видел стабилизирующее и социализирующее влияние.

Эразистрат испытывал действия различных лекарственных препаратов на животных, наблюдал за поведение после перерезки нервных окончаний идущих от органов чувств к мозгу. И после этого описывал некоторые мозговые центры управляющие движением конечностей, мимикой, жеванием, глотанием. Благодаря этому он впервые выдвинул теорию о врожденной и приобретаемых формах поведения.

Эпоха возрождения подразумевает под собой переход от средневековых традиций к новому мировоззрению.

Некоторые необходимые для продвижения идеи развития мысли обнаруживаются в трудах у Фомы Аквинского, который объявил, что философия должна опираться не на веру, а на доказательства.

(…) от описаний и абстрактных моделей к эмпирической опытной проверки выдвигаемых гипотез в развитии.

Каменский на педагогической почве возродил идею Аристотеля о жизни, как внутреннем развитии. Является автором собственной возрастной периодизации возрастного развития и делит жизнь подрастающего поколения на 4 возрастных этапа по 6 лет каждый. В его понимании детства характеризуется усиленным (?) и развитием органов чувств. Отрочество характеризуется развитием памяти и воображения и их исполнительными органами. Юность характеризуется более высоким развитием мышления помимо выше перечисленных: возмужалость, развитием воли и способностью развития гармонию.

В философии одним из первых кто указал на необходимость эмпирического исследование в детском и юношеском возрасте был Локк. Он утверждал, что ребёнок это не маленький взрослый и взрослые совершают ошибки в оценивании возможностей и потребностей ребёнка с точки зрения собственных представлений о нём.

В 18 в. история развития начинает занимать умы многих исследователей, а подтолкнуло к этой ситуации первой книги Жан Жака Руссо «Эмиль или о воспитании». В этой книги он так же изложил свой взгляд на периодизацию, что в каждом возрасте есть ведущее начало и пытался осмыслить, что связывает эти этапы или возраста. Указывал так же на то, что необходимо учитывать возрастные особенности для того, чтобы воспитание не шло в разрез с развитием.

Превращение психологии развитии сопутствовали (…) Тетенсан «Философские опыты о человеческой природе и её развития», данная идея содержит прогрессивные идеи. Автор обратился к поиску общих закономерностей развития, предложил использовать метод наблюдения, обратил внимание на протекание развития.

В конце 17 в. появилась первая книга положившая начало научному изучению детской души, автор немецкий врач и философ Титеман «Наблюдение за развитие душевных способностей ребёнка».

Куэтелет (бельгийский астроном математик) ввел эмпирику-статистический метод, т.е. путем измерения и возможности всех переменных.

Шелен, Гегель работали на стыке с философией . Гегель понимал развитие, как постепенное изменение, нигде не прерывающееся и не имеющее скачков. Центральным для понимания развития у него являлся закон отрицания отрицаний, т.е. развитие по спирали.

К концу 18 в, прогрессивной идеей возник Прохаска. В своей работе он опирался на центральную нервную систему, её механизм, и ввел понятие рефлекса.

(Рефлекс - )

Исходил из идей тотальной зависимости организма от природы, неразрывной связи с ней.

Кювье, впервые стал рассматривать поведение, как видовой признак, связанный со степенью развития мозга. Он считал, что отдельные виды животных имеют определенную форму инстинктивного поведения, что животным присуща инстинктивная деятельность, как врожденная.

Дарвин считал, что биологическая эволюция является результатом длительного процесса отбора. Наследственные качества, которые поспособствовали большей адаптации к условиям окружающей среды, получили большую вероятность сохранения в последующих поколениях.

Сеченов, Павлом. Занимались раскрытием сущность развития и функционирование психики через объективные и физиологические механизмы.

В связи с этим в 19 образовались 3 значения понятие развития:

1. Префармированность– это развитие есть развернутое заложенное в зародыше наследственной до своей конечной форме. Любой организм начинается с зародыша и достигает своей конечной формы.

2. Эпигенез- концепция эпигенеза рассматривается как поступательный процесс, при котором особая жизненная сила и с первоначально не структурной органической субстанцией создаёт качество.

Эволюция -

Психология в конце 19 в. Начало развивать как научно-самостоятельной дисциплины.

Материал, который помогал проанализировал специфику индивидуального развития, был отражён в дневниковых записях. В литературе конца 19 в. о фактах появления специфически детского как то одежда, игрушки, помещение, предметы, и т.д.

Первый детский сад появился 1837 г. В России спустя 100 лет.

В конце 19 в. стала задача понимания ребёнка и проблем детской души. Конец века ознаменовался побуждением взрослых лучше узнать себя.

В 1882 г. появилась книга физиолога Прерьера «Душа ребёнка». Дневниковая запись, когда в течении 3-х лет, отец наблюдал за своим сыном и делал записи каждый день: утром/днем/вечером. Данная книга открыла новую эпоху в изучении души ребёнка.

Именно от этой книги принято дотировать возникновение психологии развития, как отдельной отрасли науки.

Прерьер выступил против передовой психологии.

«Ещё до рождения ребёнка белый лист, нервной психической организации уже исписан множеством неясных, неразборчивых и невидимых знаков представляющей собой следы чувственных восприятий испытанных давно минувшими поколениями».

Первой четверти 20 в. появляются первые публикации дневниковые наблюдения за развитием детей уже Российских ученых: Сикорский, Павлов, Левоневский и т.д.

Холл – основоположник педологии. Педология – наука о детях, которая подключает или включает в себя физиологию, психологию, педагогику и т.д.

Со своими идеями выступает Болдуин. Описывает детство в своей книги «Сэлли», «Этюды по психологии детства». Холл подтолкнул появление специальных тестов, на которых уже работали не только педагоги, но и ученые, т.е. для школ, чтобы развивать детей в нужном направление отталкиваться в более современных идей, требовался методологический аппарат. Нужно было знать чему учить детей, уже сформировать базис. Узнать с одной стороны запрос педагога, с другой стороны учеников. Создавали анкеты, опросники, отвечая на которых уже можно было выстроить определённую последовательность. Начиная учить ребёнка с этого пункта и до конца. Опросники были расширены, стандартизованы. Сформировался научный подход. Получается что относительно этих методик, так или иначе, устраивалась структура.

Холлу принадлежа идея построения возрастов с опорой на теорию рекапитуляции согласно которой ребёнок в своем развитии вкратце повторяет главные этапы истории всего человеческого рода. Эта теория разложилась по образцу биогенетического закона, который выдвинул Гекель. Он полагал, что история развития индивидуального развития сжато повторяет основные стадии развития всего ряда предшествующих форм.

Характер детских игр Холл объяснял из желание охотничьих инстинктов первобытных людей, игры подростков считались воспроизведением образа жизни индейских племён. Фактически холл говори о биологической детерминации детской психики, формирование, которой представлялась в виде переходов от одной фазы к другой.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.