Особенности профессионального цикла ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Цикличность является одним из основных принципов, определяющих развитие окружающего нас мира, самого человека и в том числе его профессиональной жизни. Становление и развитие методиста как профессионала идет в соответствии с жизненным циклом человека, изменением статуса личности и модификацией специализации. Мы выделили несколько стадий, которые достаточно условны, но все они имеют место. Рассмотрим особенности развития методиста на разных этапах профессионального цикла. / стадия — начало профессионального пути методиста, приобщения к профессии, ее требованиям, законам, нормам, регламентам и т. д. Иными словами, в это время идет процесс вхождения в профессию. Методист «приглядывается» к сотрудникам методического отдела, к библиотекарям низовых библиотек. Он стремится познать особенности работы каждой библиотеки, в первую очередь наиболее развитых и слабых (отстающих). Ему интересны детали их работы, их возможности. Он учится у более опытных методистов умению контактировать с библиотекарями, определять проблемные участки в работе библиотек, быстро реагировать на запросы. В этот период методист не только познает стиль работы своих коллег, но и пытается сформировать свой, опираясь на теоретические знания, полу- ченные в годы учебы. У него еще нет соответствующего опыта, но есть желание и стремление узнать больше, стать полезным для библиотекарей. Он постепенно вникает в суть работы других методистов, раскрывает для себя ее достоинства, особенности и сложности, порой несовместимые с его представлениями, имевшими место до того, как он узнал, «что такое быть методистом», «что такое методическая работа», «какие сюрпризы она может преподнести». Он познает методическую работу изнутри, все ее плюсы и минусы. Но это его не пугает: он уже не может «оставить своих библиотекарей». Он приобретает умение ставить задачи, определять главное в работе с библиотекарями, составлять некоторые регламентирующие документы и давать рекомендации, консультировать. По времени эта стадия длится (как свидетельствуют практики) от нескольких месяцев до четырех лет. // стадия — стадия роста, признания, завоевания авторитета, к которому идут всю жизнь. Наступает период профессионального удовлетворения, успеха; появляется желание сделать все возможное и невозможное, преодолеть все препоны, подводные течения; осуществить то, о чем мечтал и к чему стремился. Эта стадия — самая плодотворная, она придает уверенность, обнадеживает. Методист включен во множество профессиональных и социальных связей, укрепляет уже сложившееся сотрудничество, ищет новых партнеров. Позиция методиста, его место в отделе устойчивы, его статус достаточно высок, с ним считаются, к его слову прислушиваются, его постоянно привлекают к разработке различных нормативных, регламентирующих документов и методических материалов. Без него не обходятся ни один семинар, ни одно мероприятие. Он в центре внимания и уважения коллег, администрации, органов управления. Он уже может диктовать правила игры. Его творческий потенциал востребован не только своими коллегами, но и в местном сообществе. Его знают во многих библиотеках других регионов, на федеральном уровне как опытного специалиста, умеющего доказать, отстоять свою позицию, точку зрения. О нем говорят как об авторитетном специалисте с определенным имиджем и стилем работы. Он постоянно учится, передает свои знания другим. Он — лидер, фаворит, овладевающий наукой и практикой организации методической деятельности, ее форм и методов, приоритетов, достижений. Методист достигает той стадии профессиональной состоятельности, когда ему доверяют разработку собственных проектов, внедрение новых направлений деятельности, претворение в жизнь государственных решений. В то же время с приобретением определенного статуса повышается уровень личной ответственности за состояние дел в библиотеках, растет требовательность со стороны руководства. Это связано с тем, что деятельность методиста заметна, а результаты работы оказывают определенное влияние на общий ход развития библиотечного дела. /// стадия — период стагнации, некоего успокоения, даже самоуверенности. Но постепенно нарастает чувство тревоги, волнения; в затылок дышат более молодые специалисты — с новым мышлением, навыками, умениями, амбициями и т. д. Тем не менее этот период в деятельности методистов протекает без сбоев, правда, и без каких-либо взлетов. Есть еще порох в пороховницах; есть желание и стремление обучиться новому и додоказать свою востребованность и необходимость. Примеров такого профессионального служения в реальной практике немало. Например, в районных, областных, национальных библиотеках некоторых субъектов РФ служат методисты, проработавшие более 20—25 лет. Они успешно трудятся до сих пор (Республика Бурятия, Иркутская, Читинская, Свердловская области, Красноярский край и др.). Такой методист достиг вершины успеха за счет интенсивных усилий и титанического труда. Он постоянно в разъездах. Посещения библиотек, изучение и анализ их работы — это его ежемесячный график из года в год. Подготовка справок информационного и аналитического характера во все инстанции, вплоть до финансовых органов, особенно связанных с разработкой новых норм в условиях перехода на инновационные модели библиотечного обслуживания и применения новых технологий, способов финансирования, также его повседневные задачи. Методист стремится как можно дольше продлить этот период — период зрелости. Акцент ставится на эффективном решении задач и оттачивании авторского, творческого подхода к работе. Он — мэтр, у которого учатся молодые специалисты. Стиль его работы — знание и правильное применение законов, опора на библиотечно-правовые ценности и правила. Его кредо: «Творчество плюс инновации». Деловая активность между тем потихоньку снижается. Для преодоления собственного психологического противоречия и противостояния новому специалист делает ставку на молодых, на передачу им части своих обязанностей, технологий, профессиональных нюансов. Тем самым он укрепляет свои позиции, продлевает стадию устойчивого развития мсвое профессиональное долголетие в последователях и учениках. Методист понимает, что необходимо обеспечить преемственность поколений, «укоренить» молодых, закрепить традиции и результаты успешных новаций. И если на предыдущих стадиях результаты его работы в большей степени были индивидуальным успехом, то теперь, формируя собственную команду, он стремится к коллективной успешности. Достижение профессиональной зрелости и мудрости позволяет выстраивать рабочие процессы и отношения с людьми в оптимальном режиме. IV стадия — стадия свертывания возможностей. Время уже идет «вспять», ситуация неподконтрольна, отовсюду нарастает критика; нарушаются связи, которые были такими незыблемыми, надежными; новые партнеры не понимают и не признают, а бывшие коллеги по методическому обеспечению уже сами могут противостоять но>вой волне специалистов и диктату времени. Начинается спад. Методист, еще вчера успешный, постепенно утрачивает былой пыл, энергию; сегодня не востребован, ибо уже не соответствует новым требованиям, технологиям (изменившим процесс методической работы — от учета до распространения передового опыта). Данная стадия характеризуется спадом деловой активности ввиду усиливающейся конкуренции и соперничества с «подросшими» молодыми специалистами, вследствие психологических причин (сопротивление изменениям, возрастание консервативных настроений, снижение и истощение внутренних ресурсов — эмоций, энергии и т. п.). Главной особенностью, определяющей профессиональное становление методистов, независимо от стадии личностно-социльного развития, является их активная жизненная позиция вкупе с высоким уровнем профессионального самосознания. В подтверждение этого положения приведем данные всесоюзного исследования «Библиотечная профессия: состояние и перспективы», в рамках которого мы изучили библиотечные кадры Бурятии. Основные цели исследования: определить социально-демографический состав работников (методистов), раскрыть профессиональное сознание методистов, выявить уровень их готовности к активному участию в перестройке библиотечного дела, изучить профессиональную миграцию (то есть мобильность или стабильность методических кадров), характер организации их труда. Опрос проходил по специальному тесту, ответы на который позволили диагностировать принадлежность методиста к одному из четырех стратов: А (альфа); 7 (гамма), 2 (сигма), тс (пи). Полученная информация подтвердила, что методисты являются активной частью общей структуры библиотечных кадров. Среди них 35,3 процента относятся к страту «альфа» (авангард). А (альфа) — лидеры, новаторы, которым профессия обязана импульсами, побуждающими к движению, авторскими идеями, творческим поиском. Отличительная черта, особенность авангарда в том, что это люди, преданные своему делу, но никогда не удовлетворенные традиционным его состоянием. К страту «гамма» (гвардейцы) относятся 12 процентов методистов. Люди типа 7 (гамма) — классные специалисты, мастера своего дела, отлично освоившие современную технологию, овладевшие профессиональным мировоззрением, пользующиеся заслуженным вниманием и авторитетом. Профессиональный патриотизм объединяет «гвардию» и «авангард», но, в отличие от последнего, классные специалисты не склонны решительно преобразовывать сложившееся состояние, довольствуясь рационализацией, улучшением, совершенствованием. Разумеется, приведенный выше цикл, опирающийся на классическую цепочку «начало — расцвет — стагнация —регрессия», описывает типичное профессиональное развитие. В реальной практике методистами становятся не сразу, а с приобретением опыта. Поэтому зачастую первую стадию развития начинающие методисты проходят быстро, опираясь на уже имеющиеся профессиональные знания, умения, навыки, связи. Нередко на этапе расцвета методисты переходят на более высокие должности (заместителя директора, директора библиотеки, сотрудника органов управления культурой). Иногда они, наоборот, передвигаются на менее напряженные участки работы и завершают там свою карьеру или, напротив, начинают новый профессиональный цикл. Однако существует несколько позиций, неизменных в течение всего цикла становления и развития методиста. • «Честь превыше всего» Для методистов важен престиж их работы, их библиотеки, но это не самоцель. «Честь профессии превыше всего!» — этот показатель является главной составляющей в их работе и сдерживающим началом, позволяющим сохранять спокойствие, достоинство при общении с библиотекарями, чиновниками различного ранга, особенно когда речь идет об отстаивании своей точки зрения. • «Право на право» В отличие от руководителей библиотек, методисты не обладают властными полномочиями (хотя контролирующими располагают в полной мере). Но именно они осуществляют политику в области внедрения НИТ, организации СПК, НИР, инноваций. В то же время они имеют реальное право в соответствии со своей должностью и миссией влиять на библиотекарей низовых библиотек и определять их развитие. В силу своих профессиональных обязанностей и личностных особенностей методисты оказывают значительное воздействие на характер и содержание деятельности подведомственных библиотек, ибо являются источниками официальной информации по различным направлениям библиотечной работы, имеют возможность выдвигать библиотекарей сельских библиотек на представление к наградам различного достоинства и уровня, а также принуждать их к выполнению тех или иных целей и задач. Методисты владеют целым арсеналом методов и приемов социально-психологического воздействия. Они могут: — убеждать, внушать, сдерживать, принуждать, запрещать; — побуждать других поступать в соответствии с общими интересами и потребностями; — добиваться их расположения, сотрудничества; — доказывать свою правоту, отстаивать собственную точку зрения и т. д. • «Мыслю, следовательно, действую» Концептуальное мышление является главным, превосходящим все другие, квалификационным требованием к личности методистов, отличающим их от других библиотечных работников. Оно определяет образ действий методиста: руководствоваться в своей деятельности принципами текущей практической целесообразности и перспективного стратегического предвидения. Концептуальность мышления методиста проявляется в умении адаптировать теорию для внедрения ее в практику и, наоборот, в способности анализировать и обобщать факты реальной деятельности библиотек на уровне разработки методики и теории. Такой образ мышления возникает как следствие постоянного профессионального развития и научного мировоззрения, формирующихся благодаря целенаправленному изучению достижений отечественной и зарубежной теории управления и менеджмента качества, организационного поведения специалистов в условиях глобализации, влияния внешней среды на отношения внутри организаций и между ними. Для его развития необходимы определенные положительные условия и обстоятельства: — понимающие, профессионально грамотные коллеги; — соответствующие авторитетные партнеры; — возможность обучаться в престижных учебных заведениях; возможность выезжать с целью участия в актуальных научно-практи- ческих конференциях, симпозиумах, семинарах и т. д.; — возможность заниматься научно-исследовательской работой; — возможность заниматься проектами, грантами и т. д.; — возможность осуществлять международные связи. Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в настоящий момент наблюдается заметное ускорение в развитии профессионального цикла методиста, связанное с общим повышением темпов жизни общества, форсированием карьеры современного специалиста. Сегодня особенности прохождения разных этапов цикла обусловлены последовательными изменениями следующей цепочки факторов: непрерывным процессом реформирования российского общества, -» выработкой новой стратегии государственной политики в области библиотечного дела, -»преобразованием реальной практики методической деятельности в русле новой методологии управления библиотечным делом, -> предъявлением новых и изменением базовых квалификационных требований к методистам как проводникам государственной политики в библиотечной сфере.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|