Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности профессионального цикла



Цикличность является одним из основных принципов, определяющих развитие окружающего нас мира, самого человека и в том числе его про­фессиональной жизни.

Становление и развитие методиста как профессионала идет в соответ­ствии с жизненным циклом человека, изменением статуса личности и модификацией специализации. Мы выделили несколько стадий, которые достаточно условны, но все они имеют место. Рассмотрим особенности развития методиста на разных этапах профессионального цикла.

/ стадия — начало профессионального пути методиста, приобщения к профессии, ее требованиям, законам, нормам, регламентам и т. д. Иными словами, в это время идет процесс вхождения в профессию. Методист «приглядывается» к сотрудникам методического отдела, к библиотекарям низовых библиотек. Он стремится познать особенности работы каждой библиотеки, в первую очередь наиболее развитых и слабых (отстающих). Ему интересны детали их работы, их возможности. Он учится у более опыт­ных методистов умению контактировать с библиотекарями, определять проблемные участки в работе библиотек, быстро реагировать на запросы. В этот период методист не только познает стиль работы своих коллег, но и пытается сформировать свой, опираясь на теоретические знания, полу-

ченные в годы учебы. У него еще нет соответствующего опыта, но есть желание и стремление узнать больше, стать полезным для библиотекарей. Он постепенно вникает в суть работы других методистов, раскрывает для себя ее достоинства, особенности и сложности, порой несовместимые с его представлениями, имевшими место до того, как он узнал, «что такое быть методистом», «что такое методическая работа», «какие сюрпризы она может преподнести». Он познает методическую работу изнутри, все ее плюсы и минусы. Но это его не пугает: он уже не может «оставить своих библиотекарей». Он приобретает умение ставить задачи, определять глав­ное в работе с библиотекарями, составлять некоторые регламентирующие документы и давать рекомендации, консультировать. По времени эта стадия длится (как свидетельствуют практики) от нескольких месяцев до четырех лет.

// стадия — стадия роста, признания, завоевания авторитета, к которо­му идут всю жизнь. Наступает период профессионального удовлетворе­ния, успеха; появляется желание сделать все возможное и невозможное, преодолеть все препоны, подводные течения; осуществить то, о чем мечтал и к чему стремился. Эта стадия — самая плодотворная, она прида­ет уверенность, обнадеживает. Методист включен во множество профес­сиональных и социальных связей, укрепляет уже сложившееся сотрудни­чество, ищет новых партнеров. Позиция методиста, его место в отделе устойчивы, его статус достаточно высок, с ним считаются, к его слову прислушиваются, его постоянно привлекают к разработке различных нор­мативных, регламентирующих документов и методических материалов. Без него не обходятся ни один семинар, ни одно мероприятие. Он в цент­ре внимания и уважения коллег, администрации, органов управления. Он уже может диктовать правила игры. Его творческий потенциал востре­бован не только своими коллегами, но и в местном сообществе. Его знают во многих библиотеках других регионов, на федеральном уровне как опыт­ного специалиста, умеющего доказать, отстоять свою позицию, точку зрения. О нем говорят как об авторитетном специалисте с определенным имиджем и стилем работы. Он постоянно учится, передает свои знания другим. Он — лидер, фаворит, овладевающий наукой и практикой органи­зации методической деятельности, ее форм и методов, приоритетов, достижений. Методист достигает той стадии профессиональной состоя­тельности, когда ему доверяют разработку собственных проектов, внедре­ние новых направлений деятельности, претворение в жизнь государствен­ных решений. В то же время с приобретением определенного статуса повышается уровень личной ответственности за состояние дел в биб­лиотеках, растет требовательность со стороны руководства. Это связано с тем, что деятельность методиста заметна, а результаты работы оказывают определенное влияние на общий ход развития библиотечного дела.

/// стадия — период стагнации, некоего успокоения, даже самоуверен­ности. Но постепенно нарастает чувство тревоги, волнения; в затылок дышат более молодые специалисты — с новым мышлением, навыками, умениями, амбициями и т. д. Тем не менее этот период в деятельности ме­тодистов протекает без сбоев, правда, и без каких-либо взлетов. Есть еще порох в пороховницах; есть желание и стремление обучиться новому и додо­казать свою востребованность и необходимость. Примеров такого про­фессионального служения в реальной практике немало. Например, в районных, областных, национальных библиотеках некоторых субъектов РФ служат методисты, проработавшие более 20—25 лет. Они успешно трудят­ся до сих пор (Республика Бурятия, Иркутская, Читинская, Свердловская области, Красноярский край и др.). Такой методист достиг вершины успе­ха за счет интенсивных усилий и титанического труда. Он постоянно в разъездах. Посещения библиотек, изучение и анализ их работы — это его ежемесячный график из года в год. Подготовка справок информацион­ного и аналитического характера во все инстанции, вплоть до финансовых органов, особенно связанных с разработкой новых норм в условиях пере­хода на инновационные модели библиотечного обслуживания и примене­ния новых технологий, способов финансирования, также его повседнев­ные задачи. Методист стремится как можно дольше продлить этот период — период зрелости. Акцент ставится на эффективном решении за­дач и оттачивании авторского, творческого подхода к работе. Он — мэтр, у которого учатся молодые специалисты. Стиль его работы — знание и правильное применение законов, опора на библиотечно-правовые ценности и правила. Его кредо: «Творчество плюс инновации». Деловая активность между тем потихоньку снижается. Для преодоления собствен­ного психологического противоречия и противостояния новому специа­лист делает ставку на молодых, на передачу им части своих обязанностей, технологий, профессиональных нюансов. Тем самым он укрепляет свои позиции, продлевает стадию устойчивого развития мсвое профессио­нальное долголетие в последователях и учениках. Методист понимает, что необходимо обеспечить преемственность поколений, «укоренить» молодых, закрепить традиции и результаты успешных новаций. И если на предыдущих стадиях результаты его работы в большей степени были индивидуальным успехом, то теперь, формируя собственную команду, он стремится к коллективной успешности. Достижение профессиональной зрелости и мудрости позволяет выстраивать рабочие процессы и отноше­ния с людьми в оптимальном режиме.

IV стадия — стадия свертывания возможностей. Время уже идет «вспять», ситуация неподконтрольна, отовсюду нарастает критика; нару­шаются связи, которые были такими незыблемыми, надежными; новые партнеры не понимают и не признают, а бывшие коллеги по методичес­кому обеспечению уже сами могут противостоять но>вой волне специа­листов и диктату времени. Начинается спад. Методист, еще вчера успеш­ный, постепенно утрачивает былой пыл, энергию; сегодня не востребо­ван, ибо уже не соответствует новым требованиям, технологиям (изме­нившим процесс методической работы — от учета до распространения передового опыта). Данная стадия характеризуется спадом деловой активности ввиду усиливающейся конкуренции и соперничества с «под­росшими» молодыми специалистами, вследствие психологических причин (сопротивление изменениям, возрастание консервативных настроений, снижение и истощение внутренних ресурсов — эмоций, энергии и т. п.).

Главной особенностью, определяющей профессиональное становле­ние методистов, независимо от стадии личностно-социльного развития, является их активная жизненная позиция вкупе с высоким уровнем профессионального самосознания.

В подтверждение этого положения приведем данные всесоюзного исследования «Библиотечная профессия: состояние и перспективы», в рамках которого мы изучили библиотечные кадры Бурятии. Основные цели исследования: определить социально-демографический состав работников (методистов), раскрыть профессиональное сознание мето­дистов, выявить уровень их готовности к активному участию в перестрой­ке библиотечного дела, изучить профессиональную миграцию (то есть мобильность или стабильность методических кадров), характер организа­ции их труда. Опрос проходил по специальному тесту, ответы на который позволили диагностировать принадлежность методиста к одному из четы­рех стратов: А (альфа); 7 (гамма), 2 (сигма), тс (пи).

Полученная информация подтвердила, что методисты являются актив­ной частью общей структуры библиотечных кадров. Среди них 35,3 про­цента относятся к страту «альфа» (авангард). А (альфа) — лидеры, новато­ры, которым профессия обязана импульсами, побуждающими к движе­нию, авторскими идеями, творческим поиском. Отличительная черта, особенность авангарда в том, что это люди, преданные своему делу, но ни­когда не удовлетворенные традиционным его состоянием. К страту «гамма» (гвардейцы) относятся 12 процентов методистов. Люди типа 7 (гамма) — классные специалисты, мастера своего дела, отлично освоив­шие современную технологию, овладевшие профессиональным мировоз­зрением, пользующиеся заслуженным вниманием и авторитетом. Про­фессиональный патриотизм объединяет «гвардию» и «авангард», но, в от­личие от последнего, классные специалисты не склонны решительно пре­образовывать сложившееся состояние, довольствуясь рационализацией, улучшением, совершенствованием.

Разумеется, приведенный выше цикл, опирающийся на классическую цепочку «начало — расцвет — стагнация —регрессия», описывает типич­ное профессиональное развитие. В реальной практике методистами ста­новятся не сразу, а с приобретением опыта. Поэтому зачастую первую ста­дию развития начинающие методисты проходят быстро, опираясь на уже имеющиеся профессиональные знания, умения, навыки, связи. Нередко на этапе расцвета методисты переходят на более высокие должности (за­местителя директора, директора библиотеки, сотрудника органов управ­ления культурой). Иногда они, наоборот, передвигаются на менее напря­женные участки работы и завершают там свою карьеру или, напротив, на­чинают новый профессиональный цикл.

Однако существует несколько позиций, неизменных в течение всего цикла становления и развития методиста.

• «Честь превыше всего»

Для методистов важен престиж их работы, их библиотеки, но это не са­моцель. «Честь профессии превыше всего!» — этот показатель является

главной составляющей в их работе и сдерживающим началом, позволя­ющим сохранять спокойствие, достоинство при общении с библиотекаря­ми, чиновниками различного ранга, особенно когда речь идет об отстаива­нии своей точки зрения.

• «Право на право»

В отличие от руководителей библиотек, методисты не обладают власт­ными полномочиями (хотя контролирующими располагают в полной мере). Но именно они осуществляют политику в области внедрения НИТ, организации СПК, НИР, инноваций.

В то же время они имеют реальное право в соответствии со своей должностью и миссией влиять на библиотекарей низовых библиотек и определять их развитие. В силу своих профессиональных обязанностей и личностных особенностей методисты оказывают значительное воздей­ствие на характер и содержание деятельности подведомственных библио­тек, ибо являются источниками официальной информации по различным направлениям библиотечной работы, имеют возможность выдвигать биб­лиотекарей сельских библиотек на представление к наградам различного достоинства и уровня, а также принуждать их к выполнению тех или иных целей и задач.

Методисты владеют целым арсеналом методов и приемов социально-психологического воздействия. Они могут:

— убеждать, внушать, сдерживать, принуждать, запрещать;

— побуждать других поступать в соответствии с общими интересами и потребностями;

— добиваться их расположения, сотрудничества;

— доказывать свою правоту, отстаивать собственную точку зрения и т. д.

«Мыслю, следовательно, действую»

Концептуальное мышление является главным, превосходящим все другие, квалификационным требованием к личности методистов, отлича­ющим их от других библиотечных работников. Оно определяет образ действий методиста: руководствоваться в своей деятельности принципа­ми текущей практической целесообразности и перспективного стратеги­ческого предвидения. Концептуальность мышления методиста проявляет­ся в умении адаптировать теорию для внедрения ее в практику и, наобо­рот, в способности анализировать и обобщать факты реальной деятель­ности библиотек на уровне разработки методики и теории.

Такой образ мышления возникает как следствие постоянного профес­сионального развития и научного мировоззрения, формирующихся благо­даря целенаправленному изучению достижений отечественной и зарубеж­ной теории управления и менеджмента качества, организационного пове­дения специалистов в условиях глобализации, влияния внешней среды на отношения внутри организаций и между ними. Для его развития необходи­мы определенные положительные условия и обстоятельства:

— понимающие, профессионально грамотные коллеги;

— соответствующие авторитетные партнеры;

— возможность обучаться в престижных учебных заведениях;

возможность выезжать с целью участия в актуальных научно-практи- ческих конференциях, симпозиумах, семинарах и т. д.;

— возможность заниматься научно-исследовательской работой;

— возможность заниматься проектами, грантами и т. д.;

— возможность осуществлять международные связи.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в настоящий момент наблюдается заметное ускорение в развитии профессионального цикла методиста, связанное с общим повышением темпов жизни общест­ва, форсированием карьеры современного специалиста. Сегодня особен­ности прохождения разных этапов цикла обусловлены последовательны­ми изменениями следующей цепочки факторов: непрерывным процессом реформирования российского общества, -» выработкой новой стратегии государственной политики в области библиотечного дела, -»преобразова­нием реальной практики методической деятельности в русле новой мето­дологии управления библиотечным делом, -> предъявлением новых и изменением базовых квалификационных требований к методистам как проводникам государственной политики в библиотечной сфере.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.