Беседа 4. О расположении и выражении
Часть 2 2. Вопрос: Как же может быть украшено слово? Ответ: Об этом собираюсь простирать долгую беседу, ибо всякое слово (речь) имеет никогда не раздельные две части: слово ("речение") и разум. Слова человеческого голоса означают некий смысл, рожденный в уме, разум же есть сама сила, выражаемая словами, ибо подобает украшать разум (смысл, содержание) словами. Отсюда должно знать, что украшение речи состоит в двух вещах: 1) в словах, 2) в мыслях. 3. Вопрос:Много ли украшений в словах и много ли в мыслях? Ответ: Украшения в словах сугубы: первые состоят в изменении смысла, вторые - в расположении слов. 4. Вопрос: Каковы суть первые, то есть изменения смысла? Ответ: (Те, что состоят) в изменении смысла. Это - первого рода украшения слова, называемые по-гречески тропы. 5. Вопрос: Что такое троп и много ли есть видов тропов? Ответ: Троп есть слово, изменяющее свой смысл на иной. Имеется 6 видов изящных тропов: метафора, синекдоха, метонимия, антономасия, аллегория, ирония. 6. Вопрос: Что есть метафора? Ответ: Метафора есть перенос слова от своего смысла к другому смыслу с добрым подобием. Например: волнение еретическое. Здесь волнение не означает истинной волны морской или водной, от которой значение родилось, но означает наводимую еретиками смуту. Итак, оставив свое (изначальное) значение, перенеслось к другому. 7. Вопрос: Каким образом можно изобрести изрядную метафору? Ответ: Во-первых, ищи доброе подобие к твоей вещи. Например: желая сказать "страшное зрелище" через метафору, изобретаю подобие: "зрелище зверей", ибо звери - страшны. И взяв слово, являющееся подобным, приложи его к вещи без прежнего слова, например можно перенести "зверское зрелище", Или скажи: жизнь увядает (как) цвет юности - или (как) цвет юности увядающая жизнь. 8. Вопрос:Сколько видов имеет метафора? Ответ: Четыре - по числу вещей, от которых и к которым переносятся слова: 1) от одушевленных к одушевленным, например: еретики воюют против церкви; 2) от неодушевленных к неодушевленным, например: светятся цветы в вертограде; 3) от одушевленных к неодушевленным, например: цвет веселится, горы взыграли; 4) от неодушевленных к одушевленным, например: жестокий человек и прочее. 9. Вопрос: Что есть синекдоха? Ответ: (Синекдоха есть) понимание некоего слова через другое не по подобию, но словно ему родственное (по сходству), то есть: либо через часть приходим к пониманию целого: десница моя одолеет врагов - здесь через одну часть десницу понимаем всего воина; или через одно подразумеваем многих: швед побежден - здесь не об одном говорится, но многие шведы подразумеваются; или через материал, из которого некая вещь создана, понимается вся созданная вещь: золото многих прельстило - под золотом подразумеваются сокровища и богатство. 10. Вопрос:Что есть метонимия? Ответ: Этот троп подобен синекдохе, то есть когда причина полагается за следствие. Читаю у Златоуста: сам полагаю вину за плод (причину за результат) или плод за вину: бесстыдство и невежество творят многое зло - здесь бесстыдство и невежество положены вместо людей бесстыдных; или содержащая вещь - вместо вещи, находящейся в ней (содержание вместо содержащего): град царю повинуется - здесь град положен взамен находящихся в нем граждан. Этот троп имеется и в таком выражении: согрешил пред небом и пред тобою. Или (кладется) знак вместо означаемой вещи: орел царский страшен всем врагам. 11. Вопрос: Что есть антономасия? Ответ: Антономасия есть положение некоего титула вместо имени, например: проповедник покаяния вместо Иоанна Крестителя или (Иоанна) Златоуста; учитель народов вместо Павла; споручница грешников, мать милосердия вместо Пресвятой Богородицы Девы. Эти титлы (названия, именования) лучше всего создавать (исходя) от дел, более всего подходящих тому, кто творит этот титул. 12. Вопрос: Что есть аллегория? Ответ: (Аллегория) немногим отличается от метафоры и является перенесением многих слов от своего смысла к другим в едином подобии, например: ни еретическое волнение, ни дышащие яростью ветры гонителей не могут разбить корабль Христов. 13. Вопрос: Сколько есть видов аллегории? Ответ: Два: первый вид - чистая аллегория, второй вид - смешанная аллегория. Чистая аллегория - та, в которой все перенесенные по смыслу слова не свойственны вещи. Таковая есть у псалмопевца: виноград из Египта принес и прочая. Смешанная аллегория - та, в которой перемешаны перенесенные слова со свойственными (принадлежащими данной вещи). Такова светлая и удобно понятная аллегория, которую высказал святой Павел: знаю, что земной наш храм тела будет разрушен. Здесь слова "храм будет разрушен" перенесены от подобия здания жизни и смерти, "тело" же есть свойственное слово, так как означает то же самое и здесь и всегда. 14. Вопрос:Что, наконец, есть ирония? Ответ: Ирония есть поругание, когда одно говорится в речи, а иное или противное нечто подразумевается. Узнается же (она) от лица или от природы вещи, о которой идет речь. Например, если бы некто сказал о мучителе Диоклетиане: Диоклетиан воистину был добродетельным человеком, ибо столь многих мучеников послал на небо. Этот троп наиболее привыкли употреблять святые отцы против подлинных еретиков, ненавистников истины и лицемеров, когда мнится, будто хвалу им воздают, (на самом деле) укоряют великим уничижением. Сказанного о тропах - довольно. 15. Об украшении, состоящем в расположении слов, или о фигурах речи. Вопрос:Каковы украшения другого рода, которые состоят в расположении? Ответ: Украшение в речи бывает от самого искусного расположения слов, называемого фигурой, по-гречески схема, в переводе образ. Как дом украшается иконами и различными шарами, так и речь - фигурами. 16. Вопрос: Сколько есть родов и порядков фигур, касающихся расположения слов? Ответ: Три порядка фигур речи: повторение, сходство, противоположность. 17. О фигурах, бываемых в повторении слов. 1-я фигура есть повторение в начале многих кратких частей слова, как в этих апостольских словах: любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, любовь не гордится и прочее. 2-я фигура есть повторение того же слова в конце. Так, апостол (говорит): евреи суть - и я, израильтяне - и я, имя авраамово - и я. 3-я фигура есть повторение того же в начале и конце. Так святой Григорий Двоеслов говорит о святом духе: наполняет Святой дух отрока кроткого и псаломником творит, наполняет судию и старцем творит, наполняет пастуха и пророком творит, наполняет рыбака и верховным апостолом творит, наполняет гонителя и учителем народов творит, наполняет мытаря и евангелистом творит. 4-я фигура есть восхождение будто по ступеням от одного слова к другому, от другого к третьему. (Например,) апостол к римлянам в 12-й главе: скорбь создает терпение, терпение - умение (знание), умение - упование, упование же не посрамит. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|