Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности научения и пластичности поведения у низших позвоночных животных.



Научение -появление адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта.

Наиболее примитивные формы научения, свойственные даже беспозвоночным и низшим позвоночным, носят название неассоциативного научения. Оно связано с изменением реакции нервной системы на те или иные повторяющиеся внешние раздражители и основано на присущем ЦНС свойстве пластичности –относительно устойчивые функциональные изменения в системах нейронов, которые по длительности превышают время обычных синаптических процессов и определяют эффективность и направленность межнейронных связей.

Неассоциативное научение бывает двух видов.

Сенситизация –усиление реакции на повторно воздействующий раздражитель.

Это повышение чувствительности к воздействию какого-либо агента. К сенсебилизации относят три типа реакций. Первый тип – модификация поведения, возникающая под воздействием какого-либо стимула. Второй – способность организма под воздействием одних раздражителей изменять чувствительность к другим. Третий тип реакций нуждается в систематическом воздействии раздражителя, только в это случае чувствительность к нему повысится (это носит название суммационный рефлекс).

Привыкание –ослабление реакции на повторно воздействующий раздражитель.

Привыкание (габитуация) – элементарная, индивидуально вырабатываемая реакция снижения возбудимости в результате повторяющихся воздействий раздражителя. Оно проявляется в устойчивом снижении реакции на тот или иной раздражитель при его многократном повторении без подкрепления. То есть, на не имеющий для организма биологической значимости раздражитель (не оказывающий действия на организм и не несущий важной информации) при его повторении или продолжительном действии реакция снижается или отсутствует совсем. Особенность этой формы научения заключается в том, что в ней не приобретаются новые поведенческие реакции, а ослабляются или утрачиваются уже имеющиеся.

Выраженность привыкания зависит от специфичности, частоты предъявления стимула, силы раздражения и общего состояния организма. Привыкание наблюдается по отношению ко всем видам раздражителей.

У рептилий в пищевом поведении наблюдаются более cложные формы заботы о потомстве. Поведение врожденное, но с опытом модифицируется.

Черепахи различают форму, вертикальные и горизонтальные полосы (70-80 проб), но задачи на выявление абстрактного признака "неодинаковое" (3 изображение: 2 одинаковых, 1 — отличное) решать не способны. Могут выучить один признак, но способностью к переносу не обладают. Так же они не способны использовать предыдущий опыт для решения других задач того же типа. Черепахи выучиваются проходить 4-6-тупиковый лабиринт, т. к. в природе они сталкиваются с подобными ситуациями (норы). Так же они могут преодолевать преграды и способность предвидеть направление перемещения корма. Однако, такими способностями обладают не все — около половины черепах, и сухопутные лучше. Эта группа, по сравнению с амфибиями, более прогрессивная (по нервной системе и образу жизни), поэтому способность к научению развита лучше, хотя есть недостатки.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.