Здавалка
Главная | Обратная связь

Формирование навыков восприятия устной речи



Эффективное слушание предполагает умение извлекать полезную информацию в условиях устного общения. Считается, что умение слушать собеседника — один из критериев коммуникабельности человека. Не более 10% людей умеют выслушать собеседника, в то время как для установления контакта роль слушателя очень важна. В ситуациях публичных выступлений (лекция, доклад) обычный слушатель достигает только 25%-го уровня эффективности.
Основными недостатками при слушании являются бездумное и обрывочное восприятие, а также аналитическая узость (неумение устанавливать связи между содержанием сообщения и фактами реальной жизни). Низкая эффективность при восприятии устной речи зависит часто не только от самого слушателя, но и от выступающего (или собеседника). Однако доминирующим фактором является готовность и желание слушать, что, в свою очередь, определяется отношением слушателя, его интересами, мотивами и эмоциональным состоянием, хороший оратор может использовать эти факторы, чтобы увлечь аудиторию и заставить ее слушать свое выступление.
Эффективное слушание предполагает умение извлекать полезную информацию^ условиях устного общения. Считается, что умение слушать собеседника — один из критериев коммуникабельности человека. Не более 10% людей умеют выслушать собеседника, в то время как для установления контакта роль слушателя очень важна. В ситуациях публичных выступлений (лекция, доклад) обычный слушатель достигает только 25%-го уровня эффективности.
Основными недостатками при слушании являются бездумное и обрывочное восприятие, а также аналитическая узость (неумение устанавливать связи между содержанием сообщения и фактами реальной жизни). Низкая эффективность при восприятии устной речи зависит часто не только от самого слушателя, но и от выступающего (или собеседника). Однако доминирующим фактором является готовность и желание слушать, что, в свою очередь, определяется отношением слушателя, его интересами, мотивами и эмоциональным состоянием. Хороший оратор может использовать эти факторы, чтобы увлечь аудиторию и заставить ее слушать свое выступление.
Но и сам слушатель может развить в себе навык эффективно извле-1 кать информацию из устной речи (доклада, лекции и т.д.).
Для развития навыков эффективного слушания, по мнению одного из известных американских специалистов в области речевой коммуникации Дж. Кэппа, необходимо выработать следующие умения:
1) умение концентрироваться;
2) умение анализировать услышанное;
3) умение слушать критически;
4) владение вспомогательными средствами.
Умение концентрироваться. Концентрация необходима, чтобы подготовить себя к слушанию. Процесс концентрации требует определенных усилий. Известно, что слушатель способен понимать речь быстрее, чем говорит оратор. Это преимущество во времени должно быть использовано им, чтобы продумать, взвесить и резюмировать то, что говорит оратор. Если вы тратите свое время, думая о другом, мечтая или решая личные проблемы, концентрация становится невозможной.
Концентрация требует постоянного, а не периодического внимания. Некоторые слушают внимательно какое-то время, затем на несколько минут отвлекаются на другое, затем снова обращаются к слушанию. Этот факт может объясняться разными причинами: влиянием отвлекающих факторов (внешний шум, опоздавшие к началу выступления и т.д.), странностями в манере выступающего говорить или представлять материал, неудобным положением (местом), отсутствием интереса к теме.

Нерегулярное слушание препятствует пониманию идеи речи. Надо стараться игнорировать отвлекающие факторы. Другими словами, умение концентрироваться представляет собой основное требование эффективного слушания. Оно требует серьезного отношения к слушанию, желания работать над улучшением навыков и постоянного внимания к говорящему. Следовательно, концентрация — это не пассивный, а активный творческий процесс, требующий больших усилий.
Для того чтобы научиться концентрироваться в процессе слушания, необходимо выполнять следующие рекомендации:
1. Займите объективную и корпоративную позицию по отношению к говорящему.
2. Создайте интерес к предмету речи.
3. Подумайте, чем основное содержание речи может помочь вам.
4. «Выключите» свои эмоциональные блоки.
5. Постарайтесь предугадать события.
6. Вспомните, что вы уже знаете о предмете.
7. Продумайте тему и попробуйте угадать, как говорящий может ее развить.

Умение анализировать услышанное. Слушать публичные речи очень сложно, потому что они содержат различные идеи, и если одну из них упустить, то нарушится связь между частями речи. В ситуации беседы слушать легче, так как всегда можно переспросить собеседника. Перечислим некоторые принципы, которые рекомендуется соблюдать при слушании.

1. Определить цель речи. О цели своей речи может сказать сам оратор во вступлении. Как правило, выделяются три основных вида речей в зависимости от цели: убеждающая — речь, которая требует адекватного доказательства и логического рассуждения; информационная — речь, которая должна содержать зрелые суждения и точные факты; развлекательная — речь, включающая юмор и отличающаяся хорошим вкусом.
2. Определить композицию речи. Важно понимать, как оратор развивает и ограничивает тему, как раскрывает основную мысль, определяет технические термины, дает пояснения.
3. Определить главную тему речи. Тема часто формулируется в названии, или оратор специально подчеркивает ее.
4. Определить главные идеи оратора. Идеи выступающего развивают главную тему. Поняв главные идеи, слушатель будет знать, что искать в речи.
5. Определить формы аргументации. Важно отмечать, как приводятся доказательства, какие типы и сколько их используется. Следует определить формы иллюстрирования: примеры, аналогии, статистические данные, цитирование и т.д. Это помогает понять идею и способ доказательства.
6. Определить формы резюмирования и заключительных выводов. Полезно фиксировать, как оратор в заключении резюмирует свои идеи и связывает их с главной темой. Это помогает получить целостное и связное представление о речи.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.