Здавалка
Главная | Обратная связь

Потребности как источник активности человека. Виды потребностей. Мотивационная сфера личности. Мотив. Мотивированное поведение как характеристика личности.



 

Что такое мотивация

Данный термин имеет два взаимосвязанных, но несколько различных значения: общее (широкое) и специальное (узкое). В общем, широком значении мотивация обозначает самостоятельную, сравнительно новую (возникла в 30-годы XX в.) область научных, психологических исследований, имеющих дело с психологическим объяснением поведения человека и животных, с выявлением его истоков, факторов, определяющих целенаправленность и активность поведения. Специальное, узкое значение термина «мотивация» относится к причинам и факторам, управляющим поведением отдельно взятого человека, то есть к тому, что инициирует, направляет и поддерживает поведение данного человека в данной ситуации на определенном уровне активности. Строго говоря, широкая трактовка этого термина предполагает включение в число мотивационных факторов всех без исключения психологических особенностей человека, так как они в той или иной степени участвуют в регуляции и уп­равлении его поведением. Однако это было бы не совсем правильно: в этом случае термин «мотивация» не вносил бы ничего нового в общее психологическое понимание и объяснение поведения. Он был введен в научный оборот как раз для того, чтобы дополнить существующие знания о психологии человека и психической регуляции его поведения и отделить эти знания от тех, которые представлены в других областях психологии. Дело в том, что все другие психологические свойства человека, кроме мотивации, принимают участие лишь в регуляции поведения, но не служат его началом или энергетическим источником. Когда мы пользуемся термином «мотивация», то в первую очередь включаем в это понятие представление о психологических, энергетических первоисточниках поведения и только затем говорим о его регуляции. При этом предполагается, что те же факторы, которые являются энергетическими источниками поведения, обеспечивают его регулирование на определенном уровне активности.

 

Какие мотивационные силы влияют на поведение человека?

 

Это разнообразные силы, которые могут находиться как внутри человека, так и вне его организма. К внутренним мотивационным силам относятся физиологические процессы, происходящие в организме человека и связанные с его органическими потребностями, а также психологические свойства, состояния, процессы человека и их динамика. К внешним мотивационным силам можно отнести обстановку, людей, окружающих данного человека, разного рода внешние воздействия, оказываемые на него. Например, в организме человека в данный момент времени может чего-то недоставать, скажем, продуктов питания, воды, кислорода, и этот дефицит биохимических веществ в виде актуальных органических потребностей может оказывать влияние на поведение человека. Человеку в данный момент времени может прийти в голову определенная мысль, и она может стать актуальным мотиватором его поведения. У человека может появиться некоторое желание, интерес и стремление его реализовать, что может стать в данный момент времени внутренней, психологической причиной его активности. Человек, наконец, может принять определенное решение и, исходя из него, усилием воли заставить себя действовать определенным образом. В этом случае мотивационным источником его поведения станет сознательно принятое решение и воля. Допустим, что человек уже принял решение и готов действовать определенным образом. Достаточно ли этого, чтобы добиться достижения поставленной цели? Оказывается, что нет. Может случиться так, что обстановка, в которой приходится действовать человеку, окажется неблагоприятной для достижения интересующей его цели, и тогда человек вряд ли добьется успеха.

Допустим, что в целом обстановка весьма благоприятная, но, не оценив ее как следует, человек приступает к практическим действиям без учета сложившейся обстановки и неожиданно сталкивается с серьезным препятствием, на которое он раньше не обратил внимания. В этом случае человек, может быть, и достигнет намеченной цели, но ему придется приложить для этого гораздо больше усилий, чем в том случае, если бы он изначально внимательно изучил окружающую обстановку, принял разумное решение, как действовать, с полным учетом сложившихся обстоятельств, в том числе возможных препятствий на пути к желаемой цели. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что окружающая обстановка хотя и не прямо, как это свойственно внутренним факторам, но все же существенно мотивирует поведение человека.

Разумный человек, прежде чем действовать, оценит сложившуюся обстановку, соотнесет с ней актуальные потребности, примет решение о том, как действовать в данной обстановке для того, чтобы в максимальной степени и при минимальных усилиях с его стороны были удовлетворены наиболее важные для него потребности. Если говорить более конкретно, то со стороны обстановки поведение человека могут мотивировать следующие факторы:

- То, что в данной обстановке способствует удовлетворению наиболее важных его потребностей.

- То, что в этой обстановке препятствует удовлетворению этих потребностей.

- Субъективная оценка шансов на удовлетворение тех или иных потребностей с учетом их значимости и вероятности удовлетворения в данной ситуации.

- Оценка затрат усилий и времени, которые потребуются для того, чтобы в сложившейся обстановке удовлетворить ту или иную потребность.

Взвесив все это и исходя из того, что наиболее значимо в данный момент в данной обстановке, человек начинает дей­ствовать. Но это, оказывается, еще не все. Предприняв некоторые пробные практические действия, человек на время ос­танавливается и оценивает их результат. Если он видит, что результат предпринятых им действий соответствует ожидаемому, то он продолжит действовать дальше таким же образом. Если человек обнаружит, что полученный им результат не соответствует ожидаемому, то он на время прекратит свои действия, скорректирует их или примет совершенно новое решение, как вести себя в данной обстановке. Так может продолжаться несколько раз в процессе деятельности, направленной на удовлетворение определенной потребности в определенной социальной обстановке. Это и есть реальный динамический процесс мотивации.

Что такое потребности и мотивы

Среди многих мотивационных терминов, которые относятся к внутренним, психологическим побудительным силам поведения, чаще всего упоминаются потребности и мотивы. Определим, что называется потребностями и мотивами поведения. Потребностью называют состояние нужды человека в чем-либо, что необходимо для его нормального физического или психологического существования и развития. Название «потребность» происходит от слов «требовать», «потребовать», и поэтому потребность означает то, что требуется человеку, без чего он не в состоянии существовать и нормально развиваться как человек. В отличие от потребности мотивом поведения называют то, что в данный момент времени побуждает человека действовать определенным образом, делает его активность целенаправленной и поддерживает ее на определенном уровне. На первый взгляд кажется, что понятия «потребность» и «мотив» обозначают одно и то же. Действительно, между ними есть общее: и потребность, и мотив выступают как внутренние регуляторы поведения. Однако между ними есть и различия. Потребность может быть потенциальным и реальным мотивом поведения, то есть действовать или не действовать в данный момент времени, оказывать или не оказывать влияние на поведение. Мотив же всегда является актуально действующим мотивационным фактором. Потребность порождает общее состояние нецеленаправленной активности, а мотив делает активность человека целенаправленной. По выражению А. Н. Леонтьева, мотив — это опредмеченная потребность, то есть такая потребность, которая выражена в стремлении человека к определенной цели. Мотивы поведения — это то, что на самом деле лежит в его основе, то есть мотивы — это субъективные, психологические образования, начинающие, регулирующие и поддерживающие деятельность человека, направленную на удовлетворение его потребностей. Потребности, в свою очередь, — это объективно действующие энергетические первоисточники поведения, то есть то, что делает человека в данный момент активным. Правда, если человек осознает и правильно понимает то, что на самом деле управляет его поведением, то потребность и мотив могут совпадать.

Какие виды потребностей имеются у человека?

 

У человека намного больше разнообразных потребностей, чем у всех других живых существ. Это следующие виды потребно­стей: органические, материальные, социальные, творческие, потребности психологического развития и нравственного самосовершенствования. Рассмотрим каждую из выделенных групп потребностей в отдельности.

Органическими называются потребности, связанные с самосохранением и развитием организма. В их число входят потребности во всем, в чем нуждается организм, в том числе — в пище, в воде, в кислороде, в определенной температуре, потребность продолжения рода (половая, или сексуальная, потребность). К числу органических иногда также относят потребности в условиях, обеспечивающих безопасное существование организма (потребности в безопасности). Органические потребности человека практически ничем не отличаются от соответствующих потребностей животных, за исключением того, что у человека эти потребности связаны со специфическими условиями их удовлетворения, например гигиеническими, и с некоторыми специфическими средствами их удовлетворения, например кулинарная обработка продуктов питания.

Материальными называют потребности, которые удовлетворяются при помощи вещей, созданных трудом людей. Это, например, потребность в одежде, в жилище, в инструментах и разного рода машинах, во многом другом, что необходимо людям в быту и на работе, а также во время отдыха. Речь идет о предметах человеческой материальной культуры, об их необходимости для каждого цивилизованного человека.

Социальными называют потребности, связанные с определенным образом жизни и положением человека в обществе. Это, например, потребность в общении, во внимании со стороны окружающих людей, в признании, уважении, авторитете, власти и т.п. Эти потребности появились и стали развиваться у людей с момента возникновения и развития человеческого общества. Благодаря наличию и удовлетворению этих потребностей человек может жить среди людей, а люди в целом поддерживают и совершенствуют общественный способ своего существования. Это, в свою очередь, делает жизнь людей более безопасной и обеспеченной, чем если бы каждый человек жил и существовал сам по себе, без общения и взаимодействия с другими людьми.

Творческими называются потребности, удовлетворяемые в различных видах человеческой творческой деятельности: научной, технической, художественной. Человек, особенно если он представляет собой высокоразвитую личность, не может нормально существовать без творчества. Для такого человека потребность в творческой деятельности иногда является главной, основной в его жизни и доминирует над всеми другими потребностями. Люди такого типа готовы жить впроголодь, рисковать безопасностью своего существования, иметь минимум материальных средств для жизни — только бы им дали возможность свободно заниматься творчеством.

Под потребностями психологического развития и нравственного самосовершенствования понимаются потребности, удовлетворяя которые, человек обеспечивает собственный культурно-психологический рост, стремится к тому, чтобы сделать из себя морально ответственную и нравственно совершенную личность. Эти потребности приводят некоторых людей к религии. Именно эти потребности становятся главными и актуальными для человека, достигшего высшего уровня личностного развития. В настоящее время сложилась и весьма популярна среди психологов гуманистическая теория личности, в которой наличие у человека таких потребностей провозглашается признаком высшего уровня психологического развития человека, основной целью и главной задачей его жизни.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.