Здавалка
Главная | Обратная связь

Эмоции и чувства. Развитие эмоций и их значение в жизни человека



Эмоциями называются специфические переживания человека, связанные с его потребностями, интересами, с процессом их удовлетворения, окрашенные в приятные или неприятные тона. Эмоции представляют собой психологические состояния человека, возникающие у него в зависимости от того, как он себя физически и психологически чувствует в данный момент, а также в зависимости от того, как идет процесс удовлетворения, насколько полно удовлетворяются его потребности и интересы. Поскольку человек находится под влиянием некоторых актуальных потребностей и интересов, то в каждый момент времени он находится в том или ином эмоциональном состоянии. Иными словами, эмоции как специфические переживания характеризуют жизнь в целом и все процессы, связанные с ее сохранением и развитием. К эмоциям относятся, например, переживания голода, жажды, удовольствия, неудовольствия, страха, гнева, печали, радости, а также многочисленные и разнообразные чувства, которые человек может испытывать по разным поводам и в различных жизненных ситуациях. Эмоциональные состояния достаточно динамичны, они меняются время от времени, переходят одно в другое, иногда — в свою прямую противоположность. Например, радость может смениться печалью, страх — гневом, удовольствие — неудовольствием. Динамика эмоциональных состояний зависит от динамики потребностей и интересов, с которыми эти состояния связаны.

Прежде всего отметим, что эмоциональный мир человека намного богаче эмоционального мира любого животного (животные, по крайней мере высшие, — это доказано — способны переживать состояния, аналогичные некоторым эмоциям человека). У человека имеются следующие основные виды эмоций: настроения, простейшие или биологические эмоции, аффекты, чувства, страсти, стрессы. Определим отдельно каждый из названных видов эмоций, выясним его специфику.

Настроение — это относительно слабое, но долгое время существующее эмоциональное переживание, определяющее психологическое состояние человека в течение достаточно длительного времени, обычно от нескольких часов до нескольких дней. Термин «настроение» происходит от слова «настрой», и это не случайно. Действительно, настроение человека определяется общим настроем человека или отражает его настрой в данный момент времени. Настроение представляет собой эмоцию, которую человек обычно плохо осознает как по ее источникам, так и по характерным для нее переживаниям. Далеко не всегда и далеко не каждый человек в состоянии сразу найти определенный, убедительный ответ на вопрос, почему у него сейчас то или иное настроение. Человек с трудом может управлять своим настроением или контролировать его. Иногда человеку трудно бывает даже определить, какое у него на данный момент настроение. Простейшими или биологическими эмоциями называются такие эмоциональные переживания, которые человек как живой организм испытывает в связи с удовлетворением своих органических потребностей. Обычно это состояния типа удовольствия или неудовольствия, удовлетворения или неудовлетворения, приятного или неприятного.

Простейшие, или биологические, эмоции порождают и сравнительно простые, однозначно окрашенные эмоциональные переживания. Такая эмоция может быть или приятной, или неприятной, но одновременно тем и другим быть не может. Простейшие эмоции связаны с процессами удовлетворения таких основных органических потребностей, как потребность в пище, воде, кислороде, сексуальная потребность и ряд других.

Эти эмоции являются врожденными и имеются не только у человека, но и у животных. Они подвержены определенной, закономерной динамике и имеют циклический характер. Это означает, что такие эмоции возникают время от времени, периодически усиливаются и ослабляются и, кроме того, приятные переживания в них чередуются с неприятными.

Аффектами называют сравнительно кратковременные, но достаточно сильные эмоциональные переживания, бурно протекающие и имеющие яркое внешнее выражение (экспрессию). Это, например, радость, печаль, страх, гнев. В отличие от настроения аффект возникает внезапно и нарастает очень быстро.

Если простейшие, или биологические, эмоции появляются в ходе деятельности, направленной на удовлетворение тех или иных потребностей, и как бы сопровождают эту деятельность, составляя ее фон, то аффекты появляются или в начале или в конце деятельности, отражая, соответственно, ожидания человека от предстоящей деятельности или ее конечный результат.

Аффекты обычно возникают, когда деятельность имеет или предполагает неожиданный для человека результат, или когда на пути осуществления деятельности возникает неожиданное трудно преодолимое препятствие, или, напротив, препятствие неожиданно исчезает.

Чувства представляют собой особую, специфически человеческую разновидность эмоций. Кроме того, большинство эмоциональных переживаний человека представлено именно чувствами, поэтому на них необходимо остановиться подробнее.

Чувства можно определить как сложный комплекс разнообразных эмоциональных переживаний, связанных у человека с теми или иными людьми, предметами, событиями. В этом плане справедливо высказывание о том, что чувства всегда имеют вполне конкретную, предметную отнесенность.

Чувства почти всегда можно анализировать, то есть разделять на ряд простейших переживаний, из которых они состоят. В чувства в отличие от других эмоций могут входить и определенные ощущения, получаемые в результате восприятия соответствующих им объектов. Правда, в отличие от обычных, простых ощущений, с которыми мы имеем дело в процессе восприятия, ощущения, входящие в состав чувств, всегда имеют определенную эмоциональную окраску.

Простейшие эмоциональные переживания, входящие в структуру чувств, могут быть одинаковыми по знаку, например положительными или отрицательными, приятными или неприятными, а также разными, противоречивыми. Чувства, в состав которых входят одинаковые по знаку эмоциональные переживания, называют гармоничными, а чувства, которые включают разные эмоциональные переживания, называют противоречивыми или амбивалентными. Например, одного и того же человека можно одновременно и любить и ненавидеть; к одному и тому же событию можно одновременно относиться и положительно, и отрицательно; один и тот же предмет в одно и то же время может нам нравиться и не нравиться. Здесь мы имеем дело с противоречивыми, или амбивалентными, чувствами.

Чувства, которые испытывает один человек по отношению к другому, кроме того, могут быть низменными и возвышенными. Низменными обычно называют чувства, которые порождены отрицательным отношением к человеку и связаны с желанием сделать ему что-либо неприятное, нанести вред. Такие чувства обычно не соответствуют нормам морали, принятым в человеческом, цивилизованном и культурном обществе. К низменным чувствам относятся, например, ненависть, зависть, вражда. Возвышенные чувства, напротив, исходят из стремления делать людям добро и основываются на принятых в человеческом обществе высоких нормах морали. Это, например, любовь, доброта, сопереживание, сочувствие. Чувства также делятся на группы в соответствии с предметами, к которым они относятся. Так, например, выделяют эстетические чувства, интеллектуальные чувства, моральные чувства, правовые чувства. Эстетические чувства связаны с восприятием и переживанием прекрасного, например произведений искусства, культуры. Интеллектуальные чувства связаны с переживаниями, которые касаются идей, мыслей людей, оригинальных, талантливых решений сложных задач и т.п. Моральные чувства люди испытывают, когда им приходится оценивать свое собственное поведение или поступки других людей с точки зрения существующих норм морали. Это, например, чувство стыда. Наконец, правовыми называют чувства, которые соотносятся с переживаниями по поводу соблюдения или нарушения людьми норм морали. Это, например, чувство справедливости. В отличие от других эмоций чувства человека не являются врожденными и приобретаются им в процессе жизни. Кроме того, у одного и того же человека они могут время от времени меняться в зависимости от приобретаемого жизненного опыта и отношения человека к тому объекту, на который направлены чувства. По мере психологического разви­тия человека как личности закономерно меняются и его чувства: они становятся более возвышенными. Если человек как личность деградирует (в результате некоторых заболеваний или низменного, аморального образа жизни), то обычно меняются, становясь низменными, и его чувства.

Страстями принято называть самые сильные чувства человека, явно преобладающие над остальными его чувствами, причем настолько сильные, что уже не человек управляет ими, а они управляют человеком. Страсти по отношению к поведению человека играют примерно ту же роль, какую по отношению к нему выполняют акцентуированные черты характера.

Как и всякие чувства, страсти могут быть положительными и отрицательными, возвышенными и низменными. Положительными и возвышенными называют страсти, побуждающие человека к достижению благородных, положительных целей, идущих на пользу не только ему, но и другим людям. Отрицательными или низменными называют страсти, в результате которых человек наносит вред себе и другим. Одной из разновидностей положительных страстей является любовь, а одной из разновидностей отрицательных страстей — фанатизм — чрезмерная увлеченность чем-либо, что приносит человеку не пользу, а вред, например, фанатизм спортивных болельщиков, алкогольная или наркотическая зависимость.

Стрессом называют такое эмоциональное состояние человека, при котором нарушается его нормальная психическая деятельность или физическая активность. Стресс — это очень стойкое, чрезмерно сильное отрицательное эмоциональное состояние, которое может возникать у человека в результате длительной и невыносимой физической или психической нагрузки. Стресс — это также особое психофизиологическое состояние организма, при котором нарушаются происходящие в нем процессы, резко снижается работоспособность, имеют место нарушения в социальном поведении человека. Иногда данное состояние называют состоянием социальной и психологической дезадаптации человека. Стресс — это единственное из всех эмоциональных состояний человека, которое играет исключительно отрицательную роль в управлении психикой и поведением человека, поэтому стрессов необходимо всячески избегать. Тем не менее современная жизнь, особенно в индустриальном, развитом обществе, настолько сложна, что полностью избежать стрессов практически невозможно.

Какова роль эмоций в жизни человека?

 

На данный вопрос можно отвечать обобщенно, имея в виду ту роль, которую играют в жизни человека все без исключения эмоции, и дифференцированно, оценивая ту частную роль, которую выполняют отдельные разновидности эмоций. В данном случае мы поступим следующим образом: выделим общие функции эмоций, но, раскрывая каждую из них в отдельности, будем в качестве примеров реализации данной функции ссылаться на отдельные разновидности эмоций. Итак, в жизни людей эмоции выполняют следующие основные функции: коммуникативную, мотивационную, регулирующую, сигнальную и предохранительную.

Коммуникативная функция эмоций заключается в том, что с их помощью люди могут общаться друг с другом, передавая друг другу важную для их жизни информацию. Правильнее было бы говорить, что не сами эмоции как внутренние переживания человека реализуют данную функцию, а сопровождающие эмоции телодвижения и телесные изменения. В число этих телесных изменений входят жесты, мимика, пантомимика, модуляции голоса, покраснение, побледнение, высыхание или увлажнение кожи и другое.

Телодвижения и телесные состояния обычно соответствуют внутренним, психологическим состояниям, а также мыслям и образом человека, выражают его отношение к тому, что сейчас происходит с ним и вокруг него. Эта информация является важной в общении людей, она передается с помощью соответствующих эмоций от человека к человеку. Причем этот способ коммуникации в какой-то мере заменяет и дополняет общение с помощью слов. Если в процессе общения с людьми человек никаким образом не выражает свои эмоции, от этого его общение становится бедным и поверхностным.

Мотивационная функция эмоций проявляется в том, что они могут выступать в качестве самостоятельных источников активности или поведения человека, то есть в качестве мотивов поведения. В данной функции эмоций есть две стороны. Одна заключается в том, что эмоции могут явиться отдельными, вполне самостоятельными мотивами. Эту роль в жизни людей играют, например, чувства и страсти. Эмоции могут направлять и поддерживать активность человека на определенном уровне. В данной роли кроме чувств и страстей выступают настроения, биологические эмоции, аффекты. Регулирующая функция эмоций выражается в том, что они могут устанавливать общий уровень активности человека, понижая или повышая ее. Соответственно, выделяют астенические эмоции, которые снижают общий уровень активности, и стенические эмоции, которые этот уровень повышают. Стеническую, то есть стимулирующую, роль обычно выполняют приятные, положительные переживания; астеническую роль — неприятные, отрицательные переживания. Например, хорошее настроение человека стимулирует его активность, а плохое настроение тормозит активность. Есть, однако, исключения из данного правила: почти все аффекты, как положительные, так и отрицательные, обычно играют в жизни человека стимулирующую роль. Тем не ме­нее и в случае стимулирования деятельности со стороны отрицательных эмоций они выступают в своей регулирующей функции.

Сигнальная функция эмоций состоит в том, что они в сознании человека могут служить сигналами происходящих в данный момент процессов в его организме. Эта функция эмоций имеет прямое отношение к потребностям человека, к процессу их удовлетворения. Можно считать доказанным, что положительные, приятные эмоциональные переживания возникают у человека, когда процесс удовлетворения его потребностей идет нормально. Отрицательные эмоции возникают в случае, если с удовлетворением потребностей человека не все обстоит благополучно. В данной функции, прежде всего, выступают такие эмоции, как настроение, биологические эмоции и аффекты.

Наконец, защитная функция эмоций заключается в том, что в некоторых жизненных ситуациях эмоции могут предохранять организм от различного рода угроз для его благополучия. Предохранительная функция эмоций может проявляться в следующих вещах: эмоции мобилизуют организм на преодоление препятствий, представляющих угрозу для организма, предохраняют организм от перегрузок, экономя энергию, необходимую для жизни. Аффекты, например, способствуют мобилизации энергии организма или ее разрядке, если она является излишней и угрожает благополучию организма; стрессы, делая организм малоактивным, способствуют экономии и использованию его энергии для выполнения наиболее важных жизненных функций.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.