Здавалка
Главная | Обратная связь

Культурный идеал античности.



Второй характерной чертой эпохи Возрождения является обращение к античности как к культурному идеалу. Как уже отмечалось, именно в Италии сохранились традиции древнеримской культуры, латина как язык церкви и культуры вообще в эпоху Средневековья в Италии была значительно больше укоренена. Именно здесь хорошо знали Вергилия, Овидия, Цицерона, Сенеку. Но гуманистов не удовлетворяла ни схоластическая интерпретация этих произведений, ни упрощенная "варварская" латынь, которой пользовались в университетах и ​​церквях. В XIV-ХУ вв. разворачиваются поиски, изучение и пропаганда тех произведений античных авторов, о которых забыли за предыдущие века. Большую часть этих произведений, которые известны до наших времен, нашли именно гуманисты.

Обращение же к классической древности объясняется необходимостью построить новую систему ценностей, найти удовлетворение новым потребностям разума, которые уже не ограничивались схоластикой, мистикой и аскетизмом. Новая реальность, настолько отличная от средневековой, побудила на широкое и разностороннее обращение к опыту и идей античности. Средневековья, как уже указывалось, очень селективно использовало античное наследие. Даже самый авторитет Средневековья - Аристотель - считался авторитетом только в логике, риторике и естественных науках. Ни этика, ни эстетика Аристотеля не были известны средним векам. Именно гуманисты открывают "этику" Аристотеля и используют ее для обоснованной, свободной от аскетизма морали. Его "Поэтика", забыта на протяжении тысячелетий, становится основой для создания новой ренессансной теории искусства.

Еще более значимым было то, что Возрождение заново открывает философию Платона, которая становится основой общей теории гуманизма. Неоплатонизм эпохи Возрождения видел в человеке воплощение высших идеалов: духовности, красоты и любви, оправдывая великое предназначение человека не ее телесными возможностями, а духовностью. Гуманисты опираются на платоновское понимание глубокого единства мира, в котором духовное и телесное объединяются под главенством духа.

Также, обращаясь к античной традиции, гуманисты заложили основу светского образования. В Средневековье, как известно, религия была не только одной из составляющих воспитания и образования, а единственным их средством, смыслом и целью.

В своих античных учителей гуманисты заимствовали не только определенные идеи, но, что является важнейшим, это критическое отношение к действительности, дух исследования, полную свободу от традиций авторитетов (в средневековом смысле этого слова), стремление к обобщению опыта и построения собственных теорий.

Происходит возврат к античному идеалу совершенного человека - всесторонне развитой личности, которой присуща гармония духа и тела. Чувственная природа человека одухотворяется, поэтому ее стремление не ограничиваются только материальными благами. Гуманисты считали, что человеку свойственен природный поезд к счастью. А поскольку человек "имеет неисчерпаемые возможности, то она имеет и способность счастья достичь. Есть важной особенностью ренессансного гуманизма был оптимизм, мир воспринимал как большую гармонию, где противоречия носят случайный и временный характер.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.