Экономические методы управления качеством.
Деятельность в области обеспечения качества в конечном счёте направлена на увеличение конкурентоспособности фирмы путём улучшения характеристик результатов хозяйственной деятельности и снижения непроизводительных затрат. Управление качеством преследует достижение двух целей: - Предоставление продукции (услуг), качество которой соответствует требованиям потребителя; - Минимизация затрат при обеспечении качества продукции (услуги). Для достижения доставленных целей системы менеджмента качества используют экономические методы обеспечения качества: - Страхование деятельности по улучшению качества; - Материальное поощрение сотрудников за высокое качество профессиональных результатов; - Экономические санкции за несоблюдение требований стандартов и технических условий. Страховая защита деятельности по улучшению качества осуществляется путём продлённой страхования продлённой гарантии (например, как предлагает страховая компания «РОСНО), страхование ответственности за качество пищевых продуктов, товаров длительного пользования, деятельности в сфере обслуживания. При страховании продлённой гарантии потребителям предоставляется дополнительный срок гарантийного обслуживания к сроку гарантийного обслуживания, установленного производителем. Материальное поощрение сотрудников за высокое качество профессиональных результатов может выражаться в виде выплат и бонусов, увеличения заработной платы, участия в прибылях организации. Экономические санкции включают систему штрафов за несоблюдение нормативных требований. Экономические методы управления качеством определяют способы воздействия, основанные на применении экономического стимулирования и создании материальной заинтересованности в достижении задуманной цели в области качества. При административно-плановой экономике эти методы в большинстве случаев применялись искусственно или совсем не применялись, т.к. экономические интересы отдельного работника не были жёстко коррелированны с экономическими интересами предприятия в целом. В условиях рыночной экономики появляются объективные критерии (спрос, потребности) и факторы (конкуренция, возможности сбыта, доля на рынке), которые тесно увязывают качество результатов деятельности предприятий (продукции) с экономическим благополучием фирмы. Социально-психологические методы управления качеством. Социально-психологические методы управления качеством – это совокупность способов воздействия на духовные интересы работников, формирование их мотиваций, связанных с обеспечением соответствующего качества. Социально-психологические методы основаны на развитии в сотрудниках ответственного отношения к качеству получаемых результатов, приверженности компании (трудовая мотивация – моральное поощрение; статусная мотивация – продвижение по службе). При организации управления качеством руководителям необходимо изучать социально-психологические, деловые и профессиональные качества подчинённых, уметь разрабатывать характеристики их деятельности, знать науку менеджмента в части управления коллективами и индивидуумами, определять и формировать мотивацию. Правильное применение социально-психологических методов направлено, в первую очередь, на создание культуры фирмы, позволяющей выпускать высококачественную продукцию. Корпоративная культура – это ценности, убеждения, традиции, стиль работы и особенности внутренней среды, определяющей стратегический облик компании. Она представляет собой питательную среду, в которой развивается фирма. Культуру фирмы определяют: организационная структура предприятия; методы менеджмента; коммуникационная система; кадровая политика; социально-психологический климат. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|