Здавалка
Главная | Обратная связь

Свет. Организация световой среды.



Свет оказывает эмоциональное воздействие на человека через освещенность пространства помещения и выявление пластики «формы-оболочки». Естественная смена освещенности и цветности в природной среде создала ряд устойчивых ассоциативных ощущений, например, тревоги от мрачности и таинственности сумерек, возбуждения и бодрости от яркого солнечного дня. Художественно-выразительные задачи и приемы состоят: в выявлении света как своеобразного композиционного акцента; в выявлении пластических характеристик пространственной формы; в создании специфической световой среды. Важное значение имеет положение источника света по отношению к пространственной форме. Свет от солнца или небосвода поступает в помещение извне через световые проемы. Величина последних, форма и местоположение активно влияют на характер освещения. В естественных условиях пространственная форма освещается преимущественно рассеянным светом и при этом обеспечивается естественная пространственная и временная ориентация человека. Источники искусственного освещения размещаются внутри помещения и являются материальными элементами среды. Действие света проявляется по физическим законам: освещенность зависит от силы света, расстояния от источника и угла падения световых лучей. Зрительно это воспринимается в виде интенсивности светотеней и характера их модуляции. При малых проемах возрастает доля рассеянного отраженного света, возникает большая градация Освещенности от светлых до темных участков. При больших проемах наблюдается относительная равномерность интенсивного светораспределения, напоминающая естественные условия. Так, большая освещенность торговых пассажей через стеклянный свод вызывает ассоциацию с городской улицей.

Растянутая градация освещенности отраженным светом позволяет создать «живописную» светотень и выявить пластичные свойства формы. Направленный прямой верхний свет или отраженный боковой обычно скользит по поверхности, модулируя ее пластику. При больших проемах получается «заливающий» свет, способствующий выявлению геометрических качеств ограждения по контурам и силуэтам. Если в первом случае для «формы-оболочки» характерно проявление скульптурности массы, то во втором — ее графичности.

Направленный на акцентное место прямой свет приобретает самостоятельное активное значение в композиции.

Другой прием светового акцентирования проявляется в создании светящейся прозрачной поверхности — витража.

Искусственное освещение имеет свои композиционные приемы, отличающиеся некоторой декоративностью световых эффектов. Например, эффект «парящего» потолка возникает от контрастного сопоставления светлой и затененной поверхности. Источники освещения обычно скрыты от зрителя. Другой прием образует световые «пятна» на стене, на полу для акцентирования предметов оборудования, отделки и др. Третий прием связан с возможной имитацией естественного освещения. Создаются светящие поверхности плафона, фонарей, проемов. Эффект достоверности зависит от точности подбора характеристик света и естественности ситуации.

Иллюзия света

При использовании оптических иллюзий для визуальной корректировки пространства значительный эффект достигается грамотным применением световых акцентов (изменение яркости отдельных участков комнаты, использование направленных световых потоков).

Эффект зрительного увеличения высоты помещения обеспечивается с помощью декорирования потолка встроенными светильниками, а также с использованием пространственной структуры подвесного потолка, созданием блестящей поверхности или использованием зеркального стекла, применением подсветки в верхней зоне помещения. Визуально приподнимают потолок светлые холодные тона и блестящие текстуры.

Можно также равномерно подсветить небольшими светильниками стены и нижние углы комнаты, тогда она визуально будет казаться просторнее. Если пространство, наоборот, необходимо сузить, то подсветите верхние углы.

Чтобы прямоугольная комната казалась скорее квадратной, к монотонной подсветке трёх стен делается выраженный световой акцент на четвёртую — самую дальнюю.

Попробуйте также поэкспериментировать с выделением светом отдельных предметов интерьера. Организация световой среды.

Организация световой среды.

В нашем жилище применяются как лампы накаливания, так и люминесцентные лампы.

Светильники прямого света непосредственно посылают световой поток на плоскость. Для этого лампа заключена в абажур из пластмассы, металла и других непросвечивающих материалов с внутренней отражающей поверхностью. От размера абажура зависит размер пучка света или светового конуса. При таком светильнике (если он один в помещении) интерьер четко разделяется на освещенную и затемненную зоны.

Светильники рассеянного света.

Абажуры для них делают из стекла, некоторых видов пластмасс, бумаги, ткани, т. е. материалов, пропускающих часть лучей и рассеивающих световой поток во всех направлениях. Они и создают, таким образом, рассеянное освещение. Иногда, чтобы проходящие через абажур световые лучи не попадали непосредственно в глаза, устраивается защитное кольцо из непрозрачного материала. Этот прием называется экранированием.

Светильники отраженного света посылают световой поток только вверх, и он, отразившись от плоскости потолка, освещает помещение (интенсивнее по верху стен и меньше книзу). Всякое прямое попадание световых лучей в глаз при этом исключено, и человек испытывает ощущение комфортности. Недостаток таких светильников — низкий коэффициент полезного действия.

Светильник помогает сделать выразительным каждую из зон как своей собственной формой, так и своим световым климатом. Типы осветительных приборов до сих пор традиционны и хорошо известны (люстра и бра, настольная лампа и ночник, встроенный светильник и т. Д

Удобен скрытый свет над разделочным столом на кухне или над мойкой: светильник на рабочей плоскости занимал бы место и мешал работать. То же можно сказать об освещении зеркала в прихожей и подстолья.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.