Здавалка
Главная | Обратная связь

И.Г. ГЕРДЕР (1744-1803) КАК ОСНОВАТЕЛЬ ТРАДИЦИОЛОГИИ.



Первые ростки исследования соб­ственно традиции возникли лишь перед концом мета­физического периода существова­ния философии, который получил свое завершение в критической философии И. Канта. В философии Иоганна Готфрида Гердера, оппонента И. Канта, даны общие методологические принципы традициологии. Его работу «Идеи к философии истории чело­вече­ства» (1784-1791) можно счи­тать пер­вой работой по тео­рии традиции. В девятой книге этой работы Гердер дает фактически архитектонику по­строения традициологии. Он считал, что традиция является основой фило­софии исто­рии, основой человеческой культуры.

Далее, вся философская мысль времен Реставрации в первой трети XIX века дви­галась идеями традиционализма и историцизма, которые противопоставлялись идеям Просвещения и механицизма, свойственного XVIII веку. Различные элементы традиции рассматривались мыслителями романтического направления во всех европейских стра­нах. Но комплексного исследования традиции они не делали. Наиболее интересна для дальнейшей истории становления традициологии философия Г. Гегеля, который при­менил идеи И. Гердера в своей диалектической философии. Вся «тайна» гегелевской философии, как не говорили иное некоторые, лежит именно в культурологии Гердера, хотя Гегель мало его упоминает в своих работах. Ге­гелевскую фи­лософию можно ха­рак­теризовать как синтез философии двух идейных антиподов - И. Канта и И. Гердера.

Основателем теории традиции в новой истории (как и культурологии) можно с полным правом счи­тать Иоганна Готфрида Гердера(1744-1803). Его работа «Идеи к философии истории чело­вече­ства»(1784-1791) можно счи­тать пер­вой работой по теории традиции. Вот что он пишет о тради­ции: «..наш специфический характер за­ключается в том, что, рожденные почти без ин­стинктов, мы только путем упражнения в течение всей жизни воспитываемся до уровня чело­вечности, и на этом основывается наша способность как к со­вершенствованию, так и к порче и разложению… Тут же нам открываются и прин­ципы этой филосо­фии, простые и неоспоримые, как сама естественная природа человека; они называются традицией и органическими силами. Всякое воспитание мо­жет осуществляться только через переход прототипа в копию; а как лучше на­звать это, если не преданием и традицией?»( избр. С244) И далее: «Если чело­век оста­ется среди людей, то он может избежать этой развивающей или уродующей культуры: тради­ция овладевает им, формирует его мозг и развивает члены его тела. Какова эта традиция и на­сколько эти последние поддаются воздействию,- таким становится человек»(с.245)

Тут вспоминаются слова Джованни Пико делла Мирандолы(1463-1494), которые он вложил в уста Бога при творении им человека: «Я не сделал тебя ни небесным, ни зем­ным, ни смертным, ни бес­сметрным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, кото­рый ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низ­шие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и высшие божественные» (История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т.1, 1962, с.508)

 

Г. Гегель является одним из тех источников, из которого рождается та или иная культурологи­ческая концепция. В частности, крайне плодотворна историософская кон­цепция неогегельянцев Коллингвуда и Б. Кроче. Но никто из вышеуказанных фило­со­фов не повторяет дословно гегелевскую концепцию, считать их неогегельянцами можно довольно условно. Отличился в этом и наш современный отечественный философ В.С. Библер, который в серии своих работ поставил задачу на базе «Науки ло­гики» Гегеля построить свою «Логику (диалогику) культуры», хотя это обещание так пока не реали­зовалась.

МЫСЛЬ XIX ВЕКА







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.