ПРОБАБИЛИЗМ АКАДЕМИКОВ.
В эллинизме наблюдается падение престижа платоновой философии, академики Арексилай и Карнеад уже исповедовали иные, чем Платон, принципы, обращаясь в своем творчестве более к Сократу, в своей критике стоицизма и эпикуреизма. Платон интерпретируется александрийскими филологами как прекрасный прозаик, подражатель Гомера. Его ругают за плагиат. Самое удивительное, более высокую оценку Платону дает представитель Средней Стои Панеций, который называет его «Гомером философов». И собственно интерес к Платону как к философу начинается с Антиоха Аскалонского, который после разрушения Суллой Академии при завоевании Афин в 86 году, основал новую (пятую) Академию в Афинах, поставив целью возродить подлинное учение Платона и Древней Академии. Именно с него начинается возрождение интереса к платоновой философии. Чему способствовала также. К слову сказать, стоическая интерпретация Посидонием «Тимея». Скептицизм получил наибольшее распространение именно в рамках Академии. Сократизм – это не скпетицизм. Как правильно подчеркивал современный французский философ, «неосократик» Габриэль Марсель: «..сократизм –это не скептицизм, это поиск –поиск ощупью..» (Марсель Г. Трагическая мудрость философии. Избранные работы. М., изд.гум. лит. 1995 с.185)
АРКЕСИЛАЙ (315-240)
Аркесилай использовал в борьбе против стоиков скептическим образом истолкованный сократов метод иронии. Суть состояла в том, чтобы, используя положения стоиков, завести их самих же в тупик. Как известно критерием истины философы «Портика» видели в «каталептическом представлении». Сутью же критики Аркесилаем их положения было то, что согласия в принятии этого представления не существует, так как согласие есть суждение, а не представление – т.е. акт разума; также не существует истинного представления, ибо представление вообще не пользуется понятиями и может быть как истинным, так и ложным. Далее, ясно, что то, что появляется в результате конвенции, никогда не сможет отвечать строгим критериям истины, а может быть лишь только условно-принятым мнением большинства. Потому стоик должен согласиться, что владеет лишь мнениями, т.е. вероятным знанием, что делает его скептиком. Стоики в случае недостатка очевидности рекомендовали «остановку в суждении», Аркесилай предлагает поступать более радикально, ибо ничто не имеет абсолютной очевидности. Термин «epoche», так часто употребляемый в современной философии, в связи с популярностью феноменологии Э. Гуссерля, был, скорее всего, открыт Аркесилаем, а не Пирроном, именно в процессе критики стоицизма. Пиррон же говорил об «adoxia», т.е. о неучастии в суждении. На критику стоиков, что в данном случае нельзя иметь никакого знания, а не имея знания, нельзя и правильно действовать Аркесилай отвечал аргументом «eulogon», или рассудительности: неверно, что в результате воздержания от суждения какое-либо моральное действие становится невозможным. Если согласно мнению можно действовать, и это действие приносит успех, то действие согласно мнению возможно. Т.е., хотя Аркесилай не признавал разумных оснований для утверждения истины; он признавал, что существует только критерий практической успешности того или иного положения или образа действия. Только то, что приносит практический успех, может интерпретироваться как истинное. В данном случае мы можем считать его предшественником Ч.С. Пирса. Потому его скептицизм не был радикальным, он признавал, что критерий есть – это практическая польза от того или иного мнения. Здесь во многом две точки зрения сходятся и спор между Хрисиппом и Каренадом получается беспредметным. Стоики, когда объясняли общепринятые действия, говорили о «долге», имеющем собственное основание вне истинности или неистинности. И скептики говорят, что выполнение «долга» необходимо и без абсолютной уверенности в истинности его.
Но весь скептицизм, может быть, имел сугубо полемический характер, некоторые античные толкователи его учения именно так и считают. Есть свидетельства, что сам Аркесилай в Академии преподавал «эзотерический догматизм», а «экзотерическим скептицизмом» был предназначен лишь для публичной критики стоиков.
КАРНЕАД
Ничего не писал.
Для Карнеада критика стоиков уже не была центральной темой. Но Карнеад был более радикален. Он считал, что вообще нет критерия истины ни для разума, ни для чувственного восприятия, ни для представления. Он ничего не писал, что, в связи с его радикальной позицией, вполне понятно. Но и он не смог полностью встать на радикальную позицию скептицизма, он считал, что существуют определенные положения с высокой степенью вероятности того, что они истинны. По крайней мере, ввиду своей яркости и убедительности они кажутся таковыми. Т.е. он ближе склоняется к тому, что истинность имеет аффективный характер, идет от возбуждения души. Как говорится от чувства истины «вздымается душа и учащенно бьется сердце». ПОЗДНИЙ СКЕПТИЦИЗМ
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|