Здавалка
Главная | Обратная связь

КЕМБРИДЖСКИЙ НЕОПЛАТОНИЗМ



 

О кембриджском платонизме мы знаем мало, это направление вообще мало исследо­вано историками философии. Особо из немногочисленных исследователей кембридж­ского платонизма можно отметить историка этики XIX века Ф. Йодля и известного фи­лософа XX века Э. Кассирера, среди отечественных историков философии XIX – нач. XX века: А.И. Смирнова и Н.Д. Виноградова.

Знание этого направления важно по двум причинам.: по причине того, что анализ сочи­нений кембриджских платоников позволяет как нельзя лучше понять ту атмосферу, в которой творили «новые философы», а эта атмосфера была таковой, когда еще было в моде «гонение на ведьм», вера в чудеса и т.п: это, далее, позволяет понять против кого направляли свои «стрелы» критики Т. Гоббс и Дж. Локк. В частности, совершенно не­верно, что критика «врожденности» идей направлена против Декарта, в большей сте­пени она направлена именно против кембриджских платоников – не только философ­ских противников Локка, но и его политических оппонентов.

 

1. КЭДВОРТ Р. (1617-1688)

 

Ральф Кэдворт главный представитель кембриджских неоплатоников.

 

Известна и его дочь Демерис Мешем, которая придерживалась взглядов Дж. Локка, из­вестна как автор книги против окказионализма Н. Мальбранша и Д. Морриса. Она вела переписку с Лейбницем, являясь таким образом посредником между Локком и Лейбницем.

 

2. МОР Г. (1614-1687)

Генри Мор – профессор философии и теологии Кембриджского университета. Активный противник Т. Гоббса и Б. Спинозы.

Пространству приписывал четыре измерения. Признавал животную и растительную души.

Занимался также физикой газов и составом воздуха, давая мистические объяснения.

 

ГЛЕНВИЛЬ,

 

епископ КЕМБЕРЛЕНД. (1631-1718)

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Мееровский Б.В. Английский деизм и Дж. Локк \\ ФН. 1972. №4.

2. Мееровский Б.В. У истоков английского деизма \\ Вопросы научного атеизма. Вып.17. М., 1971.

3. Бэкон Ф. Сочинения в 2 х т.

4. Гук Р. «Общая схема или идея настоящего состояния естественной философии» \\ научное наследство. Т.1 М.-Л. 1948. (0216990)

 

НЬЮТОН И. (1642- ) И СТАНОВЛЕНИЕ НОВОГО «ОБРАЗА МИРА».

Влияние И. Ньютона огромно, мы все в школьные годы проходим этап ньютоновской на­турфилософии, а знания, приобретенные в детстве, как известно, крайне устойчивы.

28 апреля 1686 г. – день представления Лондонскому королевскому обществу «математических начал натуральной философии». Эту дату можно считать переломной в новоевропейской ментальности.

Во времена Реставрации Стюартов увлечение естествознанием было поголовным, в салонах разговоры о политике заменили разговоры о достижениях естествознания. В это время для Англии Ньютон стал фактически «новым Моисеем». Его методология мысли стала парадигмой не только в физике, но и в политике и морали. Более того, для европейской мысли XVIII века он стал символом научной мысли.

 

Идеи Ньютона были более инициированы алхимией, чем физикой и астрономией.

 

ФИЛОСОФИЯ

 

1. ПРИНЦИПЫ ПОЗНАНИЯ

 

И. Ньютон находился под влиянием кембриджских платоников, которые, как известно, считали пространство и время нематериальными, называя пространство «чувствили­щем Бога».

 

2. МЕНТАЛИТЕТ МЕХАНИЦИЗМА

 

Формирование нового знания в XVII веке, которое закончилось созданием Ньютоном своих «Математических начал натуральной философии»(1687) получило название на­учной револю­ции, которая во многом определила судьбу европейской цивилизации. Койре был первым, кто сформулировал это понятие «научной революции XVII века». Она, по его мнению определяется следующими моментами: «а) разрушением космоса и, следовательно, исчезновением из науки, если не на практике, то по крайней мере в принципе, всех рассуждений, основанных на этом представлении, и б) заменой конкретного и расчлененного пространственного континуума предгалилеевской физики и астрономии однородным ми абстрактным (хотя и рассматриваемым сегодня как ре­альность) пространством евклидовой геометрии. По сути дела, такая характери­стика практически эквивалентна математизации (геометризации) природы и, следовательно, математизации (геометризации) науки» (Koyre A. Newtonian studies. L., 1965 Р.6-7)

 

Большую роль в формировании мировоззрения сыграла философия Генри Мора. В принципе первым предположил о наличии сил притяжения Р. Гук

 

«Любая наука, исходящая из представления о мире, действующем по единому теоретическому плану и низводящем неисчерпаемое богатство и разнообразие явлений природы к унылому однообразию приложения общих законов, тем самым становится инструментом доминирования, а человек, чуждый окружающему его миру, выступает как хозяин этого мира» (Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М. 1986.С.74).

 

«Ньютоновская наука – наука активная. Одним из ее источников стали знания, накопленные средневековыми ремесленниками, строителями машин. Она дает средства для систематического воздействия на мир, для предсказания и изменения хода протекающих в природе процессов, созидания устройств и механизмов, способных обуздать и использовать на благо человека силы и материальные ресурсы природы» (Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М. 1986.С.80).

 

3. ИСТОКИ ТЕОРИИ ТЯГОТЕНИЯ

ФИЗИКА

 

С декабря 1684 года Ньютон полностью погрузился в написание «Математических на­чал на­ту­ральной философии. В 1687 году книга была напечатана. Ей было суждено оп­ределять развитие научной мысли на протяжении двух веков.

 

Его идея о силах, действующих мгновенно на расстоянии были во многом абсурдны для того времени, и прошло немало времени, пока они вошли в сознание науки того времени.

 

После опубликования в 1940 г. алхимических трактатов Ньютона, которые были про­анализиро­ваны Бетти Т. Доббсом в ее книге «The Foudations of Newton Alchemy» (1975), стало ясно, что в мировоззрении Ньютона алхимия играла огромную роль. Его не удовлетворяло констатация факта о наличии силы притяжения. Он искал более фун­даментальные силы. Собственно поиску их он посвятил свои исследования 1669-1696. Использовал он в поисках именно эзотерические алхимические трактаты. Так что со­временную науку можно рассматривать как синтез герметизма и механики.

 

1. ЗАКОН ИНЕРЦИИ

 

Как правильно подчеркивает П.П. Гайденко: «Ведение принципа инерции в качестве фундаментального закона природы знаменовало отмену античной и средневековой натурфилософии и создание совершенно иной картины мира. На место конечного космоса встала бесконечная вселенная; геоцентрическую систему заменила гелиоцентрическая; анизотропное пространство уступило место изотропному, в котором не было уже абсолютной системы мест, не было принципиального различия между миром небесным и земным, надлунным и подлунным; в результате различение естественного и насильственного движений утратило всякий смысл» (Гайденко П.П. Философские и религиозные истоки классической механики \\ Естествознание в гуманитарном контексте. М. 1999. С.88).

 

К открытию закона инерции вплотную подошел Галилей, которые еще исходил из теории импетуса, но рамки этого закона не позволили ему точно его сформулировать.У Декарта принцип инерции уже сформулирован более опредленно Ньютон наконец-то формулирует этот закон более определенно: «Врожденная сила материи есть присущая ей способность сопротивления, по кторой всякое отдельно взятое тело, поскольку оно предоставлено самому себе, удерживает свое состояние покоя или равнорного прямолинейного движения» (Ньютон И. Математические начала натуралньой философии \\ Собрание трудов академика А.Н. Крылова. М. л. 1936. Т.7 с. 27).

 

Этот закон имел социокультурную составляющую, как в принципе все научные концепты и положения. А именно то, что любая индивидуальность обладает свободой и вольна обладать собственной силой, которую может нейтрализовать лишь внешняя сила. Ей свойственно стремление к самосохранению. Именно принцип самосохранения является антропологическим аналогом физического принципа инерции. Этот принцип был основополагающим во всех социальных теориях XVII века и имел истоком стоицизм, который был крайне популярен в этот период.

 

 

2. ЗАКОН ТЯГОТЕНИЯ

 

«Картезианцы и атомисты критиковали прежде всего Ньютона за допущение «скрытых качеств и сил», имея в виду прежде всего закон тяготения, предполагающий возмож­ность действия на расстоянии, а также абсолютное пространство и время, на которых покоится механика самого Ньютона»

 

Важным моментом было утверждение Ньютона о том, что медленное вращение Земли должно привести к её незначительной сплюснутости. Сплюснутость (ε) математически выражается отношение между разницей экваториального R и полярного R к Среднему R. По мнению Ньютона, она должна была быть для однородных тел Она должно быть равна ε = 0,8 m, где m равно отношению центробежного ускорения на экваторе и среднего гравитационного ускорения на поверхности. Этот вывод противоречил авторитетному и распространенной теории астронома Кассини

Этот факт сыграл свою роль в утверждении признания Ньютона в Европе. Специально была направлена арктическая экспедиция для подтверждения теории Ньютона. Успех арктической экспедиции в большее мере благодарны энергии Мопертьюи, само имя его стало известно благодаря этой экспедиции. Мопертьюи в то время изображали на гравюрах как лапландского Геркулеса в меховой шапке, который в одной руке держал дубину, а другой сжимал земной глобус. Вольтер по этому поводу написал, что вы подтвердили среди ледяных пустынь то, что Ньютон знал, не выходя за дверь. Все это не столько подтвердило эту частное положение Ньютона, сколько привело к утверждению физической картины мира И. Ньютона во всем комплексе её идей и торжеству английского эмпиризма в Европе.

На самом деле, Земля неправильной формы, и сплюснутость не 1/294, а 1/230. А по более точным измерениям Ф.Н. Красовского и А.А. Изотова 1/ 298,3 («эллипсоид Красовского»).

 

3. ЭТИКА И РЕЛИГИЯ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.