Здавалка
Главная | Обратная связь

Качество и конкурентоспособность продукции: в чём сходство этих понятий и принципиальные различия.



Качество – совокупность свойств продукции, обуславливающих её способность удовлетворять определённую потребность в соответствии с её назначением.

Категория качества продукции непосредственно и тесно связана с конкурентоспособностью, имея общую сферу формирования и проявления. Но если качество продукции является категорией более статичной и стабильной при неизменных организационно-производственных условиях ее создания и достигнутом уровне НТП, то конкурентоспособность – динамичная категория, зависящая от характера и изменения потребностей, рыночной ситуации, платежеспособного спроса т. п.

Конкурентоспособность продукции– способность продукции соответствовать сложившимся требованиям данного рынка на рассматриваемый период.

Конкурентоспособность характеризуется способностью продукции противостоять другой продукции того же назначения на определенном сегменте рынка. Эта способность определяется совокупностью потребительских свойств продукции, необходимых и достаточных для того, чтобы она в определенный момент времени могла быть реализована по сопоставимым ценам на конкретном рынке наряду с другой продукцией, удовлетворяющей ту же потребность.

Конкурентоспособность товара определяется, в отличие от его качества, совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют выраженный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности, а прочие характеристики в расчет не принимаются. Т.е. товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если заметно повысилась его цена за счет придания товару таких свойств, которые не представляют существенного интереса для потребителей.

Нетождественность оценки качества и конкурентоспособности продукции состоит в следующем:

- с позиций качества сравнимы лишь однородные товары. Группы продукции классифицируются по показателям, характеризующим не только основное ее назначение и области применения, но и конструктивно-технологические особенности, надежность, эргономичность и др. Это значительно сужает рамки классификации.

- с позиций оценки конкурентоспособности, где за базу сравнения принимается конкретная потребность, возможно сопоставление и неоднородных товаров, поскольку они представляют разные варианты удовлетворения одной и той же потребности (например, автомобиль, мотоцикл, велосипед как средства передвижения)

Весьма значимым является и еще одно принципиальное различие между качеством и конкурентоспособностью товара (продукции):

- «конкурентоспособность» продукции – это сугубо рыночная категория, отражающая одну из существенных характеристик рынка – его конкурентность.

- «качество» – экономическая категория, присущая не только рыночной экономике.

Понятие конкурентоспособности продукции шире понятия качества, поскольку качество является главной составляющей конкурентоспособности продукции, определяющей ее уровень.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.