Здавалка
Главная | Обратная связь

Классификация конфликтов



виды конфликтов можно разделить в зависимости зования. направленности:

эризонтальные (не задействованы лица, находящие-

у друга в подчинении); этикальные; лешанные.

едние два вида наиболее нежелательны. последствиям:

Конструктивные (способствуют принятию обосноеан-елдений и развитию взаимоотношении); еструктивные (последствия конфликта имеют р.азру-ьный характер). |> сфере разрешения:

еалистические- (предметные, направленные на дости-Ё конкретного результата);

нереалистические (имеют своей целью открытое выра-|? накопившихся отрицательных эмоций).

еалистические конфликты всегда деструктивны, шсь как реалистический, конфликт может перерас-Креалистический. например, если предмет конфлик-езвычайно значим для участников, а они не могут . приемлемое решение, справиться с ситуацией. (составу участников:

Яутриличностный конфликт — как правило, no­te несовместимых стремлений субъекта. В психо-3. Фрейда — изначальная и постоянная форма $Йовения противоположных принципов, влечении, ам-лтных стремлений и т. д., где находит выражение эречивость человеческой природы. Конфликт мо-гетупать, например, как форма взаимодействия про-швых импульсов бессознательного — Оно и Сверх-Й.Одна из наиболее распространенных форм внутри-


 




личностного конфликта в организации — ролевая (разные роли предъявляют к индивидууму различные требования). Причиной конфликта может быть рассогласование личных потребностей и требований производства, нарушение принципа единоначалия, перегруженность работой или от­сутствие работы;

межличностный конфликт — самый распространен­
ный тип конфликта. Существуют две его формы -
конструктивная и неконструктивная. Неконструктивный
межличностный конфликт возникает, когда один из оппо­
нентов прибегает к нравственно осуждаемым методам
борьбы, стремится психологически подавить партнера,
дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обыч­
но это вызывает яростное сопротивление другой стороны,
диалог сопровождается взаимными оскорблениями, реше­
ние проблемы становится невозможным, межличностные
отношения разрушаются.

Конструктивный межличностный конфликт характери­зуется тем, что оппоненты не выходят за рамки деловых отношений и аргументов. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения (межличностные стили разрешения конфликта) [37];

конфликт между личностью и группой — возникает
из-за отступлений от принятых в группе норм. Другой
распространенный конфликт этого типа — между группой
и руководителем;

межгрупповой конфликт — между руководством и
исполнителями; работниками различных подразделений;
неформальными группами внутри подразделений, админи­
страцией и профсоюзом.

Развитие конфликта обычно идет в такой последова­тельности:

• постепенное усиление участников конфликта за счет
введения все более активных сил, а также накопления
опыта борьбы;

• увеличение количества проблемных ситуаций и углуб­
ление первичной проблемной ситуации;

• повышение конфликтной активности участников, из­
менение характера конфликта в сторону ужесточения, во­
влечение в конфликт новых лиц;

• нарастание эмоциональной напряженности, сопровож­
дающей конфликтные взаимодействия, которая может и


язующе, и дезорганизующе влиять на поведение таков конфликта;

^••изменение отношения к проблемной ситуации и к [>ликту в целом.

fo длительности протекания: |4 кратковременные (быстро разрешаются); р* затяжные (связаны с глубокими психологическими <ами или объективными трудностями).

степени влияния на жизнь коллектива: р* лихорадящие организацию (мелкие столкновения); |* разрушительные для коллектива. Шо последующему влиянию на жизнь коллектива: р» конфликты, дающие осложнения (послеконфликт); I** не имеющие отрицательных последствий.

источнику возникновения:

объективно обусловленные (из-за объективно сущест-ощей ситуации); I* субъективно обусловленные (связаны с личностными

енностями конфликтантов).

^Конфликт организационный столкновение проти-южно направленных организационных позиций инди-|дов или групп безотносительно целей друг друга. Обыч-£ возникает в ситуации, когда необходимо резко изме-привычный тип деятельности, перейти к новым орга-*онным структурам, конверсии и пр. Действия субъ-эв организациошюго конфликта регламентированы ело-вшимися нормами, отражают логику развития организа-

и имеют внеличностный характер. ^Основные элементы конфликта: к* организационная проблемная ситуация; |» первый участник, воспринимающий данную ситуацию : препятствие для достижения задач должностной позиции; U» второй участник, воспринимающий ситуацию как бла-эиятствующую решению задач своей должностной по-ки;

j• конфликтное взаимодействие участников. ["Рассмотрим способы и правила разрешения конфликтов организационных, так и межличностных и мсжгруппо-(, которые тоже всегда присутствуют в любой организа-

. 135







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.