Здавалка
Главная | Обратная связь

Семинар № 1. Религия и религиоведение.



1. Что означает слово «религия»? Как лично вы понимаете, что такое религия?

2. Почему такому явлению как религия нельзя дать однозначного определения и толкования? Что мешает этому?

3. С каких позиций можно изучить религию? В чем состоят основные различия между этими позициями?

4. Что такое атеизм и как он соотносится с религией?

5. Подберите известные вам из истории примеры взаимоотношений религии и науки. Попытайтесь сформулировать и аргументировать свою точку зрения о характере этих взаимоотношений.

6. Каковы функции религии? Почему роль религии нельзя оценить в целом?

7. О какой религиозной функции говорится в следующей притче о Лазаре: «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напиться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец креста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (Лк. 16:19-25).

8. Из каких разделов состоит религиоведение как комплексная, полидисциплинарная область научных знаний о религии? Почему религии и религиозную жизнь необходимо специально изучать?

9. В каких сферах своей жизни вы сталкивались с религиями? Что, по вашему, может дать вам изучение религий для предполагаемой будущей профессиональной и общественной деятельности?

10. Почему в человеческом обществе существует не одна, а множество религий? Какие классификации религий вы знаете? Что дают эти классификации для понимания религий?

11. Выберите примеры из истории, когда религия объединяла и когда разъединяла людей, решающим образом влияла на ход исторического процесса.

12. Может ли религия существовать без:

а) религиозного чувства,

б) культа,

в) священства,

г) церкви (как организации верующих),

д) норм поведения (морали).

13. Какая из известных Вам составляющих религии - вера, вероучение, культ, организация - является определяющей? Почему Вы так считаете?

14. Можно ли сказать, что одни (более древние) формы религиозных верований в ходе истории меняются на новые, более зрелые?

15. Всем известна история Маугли. Мог ли он вырасти верующим человеком?

16. Всем известно такое распространенное явление как гороскоп. Что это: элемент религиозного мышления, научного познания или что-либо третье?

17. Как соотносятся между собой религия и атеизм, религия и наука, вера и знание? Приведите примеры.

18. В чем заключается призвание религии смягчать и уравновешивать деструктивную силу науки, гуманизировать ее?

19. Прочитайте из Хрестоматии статью Яковлевой Е.Л. Технология современного мифотворчества». Почему автор, описывая современное мифотворчество, вводит понятие «технология»? Какие элементы технологии мифотворчества называет автор? Назовите положительные/отрицательные черты технологии мифотворчества? В чем автор прав/не прав?

20. Изучите в Хрестоматии Таблицу 2. Перечислите распространенные религии. Как Вы думаете: почему некоторые религии оказываются наиболее востребованными, а другие – забываются?

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.