Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕМА 9: МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ



 
 


по теме: «Методы управления персоналом». [5]

 

При решении ситуаций следует выбрать наиболее приемлемый для вас вариант решения и аргументировать его. В предлагаемых вариантах решения скрыты профессиональные компетенции и поведенческие установки, которые возможно определить с помощью специального ключа. Ключ предоставляет преподаватель. Ситуации разработаны ленинградским промышленным психологом А.А. Ершовым.

 
 

 


Ваш непосредственный начальник, минуя вас, дает срочное задание вашему подчиненному, который уже занят выполнением другого ответственного задания. Вы и ваш начальник считаете свои задания неотложными.

a) Не оспаривая задания начальника, буду строго придерживаться должностной субординации, предложу подчиненному отложить выполнение текущей работы.

b) Все зависит от того, насколько для меня авторитетен начальник.

c) Выражу подчиненному свое несогласие с заданием начальника, предупрежу его, что впредь в подобных случаях буду отменять задания, поручаемые ему без согласования со мной.

d) В интересах дела предложу подчиненному выполнить начатую работу.

 


Вы получили одновременно два срочных задания: от вашего непосредственного и вышестоящего руководителя. Времени для согласования срока выполнения заданий у вас нет, необходимо срочно начать работу.

a) В первую очередь начну выполнять задание того, кого больше уважаю.

b) Сначала буду выполнять задание, наиболее важное, на мой взгляд.

c) Сначала выполню задание вышестоящего начальника.

d) Буду выполнять задание своего непосредственного начальника.

 
 


Между вашими подчиненными возник конфликт, который мешает им успешно работать. Каждый из них в отдельности обращался к вам с просьбой, чтобы вы разобрались и поддержали его позицию.

a) Я должен пресечь конфликт на работе, а решать конфликтные взаимоотношения – это их личное дело.

b) Лучше всего попросить разобраться в конфликте представителей третьей стороны, например, представителя профсоюза или менеджера по персоналу.

c) Прежде всего надо лично попытаться разобраться в причинах конфликта и найти приемлемый для обеих сторон способ примирения.

d) Выяснить, кто из членов коллектива служит авторитетом для конфликтующих, и попытаться через него воздействовать на этих людей.

 
 

 


В самый напряженный период завершения производственного задания в бригаде совершен неблаговидный поступок, нарушена трудовая дисциплина, в результате чего допущен брак. Бригадиру неизвестен виновник, однако выявить и наказать его надо. Как бы вы поступили на месте бригадира?

a) Оставлю выяснение фактов по этому инциденту до окончания выполнения производственного задания.

b) Тех, кого подозреваю в негативном поступке, вызову к себе, строго поговорю с каждым из них с глазу на глаз, предложу назвать виновного.

c) Сообщу о случившемся факте рабочим, которым наиболее доверяю, предложу им выяснить конкретных виновных и доложить мне.

d) После смены проведу собрание бригады, публично потребую выявления виновных и их наказания.

 
 

 


Вам предоставлена возможность выбрать себе заместителя. Имеется несколько кандидатур. Каждый претендент отличается следующими качествами.

a) Первый стремится, прежде всего, к тому, чтобы наладить доброжелательные товарищеские отношения в коллективе, создать на работе атмосферу взаимного доверия и дружеского расположения, предпочитает избегать конфликты, что не всеми работниками понимается правильно.

b) Второй часто предпочитает в интересах дела идти на обострение отношений, «невзирая на лица», отличается повышенным чувством ответственности за порученное дело.

c) Третий предпочитает работать строго по правилам, всегда аккуратен в выполнении своих должностных обязанностей, требователен к подчиненным.

d) Четвертый отличается напористостью, личной заинтересованностью в работе, сосредоточен на достижении своей цели, всегда стремится довести дело до конца, не придает большого значения возможным осложнениям во взаимоотношениях с подчиненными.


Вам предлагается выбрать себе заместителя. Кандидаты отличаются друг от друга следующими особенностями взаимоотношений с вышестоящим руководителем:

a) Первый быстро соглашается с мнением или распоряжением начальника, стремится четко, безоговорочно в установленные сроки выполнять все его задания.

b) Второй может быстро соглашаться с мнением начальника, заинтересованно и ответственно выполнять все его распоряжения и задания, но только в том случае, если начальник авторитетен для него.

c) Третий обладает богатым профессиональным опытом и знаниями, хороший специалист, умелый организатор, но бывает неуживчив, труден в контакте.

d) Четвертый очень опытный и грамотный специалист, но всегда стремится к самостоятельности и независимости в работе, не любит, когда ему мешают.

 
 

 


Когда вы общаетесь с сотрудниками или подчиненными в неформальной обстановке, во время отдыха, к чему вы более склонны?

a) Вести разговоры, близкие вам по деловым и профессиональным интересам.

b) Задавать тон беседе, уточнять мнения по спорным вопросам, отстаивать свою точку зрения, стремиться в чем-то убедить других.

c) Разделять общую тему разговора, не навязывать своего мнения, поддерживать общую точку зрения, стремиться не выделяться своей активностью, а только выслушивать собеседников.

d) Стремиться не говорить о делах и работе, быть посредником в общении, непринужденным и внимательным к другим.

 
 

 


Подчиненный второй раз не выполнил ваше задание в срок, хотя обещал и давал слово, что подобного случая больше не повторится. Как бы вы поступили?

a) Дождаться выполнения задания, а затем строго поговорить наедине, предупредив в последний раз.

b) Не дожидаясь выполнения задания, поговорить с ним о причинах повторного срыва, добиться выполнения задания, наказать за срыв рублем.

c) Посоветоваться с более опытным работником, авторитетным в коллективе, как поступить с нарушителем? Если такого работника нет, вынести вопрос о недисциплинированности работника на общее собрание коллектива.

d) Не дожидаясь выполнения задания, передать вопрос о наказании на решение вышестоящего руководителя. В дальнейшем повысить требовательность, контроль за его работой.

 
 

 


Подчиненный игнорирует ваши советы и указания, делает все по-своему, не обращает внимания на замечания, не исправляет того, на что вы ему указываете. Как вы будете поступать с этим подчиненным в дальнейшем? Варианты:

a) Разобравшись в мотивах упорства и видя их несостоятельность, применю обычные административные меры наказания.

b) В интересах дела постараюсь вызвать его на откровенный разговор, найти с ним общий язык, настроить на деловой контакт.

c) Обращусь ко всем, к коллективу отдела – пусть обратят внимание на его неправильное поведение и применят меры общественного воздействия, например, поговорят и объяснят факт деструктивного трудового поведения.

d) Попытаюсь разобраться в том, не делаю ли я сам ошибок во взаимоотношениях с этим подчиненным, потом решу, как поступить.

 
 


В трудовой коллектив, где имеется конфликт между двумя группами по поводу внедрения новшеств, пришел новый руководитель, приглашенный со стороны. Каким образом, по вашему мнению, ему лучше действовать, чтобы нормализовать психологический климат в коллективе?

a) Прежде всего, установить деловой контакт со сторонниками нового, не принимая всерьез доводы сторонников старого порядка, вести работу по внедрению новшеств, воздействуя на противников силой своего примера и примера других.

b) Попытаться разубедить и привлечь на свою сторону сторонников прежнего стиля работы, противников нововведений, воздействовать на них убеждением в процессе дискуссии.

c) Прежде всего, создать команду наиболее активных сторонников, поручить им разобраться и предложить меры по нормализации обстановки в коллективе, опираться на них и поддержку всей администрации организации.

d) Изучить перспективы развития коллектива и улучшения качества выпускаемой продукции, поставить перед коллективом новые перспективные задачи совместной трудовой деятельности, опираться на лучшие достижения и трудовые традиции коллектива, не противопоставлять новое старому, что ранее сложилось в коллективе.

 
 


В самый напряженный период завершения производственной программы один из сотрудников вашего коллектива заболел. Каждый из подчиненных занят выполнением своей работы. Работа отсутствующего сотрудника также должна быть выполнена в срок. Как поступить в этой ситуации?

a) Посмотрю, кто из сотрудников меньше загружен и распоряжусь: «Вы возьмете эту работу, а вы поможете доделать это».

b) Предложу всему коллективу отдела: «Давайте вместе подумаем, как выйти из создавшегося положения».

c) Попрошу наиболее активных сотрудников коллектива высказать свои предложения, которые предварительно обсудят со всем коллективом, затем приму решение.

d) Вызову к себе самого опытного и надежного работника и попрошу его выручить коллектив, выполнив работу отсутствующего.

 
 

 


У вас создались натянутые отношения с коллегой. Допустим, что причины этого вам не совсем ясны, но нормализовать отношения необходимо, чтобы не страдала работа. Что бы вы предприняли в первую очередь?

a) Открыто вызову коллегу на откровенный разговор, чтобы выяснить истинные причины натянутых взаимоотношений.

b) Прежде всего, попытаюсь разобраться в собственном поведении по отношению к нему.

c) Обращусь к коллеге со словами: «От наших натянутых взаимоотношений страдает дело. Пора договориться, как работать дальше».

d) Обращусь за помощью к другим коллегам, которые в курсе наших взаимоотношений и могут быть посредниками в их нормализации.

 
 

 


Вас недавно выбрали руководителем трудового коллектива, в котором вы несколько лет работали рядовым сотрудником. На 8 часов 15 минут вы вызвали к себе в кабинет подчиненного для выяснения причин его частых опозданий на работу, но сами неожиданно опоздали на 15 минут. Подчиненный пришел вовремя и ждет вас. Как вы начнете беседу при встрече? Выберете вариант ответа:

a) Независимо от своего опоздания сразу же потребую объяснений об опозданиях сотрудника на работу.

b) Поздороваюсь, извинюсь перед подчиненным и начну беседу.

c) Поздороваюсь, объясню причину своего опоздания и спрошу его: «Как вы думаете, что можно ожидать от руководителя, который так же часто опаздывает на службу, как и вы?»

d) В интересах дела отменю беседу и перенесу её на другое время.

 
 


Вы работаете начальником отдела уже второй год. Молодой сотрудник обращается к вам с просьбой отпустить его с работы на четыре дня, за свой счет в связи с бракосочетанием.

- Почему на четыре? – спрашиваете вы.

- А когда женился Иванов, вы ему разрешили четыре дня, - невозмутимо отвечает сотрудник и подает заявление. Вы подписываете заявление на три дня, согласно действующему положению.

Однако подчиненный выходит на работу спустя четыре дня. Как вы поступите?

a) Сообщу о нарушении трудовой дисциплины вышестоящему начальнику, пусть он решает.

b) Предложу подчиненному отработать четвертый день в выходной. Скажу: «Иванов тоже отрабатывал».

c) Ввиду исключительности случая (ведь люди женятся не часто) ограничусь публичным замечанием.

d) Возьму ответственность за его прогул на себя. Просто скажу: «Так поступать не следовало». Поздравлю и пожелаю счастья.


Вы руководитель производственного коллектива. В период ночного дежурства один из ваших рабочих в состоянии алкогольного опьянения испортил дорогостоящее оборудование. Другой, пытаясь его отремонтировать, получил травму. Виновник звонит вам домой по телефону и с тревогой спрашивает, что же им теперь делать? Как бы вы ответили на звонок?

a) «Действуйте согласно инструкции. Прочтите её, она у меня на столе, и сделайте все, что требуется».

b) «Сообщите о случившемся факте вахтеру. Составьте акт на поломку оборудования, пострадавший пусть идет к дежурной медсестре».

c) «Без меня ничего не предпринимайте. Сейчас я приеду и разберусь».

d) «В каком состоянии пострадавший? Если необходимо, срочно вызовите врача».

 
 


Однажды вы оказались участником дискуссии нескольких руководителей производства о том, как лучше обращаться с подчиненными. Одна из точек зрения вам понравилась больше всего. Какая?

a) Первый: «Чтобы подчиненный хорошо работал, нужно подходить к нему индивидуально, учитывать особенности его личности».

b) Второй: «Все это мелочи. Главное в оценке людей – это их деловые качества, исполнительность. Каждый должен делать то, что ему положено».

c) Третий: «Я считаю, что успеха в руководстве можно добиться лишь в том случае, если подчиненные доверяют своему руководителю, уважают его».

d) Четвертый: «Это правильно, но все же лучшими стимулами в работе являются четкий приказ, приличная зарплата, заслуженная премия».

 
 


Вы – начальник цеха. После реорганизации вам срочно необходимо перекомплектовать несколько бригад согласно новому штатному расписанию. По какому пути вы пойдете?

a) Возьмусь за дело сам, изучу все списки и личные дела работников цеха, предложу свой проект на собрании коллектива.

b) Предложу решить этот вопрос службе управления персоналом. Ведь это их работа.

c) Во избежание конфликтов предложу высказать свои пожелания всем заинтересованным лицам, создам группу по комплектованию новых бригад.

d) Сначала определю, кто будет возглавлять новые бригады и участки, затем поручу этим людям подать свои предложения по составу бригад.

 
 


В вашем коллективе имеется работник, который скорее числится, чем работает. Его это положение устраивает, а вас нет.

Как вы поступите в данном случае?

a) Поговорю с этим человеком с глазу на глаз. Дам ему понять, что ему лучше уволиться по собственному желанию.

b) Напишу докладную вышестоящему руководителю с предложением «сократить» эту штатную единицу.

c) Предложу ведущему специалисту обсудить эту ситуацию и подготовить свои предложения о том, как поступать с этим человеком.

d) Найду для этого человека подходящее дело, прикреплю наставника, усилю контроль за его работой.

 
 


При распределении коэффициента трудового участия (далее - КТУ) некоторые члены бригады посчитали, что их незаслуженно «обошли», это явилось поводом их жалоб начальнику цеха. Как бы вы отреагировали на эти жалобы на его месте?

a) Вы отвечаете жалобщикам примерно так: «КТУ утверждает и распределяет ваша бригада, я тут ни при чем».

b) «Хорошо, я учту ваши жалобы и постараюсь разобраться в этом вопросе с вашим бригадиром».

c) «Не волнуйтесь, вы получите свои деньги. Изложите свои претензии на моё имя в письменной форме».

d) Пообещав помочь установить истину, сразу же пойдете на участок и побеседуете с бригадиром, мастером и другими членами бригады. В случае подтверждения обоснованности жалоб предложите бригадиру перераспределить КТУ в следующем месяце.

 
 

 


Вы недавно начали работать начальником современного цеха на крупном промышленном предприятии, придя на эту должность с другого завода. Вас еще не все знают в лицо. До обеденного перерыва осталось два часа. Идя по коридору, вы видите рабочих вашего цеха, которые о чем-то оживленно беседуют и не обращают на вас внимания. Возвращаясь через 20 минут, вы видите эту же картину. Как вы себя поведете?

a) Остановлюсь, дам понять рабочим, что я новый начальник цеха. Вскользь замечу, что беседа затянулась и пора браться за дело.

b) Спрошу, кто их непосредственный начальник. Вызову его к себе в кабинет.

c) Сначала поинтересуюсь, о чем идет разговор. Затем представлюсь и спрошу, нет ли у них каких-либо претензий к администрации. После этого предложу пройти в цех на рабочее место.

d) Прежде всего, представлюсь, поинтересуюсь, как обстоят дела в их бригаде, как загружены работой, что мешает работать ритмично? Возьму этих рабочих на заметку

 

РУКОВОДИТЕЛЬ И ПОДЧИНЕННЫЙ:

ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ДЕЛОВАЯ ИГРА

«СИТУАЦИОННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА»[6]

 

Работа проходит в группах по 6-8 человек. Необходимо проанализировать ситуацию и ответить на вопросы.

 
 

 


Космический корабль после длительной межзвездной экспедиции возвращается на Землю, где за это время прошла тысяча лет. На борту корабля командир и команда, которые за долгие годы полета стали сплоченным высококвалифицированным коллективом.

При приближении к Солнечной системе командир получает конфиденциальное сообщение с Земли, в котором сказано, что за время отсутствия корабля на Земле произошли необратимые экологические изменения, и цивилизации в привычной для людей форме больше не существует. Разумная жизнь на планете сохранилась в другой форме – энергетической – и создала на планете новую цивилизацию.

Новые жители Земли предлагают команде свою помощь либо по переведению жизни каждого члена экипажа в энергетическую форму, либо по созданию резервации с привычными формами животного и растительного мира. Командиру предлагается самому проинформировать команду о случившимся и до возвращения на Землю сообщить о принятом решении.

Вопросы к ситуации:

1. Определите, каким стилям руководства соответствуют предложенные ниже варианты решений.

2. Какое решение вы приняли бы в данной ситуации, будучи командиром корабля?

3. Какое решение является наиболее правильным?

Варианты решений:

А). принять решение за всю команду и сообщить о нем на Землю. Команду же поставить перед свершившимся фактом;

Б). поговорить с каждым членом экипажа, узнать его личное предпочтение, а после этого принять решение за всех;

В). собрать команду, сообщить о радиограмме и выслушать коллективное мнение. После этого самостоятельно принять решение;

Г). вызвать первого помощника и врача экспедиции и совместно с ними принять решение за всех;

Д). собрать команду, сообщить о радиограмме и помочь выработать совместное решение;

Е). собрать команду, сообщить о полученной информации и, участвуя в этом процессе как рядовой член, предложить каждому после обсуждения принять индивидуальное решение.

.
ТЕМА 10: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.