Здавалка
Главная | Обратная связь

Самоуправление населения



Особая роль в стратегии становления гражданского общества сме­шанного (открытого) типа принадлежит самоуправлению населения. Самоуправление — одна из черт современного гражданского общест­ва! Его сущность заключается в том, что население самостоятельно управляет процессами формирования среды жизнедеятельности и жиз­необеспечения, создавая для этого на первичных территориальных (Муниципальных) уровнях необходимые и подотчетные ему органы.

В системе социально-политического устройства общества воз­никают и развиваются негосударственные начала и институты, являю­щиеся выражением и основанием развития самоорганизации и самоде­ятельности населения, обеспечивающие реализацию и защиту его интересов. Тем самым хозяйственные, социальные и другие функции государственной власти ограничиваются и реализуются самим населе­нием! Поэтому самоуправление можно считать одним из наиболее оче­видных проявлений гражданского устройства общества.

Экономически необходимость самоуправления населения объяс­няется потребностями мобилизации и эффективного использования местных ресурсов и особенностей, которые не могут быть должным образом задействованы через вертикаль государственной власти, что неопровержимо доказано результатами огосударствления российской экономики.

В социальном аспекте самоуправление необходимо для такой ор­ганизации среды жизнедеятельности, которая позволяет найти в ней место всем группам населения и отдельным людям, осуществлять раз­витие территории в интересах ее населения и защищать эти интересы.

Политически реальное самоуправление становится необходимым для формирования и отработки механизмов политическо^демократии, для завершения ее становления, в результате которого государствен­ная власть не только не будет опасаться ограничения ее функций, но и осознает его полезность для собственной эффективности.

Особое значение самоуправления в процессе движения России к гражданскому обществу во многом объясняется тоталитарным про­шлым страны. Становление самоуправления является фактором как подрыва тоталитарных традиций через развитие прямого, народовлас­тия, так и изменения характера самого российского государства, обре­тения им подлинно демократического содержания.

Важность самоуправления населения для демократического раз­вития страны была понята уже на первых этапах преобразований в ней общественных отношений. Свидетельством этого явились многократ-



Раздел 1


Стаповлеиие гражданского общества



 


ные дискуссии о содержании и характере самоуправления, о его соот­ношении с государственной властью и как результат этих дискуссий — зафиксированное в Конституции выведение самоуправления из иерар­хии этой власти, признание его негосударственного характера.

Однако факт осознания необходимости самоуправления и опре­деления его характера еще не равнозначен его становлению. Последнее связано с реализацией общей стратегии движения к гражданскому об­ществу смешанного типа. Реализация этой стратегии предполагает со­здание экономических и правовых основ самоуправления, установле­ние порядка определения его форм, принципов разделения и взаимо­связи функций и органов самоуправления и государственной власти, выявление возможностей и направлений развития системы самоуправ­ления, обеспечения гарантий предотвращения огосударствления само­управления, подавления его государственной властью.

Одним из наиболее, серьезных и неотложных вопросов становле­ния самоуправления является создание его экономических основ, без которых оно как самостоятельный, независимый от государственной власти феномен невозможно.

Экономические основы самоуправления в принципе могут и дол­жны иметь достаточно сложную структуру. Прежде всего их составля­ет муниципальная собственность, включающая находящиеся в ней пред­приятия, организации, жилищное хозяйство и другие объекты, а также финансовые ресурсы муниципалитетов. Экономической основой само­управления является также все негосударственное хозяйство в рамках муниципалитетов, не входящее в состав корпоративных и других круп­ных немуниципальных структур. Благодаря этому хозяйству прежде всего и формируется муниципальная среда жизнеобеспечения.

В настоящее время экономические основы самоуправления не со­зданы. Деформирована отраслевая структура муниципальной собствен­ности, недостаточна финансовая база, во многом остаточные принци­пы ее формирования не соответствуют функциям самоуправления и т.д. Создание экономической базы самоуправления предполагает измене­ние характера муниципальных реформ и выделение их блока в рамках стратегии становления в России общества смешанного! типа.

В существенных корректировках нуждаются правовые основы са­моуправления: В частности, необходима передача прав и полномочий населению по установлению конкретных форм самоуправления, струк­туры их органов и т.п., которыми наделены субъекты Федерации, что фактически подчиняет самоуправление государственной власти.

Принципиальное значение имеет решение вопроса о разделении функций и органов самоуправления и государственной власти на мес-


тах. Самоуправление может бытьтаковым, если оно организует среду жизнедеятельности и жизнеобеспечения населения в рамках муниципа­литета. Следовательно^ оно должно выполнять весьгкруг,функций,по определению приоритетных направлений развития территории; регу­лированию отраслевой структуры хозяйства, налаживанию внешних и внутренних рыночных связей, развитию необходимой рыночной ин­фраструктуры, разработке и реализации муниципальных программ, поддержанию и развитию социальной инфраструктуры и т.д.

Функции государственной власти ограничиваются решением про­блем, имеющих общегосударственный или региональный характер, и надзором за законностью деятельности органов самоуправления. Спор­ные вопросы между органами самоуправления и государственной власти могут решаться на основе договоренностей или в судебном"-порядке, во всяком случае в решении таких вопросов недопустимы принципы СО-подчиненности* Штат органов государственной власти на местах соот­ветственно ограничению их функций должен быть сведен к минимуму. Структура и штат органов самоуправления должны определяться на­селением или его представителями. В этом случае само население, ко­торое будет содержать эти органы, окажется заинтересованным в их ограничении.

Может быть и другой вариант, при котором одни и те же органы будут выполнять функции как самоуправления, так и государственной власти. Такой вариант предусмотрен действующим законодательством. Но он может оказаться кратчайшим путем, особенно с учетом российс­ких традиций, к огосударствлению самоуправления и его подчинению государственной власти.

Наиболее сложной проблемой становления самоуправления насе­ления в России является создание гарантий, исключающих возможнос­ти фактического сведения самоуправления до уровня подсобного рычага или «помощника» государственной власти, т.е. его огосудар­ствления. Понятно, что соотношение сил иерархической вертикали государственной власти и самоуправления населения в рамках отдель­ных муниципальных образований несопоставимо, и стремление к вы­холащиванию сути самоуправления, урезанию его функций и базы, ни­зведению самоуправления до уровня микрорайонов, отдельных улиц, домов, подъездов проявилось еще до того, как оно сформировалось. Все это создает реальную угрозу воплощению идей самоуправления в жизнь.

Гарантией защиты самоуправления как негосударственного ин­ститута, не подчиненного государственной власти, видимо, может быть



Раздел 1


Специфика российских реформ



 


становление системы самоуправления, объединяющей усилия муници­палитетов и развивающейся снизу, т.е. по инициативе самого муници­пального самоуправления населения. Основой для развития такой сис­темы является наличие у муниципалитетов многих общих проблем, которые они должны ставить перед региональными и федеральными властями или решать на межмуниципальной основе. Для постановки и решения этих проблем и для защиты интересов муниципалитетов в прин­ципе возможно создание советов или союзов самоуправления на об­ластном, республиканском и даже на федеральном уровне.

Если такая своеобразная вертикаль самоуправления, отличающая­ся от вертикали государственной власти тем, что в ней подчиненность строится не сверху вниз, а снизу вверх, сформируется, то будет легче установить баланс государственной власти и самоуправления, превра­тить последнее в реальный фактор, во-первых, трансформации госу­дарственности в сторону ее демократизации и, во-вторых, ориентации реформ и социально-экономических преобразований на становление гражданского общества.

Контрольные вопросы

1. Назовите основы и стадии развития гражданского общества. Объясните, почему смешанное (открытое) общество — это современный тип гражданского об­щества.

2. В чем особенности становления гражданского общес-

тва в России?

3. Каковы основы и стратегические ориентиры разви­тия гражданского общества смешанного (открыто­го) типа?

4. Раскройте роль самоуправления в развитии граждан-

ского общества.

ЛИТЕРАТУРА

Смешанное общество: основы, сущность, проблемы / Под ред. Л.В.Никифоро­ва. М.: Наука, 1993.

Социально-экономические альтернативы развития России: общество смешан­ного типа вместо капиталистической олигархии / Под ред. Л .В.Никифорова.М.: ИЭ РАН, 1997.

Никифоров Л.В. Муниципальные реформы как процесс становления первич­ных территориальных структур гражданского общества. М.: ИЭ РАН, 1997.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.