Система налогообложения в условиях рыночной экономики
Современная налоговая система России была сформирована в достаточно быстром темпе начиная с 1992 г. Основной целью провозглашалось создание такой системы налогообложения, которая в наибольшей степени соответствует условиям рыночной экономики (которая формировалась параллельно также в сверхвысоком темпе «шоковой терапии»). В качестве основной модели для подражания была выбрана система налогообложения в странах ЕС с их относительно высокой ролью косвенных налогов, особенно налога на добавленную стоимость (НДС). Реформа налоговой системы 363 Сформированная налоговая система подвергается резкой критике, причем в первую очередь со стороны тех самых агентов рыночной экономики (предпринимателей, банкиров и др.), интересам которых она, если верить разработчикам налоговых проектов, прежде всего и должна соответствовать. Не стихает, а скорее усиливается подобная критика в связи с проведением, начиная с 1996 г., второй стадии.налоговой реформы. Острая неудовлетворенность системой налогообложения в России вызвана следующим. Эта система лишь формально (например, в части наименования основных Налогов) соответствует западным стандартам, включая стандарты стран ЕС. По своей же реальной сути налоговая система России принципиально, и притом в худшую сторону, отличается от налогообложения в странах с развитой рыночной экономикой. Рассмотрим основные черты этого налогообложения. Эффективное функционирование налоговой системы стран с рыночной экономикой нацелено на выполнение нескольких задач. Во-первых, налоговая система должна успешно решать фискально-перераспределительную задачу, т.е. путем перераспределения доходов предпринимателей и населения обеспечивать финансовыми ресурсами доходную часть госбюджета. В историческом прошлом формирование и функционирование налоговой системы были направлены на решение лишь этой задачи. Другие задачи являлись лишь продуктом периода развитой рыночной экономики, Особенное XX в. Во-вторых, налоговая система должна функционировать Таким образом, чтобы как минимум не подрывать стимулы к производственной и вообще к экономической деятельности, а в лучшем случае способствовать формированию и усилению подобных стимулов. В-третьих, система налогообложения достаточно органично связывается и с идеями о социальной справедливости. В-четвертых, большую роль в формировании систем налогообложения играют соображения организационной и расчетной легкости в определении тех или иных налогов,-эффективности их сбора (т.е. малые размеры затрат на соответствующие сборы и минимизация каналов по сокрытию определенных налогов), возможности сохранения стабильности налогообложения (т.е. отсутствие необходимости частых и тем более резких изменений тех или иных налогов) и т.п. В решении указанных задач в рамках налоговых систем различных стран с развитой рыночной экономикой проявляются и общие черты, и заметная специфика. Общее проявляется прежде всего в примерно одинаковом понимании жесткой зависимости размеров налогов на прибыль с их воздей- Раздел 5 Реформа налоговой системы
ствием на производственные стимулы. Так, в теории и практике западного налогообложения признано, что изъятие свыше 50% величины прибыли подрывает стимулы частнопредпринимательской производственной деятельности. Оптимальным же сочетанием задач фискального и стимулирующего характера применительно к прибыли считается налоговое изъятие не более трети ее величины. Наряду с таким подходом к налогообложению прибыли широко используются налоговые льготы с целью стимулирования (или, наоборот, сдерживания) развития отдельных секторов или отраслей хозяйства. К льготам относятся меры либо по освобождению отдельных секторов или видов предпринимательства от тех или иных налогов, либо по частичному ослаблению налогового давления на них (и путем уменьшения объема облагаемых доходов, и путем уменьшения ставки самого налога), либо по предоставлению отсрочек налоговых платежей (причем относительно длительная отсрочка может практически равняться полному или частичному освобождению от данного налога). Наиболее известной и распространенной льготой являются меры по ускоренной амортизации, предоставляющие компаниям право по переводу части прибыли в необлагаемые налогом амортизационные издержки; к ним же относится снижение налогов с целью стимулировать инвестиционные и научно-исследовательские затраты компаний и пр. В большинстве ведущих западных стран в отношении налогов на прибыль четко прослеживаются две в определенном смысле противоречивые тенденции. Одна тенденция проявляется в уменьшении налоговых ставок и изъятий из прибыли с целью достижения указанных оптимальных границ подобного налогообложения. Другая тенденция — уменьшение системы налоговых льгот, которая выступает как вынужденная мера хотя бы частичной компенсации потерь доходов госбюджета, вызванных первой тенденцией. Такое отношение к налогам на прибыль предопределило относительно низкую их долю в налоговых поступлениях почти во всех странах с развитой рыночной экономикой (примерно 5—10%). Гораздо сложнее в западных странах теоретический и практический подход к индивидуальному подоходному налогу. Объясняется это тем, что здесь переплетается воздействие всех задач налогообложения В сочетании с усложняющим влиянием различных подходов к налогу со стороны отдельных школ экономической теории. С одной стороны, под воздействием прежде всего идей теоретиков «экономики предложения» во многих развитых странах произошло снижение, подчас весьма заметное, ставок индивидуального подо- ходного налога (так, в США в результате налоговой реформы 80-х годов максимальная ставка этого налога была уменьшена с 70 до 33%, затем поднята до 36%). С другой стороны, во всех этих странах с целью соблюдения принципа «социальной справедливости» предусмотрено полное или частичное освобождение от налогов малообеспеченных групп населения. Большое влияние задача соблюдения «социальной справедливости» оказывает на такой своеобразный вид налогов, как взносы на социальное страхование. Господствующее в ряде стран (например, во Франции, Италии) мнение о справедливом характере подобных налогов обусловило не только высокую их долю во всех налоговых поступлениях, но и резкое преобладание в них той части, которая взимается с предпринимателей. Выполнение с помощью индивидуального подоходного налога фискально- перераспределительной задачи тесно связано с общим уровнем личных доходов основной массы населения. При относительно низком уровне подобных доходов нельзя рассчитывать И на большие объемы подоходного налога с населения. Страны с развитой рыночной экономикой характеризуются высоким и продолжающим расти уровнем доходов населения, что и обеспечивает значительную долю налогов с него во всех налоговых поступлениях. В таких странах, как США и Канада, подоходные налоги с населения явно доминируют над прочими налоговыми поступлениями; в других ведущих странах Запада эта доля тоже велика. Особый вопрос — соотносительная роль косвенных налогов в системе налогообложения стран с рыночной экономикой. К косвенным относятся налоги, включаемые в цены товаров и услуг (либо путем надбавок к этим ценам, либо предварительным включением в издержки производства). Среди важнейших косвенных налогов выделяются так называемые налоги на потребление, включающие налог на добавленную стоимость (НДС), налог с оборота и налог с продаж. Налог с оборота накладывается на стоимость товаров на каждой стадии производства и обращения в виде долевой надбавки (в процентах). Налог с продаж накладывается на стоимость товаров на конечной стадии их реализации, чаще всего в торговле, опять же в виде долевой надбавки (в процентах). В последние десятилетия оба этих налога вытесняются налогом на добавленную стоимость (НДС). Этот налог накладывается на каждой стадии производства и обращения на добавленную стоимость, определяемую как разность между стоимостью произведенных на этой ста- Раздел 5 Реформа налоговой системы
дии товаров и услуг и стоимостью материальных ценностей, используемых для этого производства (кроме амортизации). Другие важные косвенные налоги: акцизы и таможенные пошлины. Акцизы выступают как надбавка (в процентах) к цене определенных товаров отечественного производства, прежде всего алкогольной и табачной продукции; таможенные пошлины — аналогичные надбавки, но к экспортным и импортным товарам, Практика стран с рыночной экономикой свидетельствует, что роль косвенных налогов зависит от двух решающих факторов: от жизненного уровня основной массы населения страны и от сложившихся стереотипов в трактовке этих налогов в связи с задачами, которые стоят перед системой налогообложения. Страны с развитой рыночной экономикой достигли к 90-м годам такого высокого уровня жизни населения, при котором воздействие первого фактора сводится к минимуму. Иное положение было в этих странах до второй мировой войны, когда косвенные налоги составляли большую часть всех налоговых поступлений. Относительно низкий уровень получаемых тогда населением доходов, отражаемый в более низком объеме валового национального продукта на душу населения, ограничивал масштабы прямых налоговых изъятий из этих доходов. Подобная закономерность отчетливо проявляется в развивающихся странах, в налогообложении которых, как правило, важную роль играют косвенные налоги, содержащие к тому же высокий удельный вес таможенных пошлин и акцизов. Эта роль возрастает еще более для бедных стран. Причиной предпочтения, отдаваемого косвенным налогам, является, с одной стороны, относительная легкость их получения в условиях слаборазвитых стран (в том числе таможенных пошлин на базе лучше организованных таможенных служб по сравнению с обычными налоговыми учреждениями), с другой стороны, серьезные препятствия в сборе прямых налогов (налоги с населения трудно собирать из-за крайне низкого уровня жизни его основной массы; налоги с предпринимательства — ввиду огромного числа субъектов мелкого, часто ремесленного производства, которых трудно охватить налогами, и незначительной доли крупного предпринимательства, гораздо легче поддающегося налогообложению). В развитых странах Запада косвенные налоги как бы разбиваются на два вида: указанные выше налоги на потребление, акцизы и таможенные пошлины и особый косвенный налог, взимаемый с предпринимателей в качестве их взноса на социальное страхование (поскольку эти взносы включаются в издержки производства). Соответственно к числу основных прямых налогов относятся индивидуальный подоход- ный налог, налоги с прибыли, взносы на социальное страхование, взимаемые с рабочих и служащих, налоги на собственность. В таких странах, как США, Канада, Япония, роль косвенных налогов умеренна: они составляют около трети всех налоговых поступлений. Причина — традиционно негативное отношение к этим налогам как социально несправедливым (поскольку они не зависят от размеров доходов и собственности) и к тому же способствующим инфляции. В странах ЕС косвенные налоги в современный период играют достаточно весомую роль, охватывая примерно половину всех налоговых поступлений. Одной из важнейших причин распространенности косвенных налогов в этих странах была наряду с историческими традициями настойчиво проводимая политика по относительной унификации налоговой системы как органической части общей политики экономической интеграции. Наиболее очевидным результатом этой политики является сближение методов взимания косвенных налогов. Прямые налоги политика унификации затронула в меньшей мере. Она способствовала устранению двойного налогообложения внутри ЕС и введению сходных принципов налогообложения прибыли компаний при большой самостоятельности отдельных стран. Налоги составляют преобладающую долю доходной части госбюджета стран с рыночной экономикой. Доля всех налоговых поступлений в валовом национальном продукте (ВНП) составляет в этих странах заметную величину: в США — 30%; в Германии — 38; во Франции -— 44; в Великобритании — 37; в Японии — 31, в Италии — 40, в Канаде — 37, в Швеции —61%. Другая важная характеристика налоговой системы развитых стран — распределение налоговых поступлений по различным бюджетным уровням. В федеративных государствах это обычно трехуровневая система — федеральный уровень, уровень регионов (субъектов Федерации) и местный уровень; в унитарных государствах существуют лишь два уровня — общегосударственный и местный. Обычно главную роль играет федеральный (в унитарных государствах — общегосударственный) бюджет. Подходы к распределению налогов между отдельными бюджетными уровнями бывают различными. Один подход состоит преимущественно в привязке определенных налогов к тому или иному бюджетному уровню (т.е. по большинству налогов прослеживается относительно четкое их разделение на налоги федеральные, субъектов Федерации и местные). Примером подобного подхода служит бюджетная система США. Второй подход состоит в разделении единых государственных налогов в определенных пропор-циях между бюджетными уровнями. Например, в Германии федераль- Раздел 5 ный и земельный уровни получают примерно одинаковые объемы налоговых поступлений, местный уровень — заметно меньше. По отдельным видам основных федеральных налогов распределение по бюджетным уровням устанавливается в законодательном порядке, причем по одним общегосударственным налогам существуют постоянные нормы подобного распределения, а по другим таким налогам нормы распределения пересматриваются через два—три года. Третий подход состоит в выделении средств от более высоких бюджетных уровней в пользу более низких (так называемые трансферты). Такой подход в качестве дополнительного распространен практически во всех странах, но особенно важную роль он играет в унитарных государствах. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|