Здавалка
Главная | Обратная связь

Система налогообложения в условиях рыночной экономики



Современная налоговая система России была сформирована в до­статочно быстром темпе начиная с 1992 г. Основной целью провозгла­шалось создание такой системы налогообложения, которая в наиболь­шей степени соответствует условиям рыночной экономики (которая формировалась параллельно также в сверхвысоком темпе «шоковой терапии»). В качестве основной модели для подражания была выбрана система налогообложения в странах ЕС с их относительно высокой ролью косвенных налогов, особенно налога на добавленную стоимость (НДС).


Реформа налоговой системы 363

Сформированная налоговая система подвергается резкой крити­ке, причем в первую очередь со стороны тех самых агентов рыночной экономики (предпринимателей, банкиров и др.), интересам которых она, если верить разработчикам налоговых проектов, прежде всего и долж­на соответствовать. Не стихает, а скорее усиливается подобная крити­ка в связи с проведением, начиная с 1996 г., второй стадии.налоговой реформы.

Острая неудовлетворенность системой налогообложения в России вызвана следующим. Эта система лишь формально (например, в части наименования основных Налогов) соответствует западным стандартам, включая стандарты стран ЕС. По своей же реальной сути налоговая система России принципиально, и притом в худшую сторону, отлича­ется от налогообложения в странах с развитой рыночной экономикой. Рассмотрим основные черты этого налогообложения.

Эффективное функционирование налоговой системы стран с ры­ночной экономикой нацелено на выполнение нескольких задач.

Во-первых, налоговая система должна успешно решать фискаль­но-перераспределительную задачу, т.е. путем перераспределения дохо­дов предпринимателей и населения обеспечивать финансовыми ресур­сами доходную часть госбюджета. В историческом прошлом формиро­вание и функционирование налоговой системы были направлены на решение лишь этой задачи. Другие задачи являлись лишь продуктом периода развитой рыночной экономики, Особенное XX в.

Во-вторых, налоговая система должна функционировать Таким образом, чтобы как минимум не подрывать стимулы к производствен­ной и вообще к экономической деятельности, а в лучшем случае спо­собствовать формированию и усилению подобных стимулов.

В-третьих, система налогообложения достаточно органично свя­зывается и с идеями о социальной справедливости.

В-четвертых, большую роль в формировании систем налогообло­жения играют соображения организационной и расчетной легкости в определении тех или иных налогов,-эффективности их сбора (т.е. ма­лые размеры затрат на соответствующие сборы и минимизация кана­лов по сокрытию определенных налогов), возможности сохранения ста­бильности налогообложения (т.е. отсутствие необходимости частых и тем более резких изменений тех или иных налогов) и т.п.

В решении указанных задач в рамках налоговых систем различ­ных стран с развитой рыночной экономикой проявляются и общие чер­ты, и заметная специфика.

Общее проявляется прежде всего в примерно одинаковом пони­мании жесткой зависимости размеров налогов на прибыль с их воздей-



Раздел 5


Реформа налоговой системы



 


ствием на производственные стимулы. Так, в теории и практике запад­ного налогообложения признано, что изъятие свыше 50% величины прибыли подрывает стимулы частнопредпринимательской производ­ственной деятельности. Оптимальным же сочетанием задач фискаль­ного и стимулирующего характера применительно к прибыли считает­ся налоговое изъятие не более трети ее величины.

Наряду с таким подходом к налогообложению прибыли широко используются налоговые льготы с целью стимулирования (или, наобо­рот, сдерживания) развития отдельных секторов или отраслей хозяйст­ва. К льготам относятся меры либо по освобождению отдельных секто­ров или видов предпринимательства от тех или иных налогов, либо по частичному ослаблению налогового давления на них (и путем умень­шения объема облагаемых доходов, и путем уменьшения ставки само­го налога), либо по предоставлению отсрочек налоговых платежей (при­чем относительно длительная отсрочка может практически равняться полному или частичному освобождению от данного налога).

Наиболее известной и распространенной льготой являются меры по ускоренной амортизации, предоставляющие компаниям право по переводу части прибыли в необлагаемые налогом амортизационные издержки; к ним же относится снижение налогов с целью стимулировать инвестиционные и научно-исследовательские затраты компаний и пр.

В большинстве ведущих западных стран в отношении налогов на прибыль четко прослеживаются две в определенном смысле противо­речивые тенденции. Одна тенденция проявляется в уменьшении нало­говых ставок и изъятий из прибыли с целью достижения указанных оптимальных границ подобного налогообложения. Другая тенденция — уменьшение системы налоговых льгот, которая выступает как вынуж­денная мера хотя бы частичной компенсации потерь доходов госбюд­жета, вызванных первой тенденцией.

Такое отношение к налогам на прибыль предопределило относи­тельно низкую их долю в налоговых поступлениях почти во всех стра­нах с развитой рыночной экономикой (примерно 5—10%).

Гораздо сложнее в западных странах теоретический и практичес­кий подход к индивидуальному подоходному налогу. Объясняется это тем, что здесь переплетается воздействие всех задач налогообложения В со­четании с усложняющим влиянием различных подходов к налогу со стороны отдельных школ экономической теории.

С одной стороны, под воздействием прежде всего идей теорети­ков «экономики предложения» во многих развитых странах произош­ло снижение, подчас весьма заметное, ставок индивидуального подо-


ходного налога (так, в США в результате налоговой реформы 80-х го­дов максимальная ставка этого налога была уменьшена с 70 до 33%, затем поднята до 36%). С другой стороны, во всех этих странах с целью соблюдения принципа «социальной справедливости» предусмотрено полное или частичное освобождение от налогов малообеспеченных групп населения.

Большое влияние задача соблюдения «социальной справедливости» оказывает на такой своеобразный вид налогов, как взносы на социаль­ное страхование. Господствующее в ряде стран (например, во Фран­ции, Италии) мнение о справедливом характере подобных налогов обус­ловило не только высокую их долю во всех налоговых поступлениях, но и резкое преобладание в них той части, которая взимается с пред­принимателей.

Выполнение с помощью индивидуального подоходного налога фискально- перераспределительной задачи тесно связано с общим уров­нем личных доходов основной массы населения. При относительно низком уровне подобных доходов нельзя рассчитывать И на большие объемы подоходного налога с населения. Страны с развитой рыноч­ной экономикой характеризуются высоким и продолжающим расти уровнем доходов населения, что и обеспечивает значительную долю налогов с него во всех налоговых поступлениях. В таких странах, как США и Канада, подоходные налоги с населения явно доминируют над прочими налоговыми поступлениями; в других ведущих странах Запа­да эта доля тоже велика.

Особый вопрос — соотносительная роль косвенных налогов в сис­теме налогообложения стран с рыночной экономикой. К косвенным относятся налоги, включаемые в цены товаров и услуг (либо путем над­бавок к этим ценам, либо предварительным включением в издержки производства). Среди важнейших косвенных налогов выделяются так называемые налоги на потребление, включающие налог на добавлен­ную стоимость (НДС), налог с оборота и налог с продаж. Налог с обо­рота накладывается на стоимость товаров на каждой стадии произ­водства и обращения в виде долевой надбавки (в процентах). Налог с продаж накладывается на стоимость товаров на конечной стадии их реализации, чаще всего в торговле, опять же в виде долевой надбавки (в процентах).

В последние десятилетия оба этих налога вытесняются налогом на добавленную стоимость (НДС). Этот налог накладывается на каждой стадии производства и обращения на добавленную стоимость, опреде­ляемую как разность между стоимостью произведенных на этой ста-



Раздел 5


Реформа налоговой системы



 


дии товаров и услуг и стоимостью материальных ценностей, использу­емых для этого производства (кроме амортизации).

Другие важные косвенные налоги: акцизы и таможенные пошлины. Акцизы выступают как надбавка (в процентах) к цене определенных товаров отечественного производства, прежде всего алкогольной и та­бачной продукции; таможенные пошлины — аналогичные надбавки, но к экспортным и импортным товарам,

Практика стран с рыночной экономикой свидетельствует, что роль косвенных налогов зависит от двух решающих факторов: от жизненно­го уровня основной массы населения страны и от сложившихся стерео­типов в трактовке этих налогов в связи с задачами, которые стоят перед системой налогообложения. Страны с развитой рыночной эко­номикой достигли к 90-м годам такого высокого уровня жизни населе­ния, при котором воздействие первого фактора сводится к минимуму. Иное положение было в этих странах до второй мировой войны, когда косвенные налоги составляли большую часть всех налоговых поступ­лений. Относительно низкий уровень получаемых тогда населением доходов, отражаемый в более низком объеме валового национального продукта на душу населения, ограничивал масштабы прямых налого­вых изъятий из этих доходов.

Подобная закономерность отчетливо проявляется в развивающих­ся странах, в налогообложении которых, как правило, важную роль играют косвенные налоги, содержащие к тому же высокий удельный вес таможенных пошлин и акцизов. Эта роль возрастает еще более для бедных стран. Причиной предпочтения, отдаваемого косвенным нало­гам, является, с одной стороны, относительная легкость их получения в условиях слаборазвитых стран (в том числе таможенных пошлин на базе лучше организованных таможенных служб по сравнению с обыч­ными налоговыми учреждениями), с другой стороны, серьезные пре­пятствия в сборе прямых налогов (налоги с населения трудно собирать из-за крайне низкого уровня жизни его основной массы; налоги с пред­принимательства — ввиду огромного числа субъектов мелкого, часто ремесленного производства, которых трудно охватить налогами, и незначительной доли крупного предпринимательства, гораздо легче поддающегося налогообложению).

В развитых странах Запада косвенные налоги как бы разбивают­ся на два вида: указанные выше налоги на потребление, акцизы и тамо­женные пошлины и особый косвенный налог, взимаемый с предприни­мателей в качестве их взноса на социальное страхование (поскольку эти взносы включаются в издержки производства). Соответственно к числу основных прямых налогов относятся индивидуальный подоход-


ный налог, налоги с прибыли, взносы на социальное страхование, взи­маемые с рабочих и служащих, налоги на собственность.

В таких странах, как США, Канада, Япония, роль косвенных на­логов умеренна: они составляют около трети всех налоговых поступле­ний. Причина — традиционно негативное отношение к этим налогам как социально несправедливым (поскольку они не зависят от размеров доходов и собственности) и к тому же способствующим инфляции. В странах ЕС косвенные налоги в современный период играют достаточ­но весомую роль, охватывая примерно половину всех налоговых пос­туплений. Одной из важнейших причин распространенности косвен­ных налогов в этих странах была наряду с историческими традициями настойчиво проводимая политика по относительной унификации на­логовой системы как органической части общей политики экономи­ческой интеграции. Наиболее очевидным результатом этой политики является сближение методов взимания косвенных налогов. Прямые на­логи политика унификации затронула в меньшей мере. Она способство­вала устранению двойного налогообложения внутри ЕС и введению сходных принципов налогообложения прибыли компаний при боль­шой самостоятельности отдельных стран.

Налоги составляют преобладающую долю доходной части госбюд­жета стран с рыночной экономикой. Доля всех налоговых поступлений в валовом национальном продукте (ВНП) составляет в этих странах заметную величину: в США — 30%; в Германии — 38; во Франции -— 44; в Великобритании — 37; в Японии — 31, в Италии — 40, в Канаде — 37, в Швеции —61%.

Другая важная характеристика налоговой системы развитых стран — распределение налоговых поступлений по различным бюджет­ным уровням. В федеративных государствах это обычно трехуровне­вая система — федеральный уровень, уровень регионов (субъектов Фе­дерации) и местный уровень; в унитарных государствах существуют лишь два уровня — общегосударственный и местный.

Обычно главную роль играет федеральный (в унитарных государ­ствах — общегосударственный) бюджет. Подходы к распределению налогов между отдельными бюджетными уровнями бывают различны­ми. Один подход состоит преимущественно в привязке определенных налогов к тому или иному бюджетному уровню (т.е. по большинству налогов прослеживается относительно четкое их разделение на налоги федеральные, субъектов Федерации и местные). Примером подобного подхода служит бюджетная система США. Второй подход состоит в разделении единых государственных налогов в определенных пропор-циях между бюджетными уровнями. Например, в Германии федераль-



Раздел 5

ный и земельный уровни получают примерно одинаковые объемы налоговых поступлений, местный уровень — заметно меньше. По от­дельным видам основных федеральных налогов распределение по бюд­жетным уровням устанавливается в законодательном порядке, причем по одним общегосударственным налогам существуют постоянные нор­мы подобного распределения, а по другим таким налогам нормы рас­пределения пересматриваются через два—три года.

Третий подход состоит в выделении средств от более высоких бюджетных уровней в пользу более низких (так называемые трансфер­ты). Такой подход в качестве дополнительного распространен прак­тически во всех странах, но особенно важную роль он играет в унитар­ных государствах.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.