Страны переходной экономики.
В данную группу стран включают 28 государств Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР. Основанием для выделения данной группы стран является сходство отраслевой и прежде всего институциональной структуры экономики. Абсолютное доминирование государственной собственности во всех странах определено структуру ВВП, темпы экономического роста. Государственное централизованное планирование, а не рыночный спрос формировал структуру отраслей, внутриотраслевые и межотраслевые пропорции. Данная система экономического развития по мере исчерпания природных ресурсов в СССР обнаружила свою неэффективность по сравнению с рыночной. Темпы роста в странах социалистического лагеря снижались, экономическая эффективность производства была значительно ниже, чем в развитых странах, качество продукции также было низким. Все попытки использовать рыночные механизмы в рамках доминирования централизованного государственного планирования ожидаемого результата не дали, хотя позволили несколько повысить эффективность в некоторых странах, (как это было, например, в Венгрии). После краха коммунистической политической подстройки в СССР и странах ЦВЕ трансформация экономического базиса стала неизбежной. Уроки Форекс - это замечательная возможность для тебя подготовиться к прибыльной работе на международном валютном рынке Forex! Главное сходство стран переходной экономики заключалось в том, что они имели общие объекты трансформации экономики и сходные методы преобразований. Главный объект трансформации – государственная собственность должна быть преобразована в частную путем приватизации. И процесс приватизации государственной собственности охватил все страны переходной экономики. Другой важный объект преобразований – ценообразование. Переход от директивного ценообразования к рыночным свободным ценам осуществлялся путем либерализации цен (постепенной или шоковой). Таким образом, специфика стран переходной экономики заключается в том, что экономические системы, уже не являются плановыми, но еще не включают все необходимые элементы рыночного хозяйства. (р азвитая банковская и финансовая системы, устойчивая законодательная база, свободно конвертируемая валюта и т.д.).
22. Мировая (международная) торговля - основная форма международных экономических отношений, поскольку включает торговлю не только товарами в вещественном понимании этого слова, но и самыми разнообразными услугами (транспортными, финансовыми, услугами для бизнеса, туристическими и др.).[1] Мировая торговля представляет собой процесс купли-продажи товаров и услуг, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах, а также является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. Однако понятие «международная торговля» употребляется и в более узком значении. Она обозначает, например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона. Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-технической революции, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли.[2] Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства. Этап I — от Древнего мира до начала XIX в. Мировая торговля зародилась во времена Древнего Египта и других государств и развивалась в качестве морской и сухопутной торговли. На рубеже XVIII— XIX вв. она приобрела характер устойчивых международных товарно-денежных отношений. Этому процессу во многом способствовало создание машинного производства в Англии, Голландии и других странах, которое было ориентировано не только на внутренний, но и на внешний рынок. Этап II — XIX в. — первая половина XX в. В конце XIX в. образовался мировой рынок. В первой половине XX в. мировая торговля пережила глубокий кризис, начавшийся в годы Первой мировой войны и продлившийся до окончания Второй мировой войны, приведший к длительному нарушению мирового товарооборота. Войны потрясли всю структуру международных экономических отношений.
Этап III — вторая половина XX в. — начало XXI в. Для послевоенного периода характерно заметное ускорение темпов развития мировой торговли, достигших наиболее высокого уровня за всю историю человеческой цивилизации. Среднегодовой темп роста мирового экспорта товаров составлял: в 50-е гг. — 6%, в 60-е — 8,2, в 70—80-е — 9,0, в 90-е — 6%. Возрастал и объем мировой торговли. В 1970 г. он составил 0,3 трлн дол.; в 1980 г. — 1,9 трлн; в 1997 г. — 5,4 трлн дол. 1 Столь внушительные темпы роста мировой экономики во второй половине XX в. обусловлены высокими темпами экономического развития в этот период. Оно сопровождалось развитием разделения труда и стимулировало международный товарооборот. Значительную роль в ускорении темпов роста мировой торговли сыграло активное включение в нее новых групп стран, ранее экономически отсталых. Согласно прогнозам, высокие темпы роста мировой торговли сохранятся и в дальнейшем.
23. Основные показатели мировой торговли · Внешнеторговый оборот стран, представляющий собой сумму экспорта и импорта; · Экспорт – вывоз из страны товаров и услуг, проданных иностранному покупателю, для реализации на внешнем рынке, или для переработки в другой стране. К нему также относятся перевозки товаров транзитом через третью страну, вывоз привезенных из других стран товаров для продажи в третьей стране, т. е. реэкспорт. · Импорт – ввоз из-за границы в страну товаров и услуг. Ввоз материальных ценностей для их реализации на внутреннем рынке – видимый импорт. Импорт комплектующих изделий, полуфабрикатов и т. п. составляет косвенный импорт. Затраты в иностранной валюте на перегрузку грузов, пассажиров, страхование туристов, технологии и другие услуги, а так же переводы компаний и частных лиц за границу включаются в так называемый невидимый импорт. · темпы роста в целом; · темпы роста относительно роста производства; · темпы прироста мировой торговли относительно прошлых лет. Первый из названных показателей определяется отношением показателя объёмов международной торговли рассматриваемого года к показателю базового года. С его помощью можно охарактеризовать процентное соотношение изменений в объёмах международной торговли за определённый период времени. В 2009 г. показатели российской внешней торговли (рис. 57) формировались в условиях резкого падения цен на основные товары российского экспорта в начале года, нестабильности международной конъюнктуры и сжатия спроса на внутреннем рынке, оказавшем решающее влияние на динамику импорта. По сравнению с высокими показателями 2008 г. динамика российской внешней торговли в 2009 г. существенно ухудшилась. Внешнеторговый оборот, рассчитанный по методологии платежного баланса, составил 495,8 млрд. долл., что меньше аналогичного показателя прошлого года на 35,05%. Внешнеторговый оборот со странами дальнего зарубежья сократился на 35,15% до 423,7 млрд. долл., со странами СНГ на 34,5% до 72,1 млрд. долл. Коэффициент несбалансированности торгового оборота (отношение сальдо торгового баланса к внешнеторговому обороту) снизился в 2009 г. до 22,6% против 23,5% в 2008 г.
24. Товарная и географическая структуры мировой торговли 1. Международная торговля товарами (МТТ) - это форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая на основе международного разделения труда и выражающая их взаимную экономическую зависимость;
25. Внешнеторговая политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулирование внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики государства оказывают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике. Это, с одной стороны, растущая интернационализация производства и капитала, что усиливает экономическую взаимозависимость государств, а с другой - обострение конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на то, что развитие внешней торговли в целом благоприятно воздействует на развитие национальной экономики, зависимость от мирового рынка может вызвать серьезные социально-экономические проблемы внутри страны. Эти проблемы связаны с увеличением риска экономических потерь от колебаний валютных курсов и мировых цен, с возможным ухудшением экономического положения ряда отраслей, не способных выдержать давления конкуренции иностранных товаров. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала. 1) Протекционизм (protectionism) – политика, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков. Это система государственного регулирования внешнеторговых связей, направленных на создание благоприятных условий фирмам-резидентам. Инструменты протекционизма: таможенные пошлины, тарифы (делятся на адвалорные, т.е. пошлина с цены товара; специальные; автономные; договорные) и субсидии. Либерали́зм (фр. libéralisme) — идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка. Либеральные партии призывают к введению и защите гражданских свобод. В либерализме фундаментом считается право свободно распоряжаться собой и своей собственностью.
26Практическим инструментом политики протекционизма является регулирование внешней торговли. Существуют две основные группы методов протекционизма: таможенно-тарифные и нетарифные. Таможенно-тарифные методы предполагают установление и взимание различных пошлин к внешнеторговой деятельности. Нетарифные методы, которых насчитывается около 50 , связаны с установлением различных ограничений в сфере внешнеторговой деятельности. В действительности внешняя торговая политика любой страны основана на сочетании этих двух групп методов. Таможенная пошлина – это косвенный налог, который взимается за товар, ввозимый или вывозимый из таможенной территории, и который не может изменяться в зависимости от двух факторов: от общего уровня налогообложения и от стоимости услуг, оказываемых таможней. Таможенная пошлина имеет два существенных признака. Во-первых, она может изыматься только государством. И поэтому поступает в государственный бюджет. Во-вторых, импортная пошлина применяется к товарам иностранного происхождения. А экспортная пошлина – к товарам отечественного производства. В связи с этим важной проблемой в таможенной практике является правильное и точное определение страны происхождения товара. Таможенные пошлины выполняют три основные функции: 1.фискальную; 2.протекционистскую; 3.балансировочную (для предотвращения экспорта нежелательных товаров).
Нетарифные методы регулирования внешней торговли – совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам регулирования внешней торговли. Нетарифные методы применяются в виде исключений из общего правила свободной торговли в особых случаях. Нетарифные методы подразделяются на: лицензирование, квотирование, государственное субсидирование, защитные барьеры. В отличие от методов тарифного регулирования, устанавливаемого в законодательном порядке, нетарифные ограничения могут вводиться по решению органов исполнительной и местной власти. Сегодня существуют два основных метода регулирования внешней торговли: тарифный и нетарифный. Главным отличием тарифного метода является его постоянность, то есть тарифные пошлины действуют все всегда. Нетарифные методы применяются периодически, когда это необходимо государству. ******* 27. Таможенная пошлина — это обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию страны или при их вывозе с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения. В мировой практике таможенные пошлины в зависимости от направленности перемещения товаров подразделяются на импортные (ввозные), экспортные (вывозные) и транзитные. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|