Генеральное Соглашение по тарифам и торговле) — ВТО (Всемирная торговая организация)
Многостороннее регулирование международной торговли, прежде всего в плане снижения таможенных барьеров, осуществлялось в послевоенный период по линии Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и его преемника – Всемирной торговой организации (ВТО). Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) – крупнейшая международная организация, регулирующая таможенно-тарифные вопросы мировой торговли, была создана в Женеве в 1947 году. Это было время, когда США, укрепив свою экономику после Второй мировой войны, выступили за создание стабильных правил международной торговли, обеспечивающих возможность поступательного развития мирового товарооборота. В качестве главной идеи была предложена идея свободы торговли, т е. равенство всех участвующих сторон. Эта идея была конкретизирована в нескольких положениях. 1. Важнейшее положение – «режим наибольшего благоприятствования» – представляет собой тезис о необходимости соблюдения равенства и недискриминации всех участников внешней торговли. Это центральное положение формулируется как обязательство странучастниц устанавливать на взаимно поставляемые товары пошлины не выше тех, которые были установлены по отношению к любой третьей стороне. Этот декларируемый тезис, однако, допускает исключения в случаях создания интеграционных группировок. На момент подписания ГАТТ исключения из этого принципа предоставлялись странам-колониям, связанным с метрополиями особыми соглашениями. Однако позднее, с распадом колониальной системы, ситуация с такого рода исключениями изменилась: развивающимся странам было предоставлено право пользоваться преференциальным таможенным режимом на односторонней основе, то есть без взаимного снижения ими пошлин на товары, импортируемые из промышленно развитых стран. 2. Следующий основополагающий принцип касается признания правомочности применения средств внешнеторгового регулирования. ГАТТ признает пошлины в качестве единственного приемлемого средства. Все остальные формы и методы применяться не должны, а в тех случаях, когда они применяются, это должно носить временный характер. При этом ГАТТ не рекомендует странам-участницам использовать квоты, а также экспортные и импортные лицензии. Основная задача ГАТТ здесь – сокращение таможенных пошлин. В 1945–1947 годах средняя величина таможенных пошлин в развитых странах составляла 40–60%, а по некоторым товарам (например, химическим) достигала 70–90%. Постоянная активная работа по снижению таможенных барьеров позволила сократить их величину до 3–5% к концу 80-х годов. 3. Третий важнейший аспект деятельности ГАТТ касается принципов принятия решений и действий. Это отказ от односторонних действий в пользу переговоров и консультаций. Страны-участницы берут на себя обязательство не осуществлять односторонние действия, связанные с ограничением свободы торговли. Все решения принимаются только в рамках взаимных торговых переговоров. Всемирная торговая организация (ВТО), преемница ГАТТ, начала свою деятельность с января 1995 года. На современном этапе ВТО призвана регулировать экономические взаимоотношения стран-участниц на основе пакета соглашений так называемого Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986–1994 гг.). ВТО функционирует также, как и ГАТТ, но осуществляет надзор за более широким спектром торгово-политических соглашений и имеет гораздо больше полномочий благодаря совершенствованию ряда процедур принятия решений. Центральная задача ВТО – либерализация мировой торговли путем последовательного сокращения уровня импортных пошлин, а также устранения различных нетарифных барьеров. В своей деятельности она исходит из того, что расширение международного обмена позволит наиболее оптимально использовать мировые ресурсы, обеспечит стабильность экономического развития всех стран и сохранение окружающей среды. Страны–члены ВТО принимают на себя обязательство выполнять 18 соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения». Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами. Упомянутый пакет соглашений включает:
В основу правопорядка в мировой торговой системе положен принцип предоставления режима наибольшего благоприятствования. Основная сфера применения этого принципа – таможенные тарифы. Другие специальные принципы международного права: принцип либерализации торговли; принцип защиты национального рынка; принцип свободы транзита; принцип предоставления национального режима; принцип взаимной выгоды; принцип недискриминации; принцип преференций (освобождения, льгот) для развивающихся стран. Сегодня ВТО – это своеобразное министерство торговли, управляющее мировой торговой системой. В августе 2001 года полноправным участником ВТО являлась 141 страна, 5 из которых – республики бывшего СССР (Грузия, Латвия, Киргизия и др.). В сентябре 2003 года в ВТО приняты Непал и Камбоджа. Сейчас в ВТО – 148 государств. В настоящее время около 30 государств (включая Россию, Украину, Беларусь, Казахстан, Тайвань, Саудовскую Аравию, страны Балтии) имеют статус наблюдателя и находятся на различных стадиях присоединения к ВТО. При этом одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда (с их последующей ратификацией законодательным органом присоединяющейся страны).
31. Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны. ВТО - это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц. Главные задачи ВТО - либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на сегодняшний день насчитывается более 140, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств. Основополагающими принципами и правилами ВТО являются: торговля без дискриминации,т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров. Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов; проведение многосторонних торговых переговоров; сотрудничество с международными специализированными организациями. Присоединяясь к ВТО, России предстоит взять на себя целый ряд обязательств, содержащихся в договоренностях ВТО, но вместе с обязательствами Россия получит и права, которые позволят защищать внешнеторговые интересы России на мировом рынке и откроют путь к тому сложному процессу, который получил название «интеграция в мировое хозяйство».
32. Влияние внешней торговли на экономическое развитие представляет собой один из наиболее существенных вопросов, имеющих принципиальное значение для реализации эффективной экономической политики во многих развивающихся странах и государствах с переходной экономикой. Это связано с особой ролью внешнеэкономического сектора в экономике данных стран: расширение емкости внутреннего рынка за счет экспорта, обеспечение внутреннего производства за счет импорта необходимого сырья и оборудования. Однако, помимо позитивного воздействия, внешняя торговля может оказывать и негативное влияние на экономическое развитие, так как в ряде случаев стимулирует сырьевую направленность развивающихся экономик, деиндустриализацию переходных экономических систем. Для успешной реализации той или иной внешнеторговой политики (экспортоориентации, импортозамещения, либерализации внешней торговли и т.п.) необходимо понимание влияния внешней торговли на экономическое развитие в принципе, то есть представление о тех факторах воздействия и эффектах открытости на экономику, которые обусловливают эффективность, или наоборот, деструктивность, тех или иных форм управления государством внешним сектором своей экономики. Внешнеторговая политика – это комплекс мер позволяющих осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг, а также целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда. Самая старая форма международных отношений – это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала. Инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить на тарифные и нетарифные. Свободная торговля является политикой весьма ограниченного государственного вмешательства во внешнюю торговлю страны, которая осуществляется на основе игры свободных рыночных сил спроса и предложения. 33. Международное движение капитала осуществляется посредством его экспорта и импорта непосредственно между странами, через международные финансовые рынки или международные кредитно-финансовые организации. Капитал - это важнейший фактор производства; запас средств, необходимых для создания материальных и нематериальных благ; стоимость, приносящая доход в виде процента, дивиденда, прибыли. Экспортерами и импортерами капитала выступают государственные и частные структуры, в том числе центральные и местные органы власти, другие государственные организации; частные фирмы, банки, международные и региональные организации, физические лица. Государство несет ответственность перед кредиторами по государственным заимствованиям и частным с государственной гарантией. Приоритетными являются суверенные обязательства, т.е. обязательства центральных органов власти.
Капитал, находящийся в движении в системе мирового хозяйства, принимает различные формы.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|