Здавалка
Главная | Обратная связь

Назначение, виды и механизм действия присадок однофункционального назначения



Классификация моторных масел для автотракторных двигателей

Система обозначений моторных масел установлено ГОСТ 17479.1-85 и вклю­чает несколько знаков: букву М (моторное), цифру, характеризующую класс кине­матической вязкости, и букву, обозначающую принадлежность к группе по эксплуа­тационным свойствам. В зависимости от кинематической вязкости масла подразде­ляют на классы (табл. 1). Дробные классы указывают, что по вязкости при темпе­ратуре- 18°С масла соответствует классу, указанному в числителе, а по вязкости при 100°С классу, указанному в знаменателе.

В зависимости от уровня эксплуатационных свойств и области применения масла делят на следующие группы:

А- для нефорсированных карбюраторных двигателей и дизелей;

Б1- для малофорсированных карбюраторных двигателей;

Б2- для малофорсированных дизелей;

B1- для среднефорсированных карбюраторных двигателей;

В2- для среднефорсированных дизелей;

Гг высокофорсированных карбюраторных двигателей;

IV для высокофорсированных дизелей без наддува или с умеренным наддувом;

Д - для высокофорсированных дизелей с наддувом;

Е - для лубрикаторных систем смазывания цилиндров дизелей, работающих на топ­ливе с высоким содержанием серы.

Таблица 1

Классы вязкости моторных масел

 

Класс у, сСт Класс у, сСт У-18,сСт
5,6-7,0 3з/8 7,0-9,5 <2500
7,0-8,5 4з/6 5,6-7,0   <2600
9,5-11,5 4з/8 7,0-9,5 <2600
11,5-13,0 4з/10 9,5-11,5 <2600
13,0-15,0 5з/10 9,5-11,5 <6000
15,0-18,0 5з/14 13,0-15,0 <6000
18,0-23,0 6з/10 9,5-11,5 <10400
    6з/14 13,0-15,0 <10400
    6з/16 15,0-18,0 <10400

 

Индекс 1 присваивают маслам для карбюраторных двигателей, индекс 2-для дизе­лей. Универсальные масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и карбюраторных двигателях одного уровня форсирования; индекса в обозначе­нии не имеют. Универсальные масла, принадлежащие к разным группам, имеют двойное обозначение, в котором первое характеризует каче­ства масла как дизельного, второе - как карбюраторного.

 

Таблица 2.

Соответствие классов вязкости моторных масел системе SAE

 

ГОСТ 17479.1-85 SAE ГОСТ 17479.1-85 SAE
3з/8 5w/20  
4з/6 10w/20  
4з/8 10w/20  
4з/10 10w/30  
5з/10 15w/30  
5з/12 15w/30  
бз/10 20w/30  
    6з/12 20w/30  
    6з/14 20w/40  
    6з/1б 20w/40  
             

 

Примеры обозначения моторных масел:М-8-В1 - моторное масло класса вязко­сти 8 предназначено для среднефорсированных карбюраторных двигателей (В1);М-6з/10-В-моторное масло класса вязкости 6з/10 (6- класс вязкости при температуре минус 18°С; 10-класс вязкости при температуре 100°С), универсальное для средне­форсиро­ванных дизелей и карбюраторных двигателей (В). Индекс «з» при цифре указывает, что масло загущено вязкостной присадкой, предназначено для примене­ния в зимнее время и как всесезонное.

После основного обозначения в скобках может быть указано дополнительное, ха­рактеризующее отличные признаки масла, например, "рк"-рабоче-консервацион­ное, К-с композицией присадок, "Цл"- для циркуляционных и лубрикаторных сма­зочных систем; "20", "30"-значение щелочного числа и т.д.

Соответствие классов вязкости и групп моторных масел системам SAE и API приве­дено в табл. 2 и 3

Таблица 3

Ориентировочное соответствие групп моторных масел системе API

 

ГОСТ 17479.1-85 API ГОСТ 17479.1-85 API
А SB Г SE/CC
Б SC/CA Г1 SE
Б1I SC Г2 CC
Б2 CA Д CD
В SD/CB    

 

Назначение, виды и механизм действия присадок однофункционального назначения

 

Наиболее эффективным и достаточно дешевым методом улучшения эксплута­ционных свойств смазочных масел является легирование их специальными присад­ками. Присадки - это сложные химические соединения различных веществ, которые вводятся в смазочные масла для улучшения их качества или придания маслу новых, заранее заданных свойств.

В зависимости от функционального действия присадки подразделяются на ан­тиокислительные, противокоррозионные, моющие, диспергирующие, противоизнос­ные, вязкостные, депрессорные, противопенные и д.р. Присадки могут вводиться в масло для улучшения или придания одного определенного свойства, например, де­прессорную - для снижения температуры застывания. Но чаще всего используют многофункциональные присадки, улучшающие одновременно несколько свойств смазочного масла.

Присадки должны отвечать следующим требованиям: хорошо растворяться в маслах; не выпадать в осадок от изменения температуры и при хранении; быть тер­мически и химически стабильными; не изменять своего функционального назначе­ния при применении его в двигателе; не изменять других качеств масла и т.д.

Антиокислительные присадки улучшают стабильность масла против окисления при высоких температурах. В качестве антиокислительных присадок чаще всего используются алкилфенольные соединения (ионол, соединения, содержащие азот, азот и фенольный гидроксил, азот и фосфор и др.

Эти присадки могут задерживать начало процесса окисления, разрушать обра­зующиеся гидроперекиси и тем самым подавлять реакции разветвления цепей, а также взаимодействовать с продуктами окисления углеводородов и образовывать новые вещества, обладающие антиокислительными свойствами. Марки: ДФ-11, ДФБ, ДФ-1, ВНИЦНП-354, ИХП-21, МНИИП-22К, КАСП-13, «Бория», ДБК, Аги­дол-2.

Противокоррозионные присадки добавляют в масла для снижения коррозии ме­таллов, особенно сплавов цветных металлов (медно- свинцовые и др.). В качестве указанных присадок используются различные соединения: трибутилфосфит, трифе­нилфосфит, осерненное масло, алкилфеноляты щелочных и щелочноземельных ме­таллов.

Механизм действия этих присадок сводится к образованию на металле защит­ных плёнок, которые препятствуют непосредственному воздействию коррозионно-активных веществ на металл. Другим направлением действия присадки может быть нейтрализация коррозионно-агрессивных продуктов, образующихся при сгорании сернистого топлива и окисления масла.

Марки: ДФ-1, ЛАКИ-317 и др.

Моющие и диспергирующие присадки препятствуют образованию лаков и на­гаров на деталях цилиндропоршневой группы.

В качестве моющих присадок широкое применение получили соли различных сульфо- и карбоновых кислот, алкилфеноляты, беззольные, малозольные полимер­ные присадки и др.

Присадка СБ-3 относится к малозольным и низкощелочным сульфонатам, при­меняется в качестве моюще-диспергирующей, противоизносной; MACK -много­зольный алкилсалицинат кальция; ПМСЯ - многозольная сульфанатная присадка; ВНИИНП-360 - высокощелочная присадка (до 6%).

Механизм действия моюще-диспергирующих присадок заключается в переводе нагарообразующих веществ в суспензию и удерживании их в этом состоянии.

Противоизносные присадки содержат поверхностно- активные вещества, кото­рые при повышении температуры образовывают пленки, препятствующие схваты­ванию трущихся деталей. К ним относятся соединения, содержащие неактивную серу, а также эфиры фосфорных кислот.

При использовании противозадирных присадок продукты их разложения хими­чески взаимодействуют с металлом при высоких температурах трения. При этом об­разуются соединения, обладающие меньшим сопротивлением срезу и более низкой температурой плавления, чем чистые металлы, что и препятствует заеданию тру­щихся поверхностей. В присадки входят сера, фосфор и хлор, в некоторые из них - свинец, сурьма молибден в сочетании с серой или фосфором.

Вязкостные присадки (3-5%) вводят смазочные масла, чтобы придать им необ­ходимые вязкостно- температурные свойства, высокий индекс вязкости и хорошую прокачиваемость при отрицательных температурах. Такие присадки

представляют собой высокомолекулярные соединения (полиизобутилены, по­ливинилалки-ловые эфиры, полиметакрилоты и др.). Эти присадки в меньшей сте­пени изменяют свои свойства под воздействием высоких температур и механиче­ских сил. Масло, загущенные этими присадками, обладают хорошими вязкостными свойствами, обеспечивают легкий пуск двигателя при низких температурах и по­этому используется как всесезонные масла. Марки: КП-5, КП-10, КП-20, ПМА «В-1», ПМА «В-2», ВИНИПОЛ ВБ-2, ИХП-234, Атопол.

Депрессорные присадки (0,5-1%) вводят в смазочные масла, чтобы сделать их пригодными для использования при низких температурах окружающей среды.

Депрессоры препятствуют образованию при низких температурах сплошных кристаллических сеток, благодаря чему, смазочное масло сохраняет подвижность. Марки: АЗНИИ, АЗНИИ-ЦИАТИМ-1, АФК, ПМА «Д». Их добавляют в моторные и трансмиссионные масла.

Противопенные присадки «тысячные доли %» добавляют к маслам, применяе­мым в тех узлах, где происходит вспенивание масла в результате чего резко ухуд­шаются условия смазки трущихся поверхностей. Эти вещества снижают прочность поверхностных пленок, которые разделяют газовые пузырьки и жидкую фазу. В ка­честве противопенных присадок используют полиметилсилоксан (ПМС-200А), по­лидиметилсилоксан, полиэтилсилоксан и др. Эти присадки вводятся совместно с моющими, поскольку последние способствуют вспениванию масла.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.