Сравнение с дореволюционной Россией 7 страница
Право на свободу передвижения и выбора места проживания[править | править исходный текст] Основная статья: Советский паспорт Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства, покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну. — Всеобщая декларация прав человека В 1918 году прежняя паспортная система была ликвидирована. Удостоверением личности признавался любой официально выданный документ — от справки волисполкома до профсоюзного билета[50]. Вновь созданная паспортная система Советского Союза ограничивала миграцию граждан через «прописку» (разрешение на проживание) и использование наряду с заграничными внутренних паспортов, которые вводились, начиная с 27 декабря 1932 года, когда постановлением ЦИК и СНК СССР паспорта ввели в городах, поселках городского типа, райцентрах, а также в Московской области, в ряде районов Ленинградской области[50] и местностях близ Харькова, Киева, Одессы, Минска, Ростова-на-Дону, Владивостока[51]. Паспорта не выдавались военнослужащим, инвалидам и жителям сельской местности. В паспортах содержались сведения о дате рождения, национальности, социальном положении, отношении к военной службе, семейном положении, прописке[50]. Уехать в город и жить там без паспорта крестьяне, в соответствии с паспортной системой 1932 года, не могли: согласно п.11 постановления о паспортах «беспаспортные» в городах подвергались штрафу до 100 рублей и «удалению распоряжением органов милиции». Повторное нарушение влекло за собой уголовную ответственность. Введенная 1 июля 1934 года в УК РСФСР (редакции 1926 года) статья 192а предусматривала за это лишение свободы на срок до двух лет[51]. Паспорта выдавались только жителям городов, рабочих поселков, совхозов и новостроек. Колхозники были лишены паспортов. Это обстоятельство ставило их в положение, когда они были привязаны к своему колхозу. Законодательство о паспортах 30-х годов закрепляло классовое и социальное неравенство, содержало дискриминационные нормы по национальному и исповедальному признакам, ущемляло в правах женщин и детей.[52] В 1960-е годы Н. С. Хрущев дал паспорта крестьянам[53][52][54][55][56][57][58]. 28 августа 1974 года Совмин СССР утвердил Положение о паспортной системе: паспорт стал бессрочным[51][59] Однако ограничения на право проживания сохранялись. Например, бывшим заключённым, осуждённым по определённым статьям, запрещалось селиться в столице, их высылали «за 101-й километр».[60] 10 января 1973. Демонстрация евреев-отказников, отстаивающих своё право мигрировать в Израиль, перед зданием Министерства иностранных дел СССР Выезд за рубеж на время или на постоянное место жительства не допускался без выездной визы (специальное разрешение на выезд за границу СССР, требовавшееся в то время наряду с разрешением на въезд от иностранного государства, то есть въездной визой). Люди, которым не позволили эмигрировать за рубеж, именовались «отказниками». Бегство за границу без разрешения властей или отказ от возвращения из-за границы входили в число преступлений, которые приравнивались к государственной измене, и предусматривали, согласно статье 64 советского уголовного кодекса, 10—15 лет тюрьмы с конфискацией или смертную казнь с конфискацией имущества[61]. С середины 50-х и в течение 60-х годов стали существенно расширяться международные связи СССР в области экономики, культуры, науки и туризма. C Болгарией, Венгрией, ГДР, Чехословакией, Польшей, Монголией, Румынией, КНДР и другими дружескими странами были заключены соглашения о взаимных безвизовых поездках граждан, в том числе по частным делам (то есть въездная виза от правительственных органов этих стран не требовалась). Был издан ряд постановлений Совета Министров СССР и ведомственных инструкций, регулировавших вопросы выезда и въезда. 19 июня 1959 г. Совет Министров СССР утвердил Положение о въезде в СССР и выезде из СССР. Вновь введенное Положение в целом сохранило ранее действовавший порядок въезда и выезда, но было дополнено полным перечнем лиц, которым выдавались дипломатические и служебные паспорта, а также разрешался въезд и выезд не только по заграничным паспортам, но и по документам, их заменяющим (удостоверениям и внутренним паспортам). В последующий период для зарубежных поездок в дружеские страны по служебным и частным делам вводились специальные удостоверения (серии «АБ» и «НЖ»), разрешались безвизовые поездки по внутренним паспортам СССР со специальным вкладышем[62]. Право искать убежища от преследования в других странах[править | править исходный текст] Основная статья: Политическое убежище Право на гражданство[править | править исходный текст] Основная статья: Гражданство СССР Многие известные писатели, учёные, актёры, художники и другие представители интеллигенции были лишены советского гражданства, преимущественно за проявление инакомыслия в своём творчестве. Известные люди, лишённые гражданства СССР: · Александр Солженицын (писатель). Был лишён гражданства в феврале 1974 года Указом Президиума Верховного Совета СССР. · Супруги Галина Вишневская (певица) и Мстислав Ростропович (виолончелист, дирижёр). Лишены гражданства в 1978 году. · Александр Зиновьев (писатель, философ). Лишён гражданства в 1978 году. · Владимир Войнович (писатель). Лишён гражданства в 1981 году. · Георгий Владимов (писатель). Лишён гражданства в 1983 году. · Оскар Рабин (художник). Лишён гражданства в 1978 году. · Василий Аксёнов (писатель). Лишён гражданства в 1980 году. · Супруги Лев Копелев (литературовед, германист) и Раиса Орлова (писательница). Лишены гражданства в 1981 году. · Виктор Корчной (шахматист). Лишён гражданства в 1978 году. · Валерий Чалидзе (учёный, правозащитник). Лишён гражданства в 1973 году. · Юрий Орлов (учёный, правозащитник). Лишён гражданства в 1986 году. · Михаил Восленский (историк, социолог). Лишён гражданства в 1976 году. · Ирина Ратушинская (поэтесса). Лишена гражданства в 1987 году. · Юрий Любимов (актёр, режиссёр). Лишён гражданства в 1984 году. Всем упомянутым лицам, кроме Александра Зиновьева и Юрия Любимова, было возвращено советское гражданство указом Михаила Горбачёва от 15 августа 1990 года.[63] Юрий Любимов восстановлен в гражданстве в 1989 году. Право вступать в брак и основывать семью. Одинаковые права в браке[править | править исходный текст] Основная статья: Семья C ноября 1941 года в СССР взимался налог на бездетность. На основании Указов Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР» и от 8 июля 1944 г. (раздел IV «О налоге на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР») с последующими дополнениями и изменениями. Бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет должны были отчислять 6 % зарплаты государству. Основная статья: Налог на бездетность Данный налог был отменён 1 января 1992 года, с распадом СССР. Экономические и социальные права[править | править исходный текст] В беседе на Радио Свобода доктор юридических наук М. Л. Захаров дал общую оценку социальных прав в СССР:[64] Дело в том, что мы сейчас практически, если быть откровенными, отдалились от реализации того, что было осуществлено раньше. Потому что когда-то те права социальные, которые были в Советском Союзе и в первый период в России, практически до 1991 года, она даже являлись в какой-то степени примером для других стран. Право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими[править | править исходный текст] Вопреки распространенному мнению, частная собственность в СССР была не запрещена, а лишь ограничена такими размерами, которые исключали бы применение наемного труда, рассматриваемого марксистской политэкономией как эксплуатация человека человеком. Статья 9 Конституции 1936 г. гласила: Наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда. Личное имущество было разрешено при определённых ограничениях. Земля и недра являлись собственностью всех советских граждан. Незаконное обладание иностранной валютой было запрещено и преследовалось как уголовное преступление, а именно, нарушение правил о валютных операциях, а также спекуляция валютными ценностями или ценными бумагами — наказывалось лишением свободы на срок от трёх до восьми лет с конфискацией валютных ценностей и ценных бумаг (ст. 88 УК РСФСР 1960 г.). Право на труд[править | править исходный текст] Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемой, при необходимости, другими средствами социального обеспечения. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов. — Всеобщая декларация прав человека Трудовое право в союзных республиках регламентировалось специальными Кодексами законов о труде (КЗоТ). С самого первого варианта (КЗоТ 1918 года) был установлен 8-ми часовой рабочий день, предусматривался сокращённый рабочий день для несовершеннолетних. При этом в СССР труд был не столько правом, сколько обязанностью. Ещё до образования СССР в своей статье «Как организовать соревнование?» (декабрь 1917 — январь 1918 годов) Ленин писал:[65] Надо, чтобы каждая «коммуна» — любая фабрика, любая деревня, любое потребительное общество, любой комитет снабжения — выступили, соревнуя друг с другом, как практические организаторы учета и контроля за трудом и за распределением продуктов. Программа этого учета и контроля проста, ясна, понятна всякому: чтобы хлеб был у каждого, чтобы все ходили в крепкой обуви и в недраной одеже, имели теплое жилье, работали добросовестно, чтобы ни один жулик (в том числе и отлынивающий от работы) не гулял на свободе, а сидел в тюрьме или отбывал наказание на принудительных работах тягчайшего вида, чтобы ни один богатый, отступающий от правил и законов социализма, не мог уклониться от участи жулика, по справедливости долженствующей стать участью богатого. «Кто не работает, тот пусть не ест» — вот практическая заповедь социализма… Позже эти мысли получили развитие в ст. 12 Конституции СССР 1936 года: «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: кто не работает, тот не ест».[66] Уклоняющиеся от работы подвергались преследованиям, в том числе в уголовном порядке за «тунеядство». 13 марта 1964 годабудущий Нобелевский лауреат поэт Иосиф Бродский был приговорён к пяти годам принудительного труда в отдалённой местности за то, что не имел постоянного места работы. Основная статья: Тунеядство В книге эмигранта И. Курганова утверждалось, что заключённые в советских лагерях работали без выходных дней ежедневно в любую погоду 10-12 часов, не считая дороги между лагерем и местом работы. Это касалось заключённых любого пола и возраста.[67] Право на социальное обеспечение[править | править исходный текст]
Право на отдых и досуг[править | править исходный текст]
Право на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи[править | править исходный текст] Общее повышение в сравнении с дореволюционным состоянием уровня жизни, грамотности и социально-гигиенической культуры населения оказывало сильное положительное влияние на динамику смертности[68]. Особую роль в этом процессе сыграла советская концепция развития общественного здравоохранения, ориентированная на массовую профилактику и предупреждение инфекционных и эпидемических заболеваний, на вакцинацию и иммунизацию всего населения"[68]. В результате страна, пережившая в XX веке несколько разрушительных войн, достигла к середине 60-х годов средне-европейского уровня продолжительности жизни (около 70 лет)[68]. Под достаточно эффективный социальный контроль были поставлены все опасные инфекционные и паразитарные заболевания, эпидемии, болезни органов дыхания и пищеварения, младенческая и материнская смертность[68] В статье 44 Конституции СССР 1977 года закреплялось право на жилище: «Граждане СССР имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги. Граждане СССР должны бережно относиться к предоставленному им жилищу». После революции 1917 года, широчайшее распространение получили коммунальные квартиры, в ходе уплотнений, когда большевики принудительно конфисковали жильё у богатых горожан и заселяли к ним в квартиру новых людей. Декрет ВЦИК от 20 августа 1918 года «Об отмене частной собственности на недвижимости в городах» отменял право частной собственности на городскую землю и право частной собственности на строения, имевшие стоимость или доходность выше определенного предела, причём этот предел в каждом городе устанавливался местными органами советской власти. Больше всего коммунальных квартир было в Ленинграде. Несмотря на то, что в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 июля 1957 года «О развитии жилищного строительства в СССР» проживание нескольких семей в одной квартире признано «ненормальным», а сами коммуналки значатся, как «социальная проблема», разрешить эту проблему, СССР так и не смог. Основная статья: Коммунальная квартира Основная статья: Хрущёвка В Хрущёвский период, в рамках программы по борьбе с архитектурными излишествами здания строились однотипные, низкого качества постройки, с невысокими потолками и малой площади.[69][70] Жилые помещения имели разную форму собственности. Дома и квартиры могли принадлежать государству (государственный жилищный фонд), колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд), жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов), находится в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). Государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).[71] В сельской местности чаще всего дома находились в личной собственности проживавших в них людей. В большинстве городов был «частный сектор» (одно-двух этажные дома с небольшим приусадебным участком). Как и в сельской местности, такие дома являлись личной собственностью граждан. Существовали ограничения на размеры личных домов, их площадь (статьи 105-107 Гражданского Кодекса РСФСР 1964 года). В РСФСР предельный размер жилого дома или его части (частей), принадлежащего гражданину, не должен был превышать 60 кв. м., в Украинской ССР — 80 кв. м жилой площади. Жилые помещения в государственном и общественном жилищных фондах, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставлялись в бессрочное пользование с уплатой квартплаты. За ряд действий (длительное непроживание в данном помещении, увольнение с некоторых видов работ) ордер на право проживания мог быть аннулирован. Для желающих быстрее получить квартиру была возможность стать членом строительного кооператива и уплачивая денежные взносы финансировать строительство. Так как квартира не находилась в собственности проживавшего (даже кооперативная), её нельзя было продать, завещать или разделить. Однако существовала целая система обмена жилплощади. В СССР также ощущался товарный дефицит[72]. Примеры дефицитных товаров (1980-е годы) : варёная колбаса (РСФСР, за исключением Москвы и Ленинграда), туалетная бумага, сгущённое молоко, натуральный растворимый кофе, кассеты для аудиомагнитофонов, предметы интерьера, мебели и т. д. Многие вещи стоили дорого и доставались по большомублату[72] Основные статьи: Товарный дефицит в СССР, Блат, Потребительский идеал в СССР Статистика СССР по электроприборам 1974 г.[73]: На 100 семей приходится: 71 телевизор; 62 стиральных машины; 55 холодильников. Согласно программе «Намедни», в 1972 году наблюдалась следующая картина с обеспечением продуктами питания в СССР. В 1972 году в СССР повсеместно (кроме Москвы и Ленинграда) из продажи исчезает мясо и масло[74]. В колбасу начинают добавлять соевую муку, со временем доведя её содержание до 30 %. Появляются облегчённые сортасливочного масла. Сначала «Крестьянское», потом ещё легче «Бутербродное». Из намазанного на кусок хлеба «бетурбродного» масла, выступают капельки воды.[74] Настоящеемолоко выдавалось только на детских молочных кухнях. В продажу в магазины молоко поступало «нормализованным», то есть разбавленным до норматива или вообще «белковым». Из под него бутылки мыть не надо, достаточно только ополоснуть.[74] Практиковались поездки за колбасой, в снабжаемые особо, Москву и Ленинград[74] Продовольственный кризис настолько серьёзен, что в мае 1982 года принимается «Продовольственная программа СССР на период до 1990 года». в стране ощущается дефицит мясных и молочных изделий, овощей, фруктов.[75] Право на образование[править | править исходный текст] Плакат 1918 г. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого — Всеобщая декларация прав человека Образованию в СССР уделялось огромное внимание. 26 декабря 1919 года декрет Совнаркома «О ликвидации безграмотности в РСФСР» положил начало реализации комплексной государственной программы ликвидации безграмотности (Ликбез). Всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязано было учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию). В рамках программы выделялись средства на строительство школ для малограмотных, велась пропаганда грамотности, издавались массовыми тиражами учебные материалы. К началу 1940-х с неграмотностью в большинстве районов СССР вопрос был решён. Начальное и среднее образование во все годы существования СССР было бесплатное. С 1944 г. в СССР открыты школы рабочей молодёжи, а также школы сельской молодёжи, в которых осуществлялось бесплатное обучение на старшей ступени рабочих и колхозников, совмещавших работу с учебой. Бесплатным было обучение в вузах рабочих, осуществляемое по направлениям предприятий. После 1954 г. и до распада СССР старшая школа и высшее образование стали полностью бесплатными. Право граждан СССР на образование было закреплено в 45 статье Конституции СССР:[76] Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством: развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования. См. также: Образование в СССР Право свободно участвовать в культурной жизни общества[править | править исходный текст] Гражданские и политические права[править | править исходный текст] Право на свободу мысли, совести и религии[править | править исходный текст] Храм св. Владимира в Астрахани. В советское время использовался в качестве автовокзала[77][78] Храм Христа Спасителя. Был разрушен по личному распоряжению И. В. Сталина[79][80][81][82] и восстановлен после распада СССР по указу президента РФ Б. Н. Ельцина[83]. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков. — Всеобщая декларация прав человека Основные статьи: Изъятие церковных ценностей в России в 1922 году, Свобода вероисповедания, Религия в СССР Советский Союз был атеистическим государством[84]. За гражданами СССР признавалась свобода совести (право исповедовать любую религию и отправлять религиозные культы или не исповедовать никакой религии, вести атеистическую пропаганду). Церковь в СССР была отделена от государства, школа — от церкви.[85] Заявленной целью, в определённый период, было пресечение и, в конечном счёте, ликвидация религиозных верований. При этих условиях работа партии по окончательному разрушению религиозных верований во всех видах среди рабочих и крестьянских масс неизбежно приобретает, прежде всего, характер углублённой систематической пропаганды, наглядно и убедительно вскрывающей каждому рабочему и крестьянину ложь и противоречие его интересам всякой религии, разоблачающей связь различных религиозных групп с интересами господствующих классов и ставящей на место отживающих остатков религиозных представлений ясные научные взгляды на природу и человеческое общество. — Резолюция XII съезда РКП(б) 1923г. «О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды»[86] Гражданами СССР в 1925 году был создан Союз воинствующих безбожников.. В 1947 году он был распущен. Его функции перешли[87] к Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний (общество «Знание»). Процесс над митрополитом Вениамином Помимо пропаганды атеизма в 1920-е — 1940-е осуществлялись массовые аресты, расстрелы и судебное преследование духовенства и религиозных проповедников. В частности в 1922 году, по обвинению в воспрепятствовании изъятию церковных ценностей был расстрелянМитрополит Вениамин, кроме него, к делу были привлечены ещё 86 человек[источник не указан 210 дней]. Вплоть до 1939 года политика ликвидации организованной религиозной жизни проводилась в административном порядке органами государственной власти, в частности НКВД[88]. Весной 1922 года большевики, отразившие к тому времени внешние угрозы, перешли к этапу активной борьбы с религиозными институтами и прежде всего — с Православной Церковью. 23 февраля 1922 года вышел декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих[89]. В письме членам Политбюро от 19 марта 1922 года В. Ленин, имея в виду разразившийся к тому времени в ряде регионов голод, писал: <…>Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны!) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. Именно теперь и только теперь громадное большинство крестьянской массы будет либо за нас, либо во всяком случае будет не в состоянии поддержать сколько-нибудь решительно ту горстку черносотенного духовенства и реакционного городского мещанства, которые могут и хотят испытать политику насильственного сопротивления советскому декрету. Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (надо вспомнить гигантские богатства некоторых монастырей и лавр). Без этого фонда никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство в частности, и никакое отстаивание своей позиции в Генуе в особенности, совершенно немыслимо…Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать… — Владимир Ильич Ленин «…Надо именно теперь проучить эту публику…» 15 мая 1932 года Декретом правительства за подписью И. Сталина была объявлена «безбожная пятилетка», поставившая цель: к 1 мая 1937 «имя Бога должно быть забыто на территории страны»[90]. Должны были быть закрыты все культовые учреждения на территории страны[источник не указан 210 дней]. В ходе войны 1941—1945 годов политическое руководство СССР перешло к политике частичного возрождения религиозной жизни в стране под жёстким государственным контролем. 14 сентября 1943 года при СНК СССР был создан «Совет по делам русской православной церкви» (СДРПЦ); 19 мая 1944 года — «Совет по делам религиозных культов» (СДРК), на которые возлагались задачи осуществления сношений между правительством и, соответственно, Московской Патриархией и «религиозными объединениями мусульманского, иудейского, буддийского вероисповеданий, армяно-григорианской, старообрядческой, грекокатолической, католической и лютеранской церквей и сектантских организаций». В послевоенный период началось определённое ужесточение антирелигиозной политики. Однако после принятия в 1948 году Всеобщей декларации прав человека речь уже не шла о принудительном устранении верующих. Основное внимание в этой сфере уделялось государственной пропаганде и образованию, которые носили атеистический характер. Например, Постановление ЦК КПСС от 10 ноября 1954 года «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения» осуждало методы клеветы, оскорблений, административного вмешательства в деятельность религиозных организаций, «вместо развёртывания систематической кропотливой работы по пропаганде естественнонаучных знаний и идейной борьбы с религией»[91]. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|