Здавалка
Главная | Обратная связь

Схема 1. Связи и взаимодействия



Слайд 2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ СЕРВИСА В РОССИИ.

Сервисная деятельность как результат разделения труда.С самых ранних пор развития человеческого общества возникает дифференциация, выделение отдельных видов деятельности, которые сосуществуют одновременно и выполняют разные функции. При этом каждый вид деятельности осуществляется определенными группами людей. Этот процесс в науке получил название «общественное разделение труда», поскольку он, прежде всего, коснулся сферы труда, производственной деятельности людей. Здесь, еще в глубокой древности, выделились и стали сосуществовать земледелие, скотоводство и ремесло.

В дальнейшем, по мере движения человеческого общества во времени, процесс разделения труда продолжался. В общественной сфере выделяются в качестве профессиональных групп армия, общественное управление, торговля. В культуре обособляются наука, образование, искусство. В качестве одной из сфер деятельности общества выступает удовлетворение повседневных потребностей людей, т.е., по сути, сервисная деятельность. Возникает и развивается взаимозависимость людей в обществе, обмен деятельностью и ее результатами.

Сервисная деятельность связана с возникновением в обществе новых потребностей и функций, вызывающих усложнение его структуры, с научно-техническим прогрессом, с возникновением социальных групп, обладающих специализированными профессиональными навыками и закрепляющих за собой различные сферы деятельности.

В начале 3-го тысячелетия основной тенденцией в общественном разделении труда стало обособление и расширение существующих, появление все новых областей человеческой деятельности и соответственно – появление новых профессий. Одной из таких быстрорастущих областей жизни общества и стала в современных условиях сфера услуг, сервисной деятельности.

Виды и подвиды сервисной деятельности.Исключительное многообразие видов услуг, сложная природа самого явления порождает множество классификаций услуг соответственно многообразию видов и подвидов сервисной деятельности. Наиболее общей классификацией является, очевидно, выделение пяти общих типов услуг.

Слайд 1. Производственные услуги – инжиниринг, лизинг, обслуживание и ремонт сложной бытовой техники и транспортных средств, строительные услуги.

Распределительные услуги – оптовая и розничная торговля, транспорт, связь.

Социально-профессиональные услуги - финансы, банки, страхование, консультирование, аудит, реклама, недвижимость.

Потребительские услуги - жилищно-коммунальные услуги, бытовые услуги, изготовление и ремонт товаров по заказу населения, прокат сложной бытовой техники и транспортных средств.

Социальные услуги - культура, образование, наука и научное обслуживание, физкультура и спорт, медицина, туризм, защита прав, социальная помощь, гостеприимство, охрана, проведение ритуалов.

Виды сервисной деятельности и услуги могут различаться и по другим основаниям: например

·​ по степени контакта с потребителем (непосредственный и дистанционный);

·​ по целям (коммерческие и некоммерческие услуги);

·​ по адресности (отдельный человек или организация, группа);

·​ по временному фактору (постоянные и временные)

·​ по отношению к услугам государства и общества (легитимные и нелегитимные) и т.д.

3 слайд Этапы развития сферы сервиса в Россиирассмотрим на примере информационного сервиса - предоставления услуг, связанных со сбором, хранением, преобразованием и распространением информации.

Люди очень рано ощутили потребность сохранения для потомков сведений, сообщений, в которых концентрировался опыт прошлого. Стремление расширить возможности человеческой памяти привело к зарождению в государствах древних цивилизаций особого культурного института – письма, а затем и библиотек как собраний памятников письменности.

С принятием христианства в Древней Руси также появляются собрания книг – «книгохранительницы» (именно так они тогда назывались). Существовали они при храмах (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и при крупных монастырях: Киево-Печерском (основан в 1051 г.),

Новая эпоха развития информационного сервиса начинается с появлением книгопечатания – изготовления печатной книги с наборной формы. 1564 Иван Федоров

В век российского Просвещения библиотеки с универсальными фондами образованы при Академии наук (1725) , Московском университете (1755).

В Советской России (1917-1991) информационные услуги адресуются самым широким слоям населения.

С 20-х гг. 20 века в жизнь входит новое средство массовой информации – радио, а с конца 30-х гг. – телевидение. Информационные услуги оказываются прямо на дому. В результате домой к конкретному человеку доставляется часто ненужная, порой назойливая рекламная информация.

С 80-х гг. 20-го века как результат научно-технического прогресса начинает формироваться Internet - всемирная информационная сеть,. Эта система при наличии необходимых технических средств обеспечивает прямой неограниченный доступ каждого к любым информационным услугам, имеющимся в сети.

В информационных системах традиционных библиотек также используется компьютерная техника, в частности для создания каталогов, для поиска информации. Спектр информационных услуг библиотек сегодня весьма широк.

Перечень услуг библиотеки, к примеру, включает 7 бесплатных информационных услуг и 21 платную услугу. Среди бесплатных услуг: получение информации из каталогов, консультации специалистов-библиографов и др.

Среди платных услуг – изготовление ксерокопий изданий, имеющихся в библиотеке; подбор тематических списков литературы; копирование информации на дискету или диск; распечатка информационных материалов на компьютере; работа в сети Internet с 9 до 24 часов и т.д.

Разнообразие и дифференциация информационных услуг, информатизация этой сферы сервиса открывает все новые и новые возможности приобщения к культуре, создания, сохранения и распространения культурных услуг в обществе.

Алгоритм возникновения новой услуги.Рассмотрение истории развития сферы сервиса в России на примере информационного сервиса дает возможность обобщить изложенное в виде схематичной последовательности операций по разработке новой услуги на основе технического прогресса.

В основесоздания новой услуги лежат новые, вновь возникающие у людей потребности. «Все потребности человека в их конкретном содержании и проявлении являются историческими потребностями в том смысле, что они обусловлены процессом исторического развития человека, включены в него и в ходе его развиваются и изменяются» (2).

Если материальные и духовные потребности общества формируются исторически на протяжении истории человечества, то потребности отдельного человека формируются, дифференцируются и усложняются на протяжении его биографии, его личностного развития. Как известно, на основе технического прогресса непрерывно меняются технические возможности человечества, что создает базу для создания новых услуг.

Однако новая услуга не возникает сама по себе. Необходима деятельность специалиста – профессионала сервиса, который выступает движущей силой всего процесса создания новой услуги. Это человек, раньше других и необычайно чутко улавливающий, угадывающий вновь возникающие общественные и личные потребности. Это предприниматель, способный к самостоятельному (рисковому) организационно-хозяйственному творчеству в сфере сервиса с целью получения прибыли. На основе существующей потребности и преобразованной в необходимой степени технической возможности этот человек создает, конструирует новую услугу и выходит с нею на рынок услуг.

4 Слайд Процесс создания новой услуги представлен на схеме 1, где центральное, ведущее место занимает именно предприниматель, создатель и конструктор услуги.

Таким образом, особенностью процесса создания новой услуги предпринимателем – конструктором услуги является направленность на удовлетворение потребностей общества и человека путем предоставления на рынок новой услуги на основе преобразованной технической возможности и получения в результате предпринимательской прибыли.

Схема 1. Связи и взаимодействия







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.