Стандарты 2000 г являлись менее предписывающими и более гибкими в применении (базовый стандарт для сертификации – только один, 9001:2000).
Философия подхода к менеджменту качества была фундаментально изменена – введен процессный подход (именно так в редакции 2000 г нашли свое отражение статистические методы управления качеством Шухарта-Деминга). 5. В структуре стандартов был отчетливо выделен принцип «планируй – действуй – проверяй – корректируй» (цикл PDCA). 6. Системной основой новой версии стали 8 принципов менеджмента качества: - ориентация на потребителя; - лидерство руководителей; - вовлечение работников; - процессный подход; - системный подход к менеджменту; - постоянное улучшение; - принятие решений, основанное на фактах; - взаимовыгодные отношения с поставщиками. 7. Количество обязательных документированных процедур сократилось с 20 до 6: - управление документацией; - управление записями; - внутренние аудиты; - управление несоответствующей продукцией; - корректирующие действия; - предупреждающие действия. 8. Полностью изменилась структура стандарта 9001:2000: вместо «жесткого» деления требований на 20 элементов введены 5 основных разделов: - «Система менеджмента качества»; - «Ответственность руководства»; - «Менеджмент ресурсов»; - «Процессы жизненного цикла продукции»; - «Измерение, анализ и улучшение». Также, в стандарт 9001:2000 включены следующие новые требования: - непрерывное улучшение; - возрастающая роль высшего руководства; - рассмотрение законодательных и нормативно-правовых требований; - установление целей, которые могут быть измерены; - мониторинг информации, свидетельствующей об удовлетворенности потребителя; - возрастающее внимание к ресурсам; - определение эффективности обучения; - измерения, относящиеся к системе, процессам и продукции; - анализ данных, свидетельствующих о степени выполнения своих функций системой менеджмента качества. В стандарты 9001:2000 и 9004:2000 заложена полная совместимость со стандартами других систем, в частности, с ISO 14001 и 14004, регламентирующими системы управления охраной окружающей среды. В 2003 г был обновлен отечественный стандарт ГОСТ Р ИСО 19011 «Руководящие указания по проведению аудитов систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента» (ГОСТ Р ИСО 19011-2003). В 2005 г был обновлен словарь ISO серии 9000 (ISO 9000:2005). Ноября 2008 г была опубликована новая официальная версия стандарта ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования» (ISO 9001:2008). Внесенные в нее изменения, в целом незначительные, касаются ответственности организаций в случае использования аутсорсинга; деятельности организаций по сопровождению поставок (гарантийное и сервисное обслуживание, вторичная переработка, утилизация); вопросов сохранности продукции; управлению конфигурацией компьютерного программного обеспечения и защите и восстановлению информации; работы с несоответствующей продукцией. Таким образом, на сегодняшний день действующими (актуальными) являются следующие версии основных международных стандартов ISO серии 9000: - ISO 9000:2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». - ISO 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования». - ISO 9004:2008 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности». 28. Основное содержание и назначение стандарта ИСО 9001 системы менеджмента качества. Требования. Модель системы менеджмента качества. Общие положения и требования к документации. Ответственность руководства. Менеджмент ресурсов. Процессы жизненного цикла продукции. Процессы мониторинга, измерений улучшений. Международная сертификация по ИСО подтверждает тот факт, что предприятие/организация производит работы или оказывает услуги самого высокого качества, полностью отвечающих требованиям международных стандартов для производственных и бизнес процессов. Такая сертификация систем менеджмента качества по ИСО укрепляет конкурентоспособность производственной или бизнес структуры на российском и международном рынке. Ведь она свидетельствует о надежности и высоком профессионализме предприятия/организации, ее стабильной работе и успешном развитии. Государственные органы лояльно относятся к тем структурам, которыми пройдена сертификация по ИСО 9001. Они предоставляют подобным компаниям необходимые лицензии на ту или иную деятельность, а также выгодные федеральные заказы. Банки же не ограничивают объем кредитования, страховые органы не ужесточают условия заключения сделок. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|