Здавалка
Главная | Обратная связь

Виды и характеристика больших социальных групп



Целевые социальные группы, которые создаются для выполнения функций, связанных с определенной деятельностью. Территориальные (местные) социальные группы образуются на основе связей, сложившихся на основе близости места проживания. Особенно важной формой территориальной общности являетсяэтнос — совокупность индивидов и групп, относящихся к сфере влияния какого-либо государства и связанных между собой особыми отношениями (общность языка, традиций, культуры, а также самоидентификация).

Общество - самая крупная социальная группа, которая как целое является основным объектом теоретического или эмпирического исследования.

Среди больших групп принято выделять также такие социальные группы, как интеллигенция, служащие, представители умственного и физического труда, население города и деревни.

Интеллигенция представляет собой социальную группу профессионально занимающихся квалифицированным умственным трудом, который требует специального образования (на Западе более употребителен термин «интеллектуалы»). Иногда в литературе встречается и довольно широкое толкование интеллигенции, включающее всех работников умственного труда, в том числеслужащих- секретарей, контролеров банка и т.д.

Роль интеллигенции в обществе определяется выполнением ею следующих функций:

§ научно-техническое и экономическое обеспечение материального производства;

§ профессиональное управление производством, обществом в целом и отдельными его структурами;

§ развитие духовной культуры;

§ социализация;

§ обеспечение умственного и физического здоровья населения.

Обычно выделяют интеллигенцию научную, производственную, педагогическую, культурно-художественную (представители творческих профессий), медицинскую, управленческую, военную и т.д.

Люди умственного и физического труда, рассматриваемые как отдельные социальные группы, заметно различаются: по содержанию и условиям труда, по уровню образования, квалификации, по культурно-бытовым запросам.

Население города и население деревни, которые по-прежнему остаются главными видами поселения людей, различаются по месту проживания. Их различия выражаются в масштабах, концентрации населения, уровне развития производства, насыщенности объектами культурно-бытового назначения, транспорта, средств связи.

Большие группы структурно-функционально организованы. Их не следует смешивать с массовыми общностями (молодежь, подростки, женщины, мужчины, профессиональные общности).

Социально-психологические регуляторы жизнедеятельности больших групп — групповое сознание, обычаи и традиции. Большая группа характеризуется определенным психическим складом, имеет групповую психологию.

В каждой большой группе формируются групповое сознание (партийное, классовое, национальное), система групповых идеалов, ценностных ориентаций, эмоциональных предпочтений. Отдельные стереотипизированные элементы сознания переходят в сферу группового подсознания («классовое чутье»). Эти групповые факторы существенно влияют на формирование соответствующего типа личности — типичных представителей класса, партии, нации и т. п. Эти личности становятся носителями групповых установок и стереотипов, внушенных образцов поведения.

Средства массовой коммуникации больших групп формируют общественное мнение — групповые устремления и чувства; ведут пропаганду, побуждая членов группы к определенным ценностным ориентациям и действиям.

Среди многообразия больших социальных групп две из них являются субъектами исторического процесса — этнические группы и классы.

Этническая группа, или этнос — исторически сформировавшаяся на определенной территории устойчивая социальная общность, обладающая стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, поведенческих особенностей, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. В процессе исторического развития этносы могут утратить единство территории, но сохраняют язык, нормы поведения, обычаи, привычки, культуру. Этнические группы отличаются культурной целостностью, обладают этническим самосознанием, основа которого — представление об общности происхождения всех представителей данного этноса, о совместном историческом опыте предков. На высшей стадии развития многие этносы образуют устойчивую социально-экономическую целостность — нацию (лат. natio — народ).

В психологии этнических общностей выделяются психический склад этноса, его характер, темперамент, нравы, обычаи, устойчивые этнические (национальные) чувства.

Для межэтнического взаимодействия характерны стереотипы восприятия, обусловленные историческим прошлым. Оценки достоинств этнических групп, основанные на расхожих стереотипах, обычно крайне поверхностны. Часто они обусловливаются этноцентризмом — приданием своему этносу эталонных качеств.

В сознании этноса формируется этническая картина мира — особая мировоззренческая ориентация, определяющая особенности его взаимодействия со средой, готовность воспринимать явления этнической и межэтнической жизни определенным образом, стереотипизированно, в свете предвзятых представлений о психических качествах других этнических общностей. На основе этих представлений возникают импульсивные поведенческие реакции, ведущие в некоторых случаях к межэтническим конфликтам, поляризации социальных общностей по этническому признаку.

Источником межэтнических конфликтов в большинстве случаев служат не этнические, а социально-экономические и политические противоречия. Однако в нарастание межэтнического конфликта неизбежно включаются негативные этнические стереотипы, возрастающий этноцентризм, актуализируется националистическая идеология. При этом резко затрудняется урегулирование межэтнических конфликтов. Это урегулирование возможно лишь при экстренном удовлетворении базовых интересов конфликтующих сторон, миротворческой позиции национальных лидеров, снижении значимости объекта межэтнического конфликта.

По месту больших социальных общностей в системе общественного производства различаются общественные классы(лат. classis — разряд). Существование классов обусловлено общественным разделением труда, дифференциацией социальных функций, вычленением организаторской и исполнительской деятельности.

Различие между классами проявляется в их образе жизни, социально-психологическом складе, типичных эталонах поведения. Наряду с этим большие группы входят в единый социум и несут в себе общие особенности того или иного общества, функционирующего на принципе социального партнерства всех социальных структур.

Субъектами массового внегруппового поведения являются публика и масса.

Публика — большая группа людей, имеющая общие эпизодические интересы, подверженная единой эмоционально-со- знательной регуляции с помощью общезначимых объектов внимания (участники митинга, демонстрации, слушатели лекции, члены культурных обществ). Различные экстремальные явления могут вызвать ее эмоционально-импульсивную регуляцию на основе психического заражения.

Масса — совокупность большого количества людей, составляющих аморфное образование, не имеющих обычно непосредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами. В массе возникают специфические социально- психологические явления: мода, субкультура, массовый ажиотаж и др.

Автором теории социальной идентичности является английский психолог Генри Тэджфел, который внес большой вклад в изучение социальной психологии межгрупповых отношений. В соответствии с его теорией, "Я-концепция" личности может быть представлена в виде системы, которая регулирует все формы социального поведения. Она состоит из двух подсистем: личностной идентичности, которая отвечает за самоопределение личности и представляет собой совокупность индивидуальных физических, интеллектуальных, морально-нравственных и иных характеристик человека, и групповой идентичности, отвечающей за этническую, профессиональную и другую идентичность. Переход от личностной к групповой идентичности, совершающийся в сознании человека, соответствует переходу от межличностных форм социальных отношений к межгрупповым, и наоборот.

Идентичность – динамическая характеристика личности, изменяющаяся в течение всей жизни человека. В этом понятии отражаются некая внутренняя непрерывность и постоянство самовосприятия личности. Вместе с другими психологическими характеристиками человека идентичность обеспечивает ему эффективную адаптацию к условиям среды, прежде всего социальной. Идентичность, как считал один из разработчиков этого понятия – американский психолог Эрик Эриксон, обеспечивает человеку возможность видеть свою жизнь в аспекте ее непрерывности, органично переплетая прошлое и будущее и включая их в переживания настоящего, адаптируясь к изменениям жизненной ситуации.

Этническая идентичность чаще складывается не столько в результате настойчивого "приписывания" человеку некоего национального признака другими людьми (хотя бывает и такое), сколько в процессе индивидуального самоопределения, осознания и пр. Так, фамилия человека с явно выраженными этническими признаками еще не определяет его идентичности. Для самоопределения человека как представителя той или иной национальности этого недостаточно, хотя в обществе с явными этническими противоречиями такое тоже встречается.

Гендерная идентичность формируется в раннем детстве в процессе биологического развития человека и, по-видимому, может меняться не только в силу биологических, но и социальных факторов. Так называемая нетрадиционная сексуальная ориентация, точнее – сексуальная идентичность, – явление крайне сложное в ценностно-смысловом плане, поэтому сегодня в обществе идет жесточайшая борьба за определение условий и норм адекватной гендерной идентичности. Решение данной проблемы выходит далеко за рамки социальной психологии и требует системного анализа с учетом мнений огромного числа специалистов – юристов, психиатров, биологов, культурологов и др.

Как показывают многочисленные исследования, гендерная, этническая, возрастная и т.п. идентичность являются центральными компонентами социальной идентичности личности в целом. Многими авторами доказано, что проблемы социальной идентичности, прежде всего ее гендерного, этнического и возрастного компонентов, могут приводить к катастрофическим последствиям для нормального развития и существования личности, например, разрушать умственное и физическое здоровье человека со всеми вытекающими отсюда глобальными последствиями.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.