Здавалка
Главная | Обратная связь

Совершенствование тарифной политики компании по договорам страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств



 

В соответствии с пунктом 2 статьи 954 страховой тариф может устанавливаться или регулироваться органом страхового надзора в предусмотренных законом случаях. Здесь же устанавливается важный принцип, в соответствии с которым страховая премия определяется с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и страхового риска. Данные законодательные положения крайне важны при решении вопроса о возможности социального перераспределения финансовой нагрузки в зависимости от материального положения владельца транспортного средства, а на практике – от марки и стоимости транспортного средства. Недопустимость такого подхода отмечалась выше при анализе идеи "социального" страхования автогражданской ответственности. Представляется, что только статистические данные могут лежать в основе определения тарифов. Единственным основанием для разделения тарифов на группы является степень страхового риска. Социальная функция всего закона в целом заключатся в гарантировании возмещения вреда жизни или здоровью потерпевших в ДТП. В остальных случаях действуют положения Гражданского кодекса, исключающие дифференцирование тарифов по социальным признакам. кроме того, необходимо учитывать существование налога на владельцев транспортных средств, а также перспективу введения специального налога на владельцев дорогих иномарок, которыми и решаются задачи социального перераспределения в связи с владением автотранспортом. ГК носит непосредственное установление (регулирование) страховых тарифов к компетенции органа страхового надзора. вместе с тем представляется важным закрепить в законе помянутые выше требования, служащие основой для установления тарифов страховым надзором. важным элементом тарифов является система "бонус - малус" как основа тарифной политики в обеспечении БДД. Принцип отнесения страхователя (застрахованного) к тому или иному классу в системе "бонус - малус", так же как и принцип определения тарифа, должен основываться на статистических данных. Нарушение такого подхода приведет к вырождению страхования в разновидность налогообложения, так как реально уплачиваемая страхователем сумма не будет соответствовать степени риска. Помимо несоответствия законодательству, такой подход потребует также удорожания страхования в целом и усиления функций гарантийного фонда с тем. чтобы скомпенсировать падение в устойчивости страховых компаний, которые осуществляют в основном страхование владельцев недорогого транспорта. вторым аспектом при формировании системы "бонус - малус" является необходимость фиксации "страховой истории". представляется, что страховая история, представляющая данные о сроке страхования, ДТП с участием конкретного лица и произведенных страховых выплатах, должна вестись во взаимодействии страховых организаций и органов ГИБДД. Документ с данными о страховой истории должен являться основанием для отнесения конкретного лица к тому или иному классу системе "бонус - малус". В целях формирования тарифов потребуется ведение страховым надзором диной статистики на основании представляемых страховщиками статистических сведений.

Организация страхования

Правила страхования и форма полиса: единые или различные?

ГК (статьи 927, 935, 954) предусматривает пределы, в которых законом об обязательном страховании могут регулироваться условия договора страхования. Строгая трактовка положений ГК (ст. 927, п. 2) приводит к выводу, что любое сужение договорной свободы сторон договора страхования, выходящее за установленные ГК рамки, должно признаваться противоречащим статье 927 ГК. Соответственно такое регулирование не допускается в силу статьи 3 ГК. Исходя из гражданского кодекса, законом об обязательном страховании устанавливаются круг обязанных лиц (п.2, ст.927; пЛ ст.935 ГК) , объекты, риски, минимальные размеры страховых сумм (п. З ст.936 к);правомочие потерпевшего по обращению непосредственно к страховщику за страховым возмещением (п. 4 ст. 931 ГК);тарифы или регулирующие положения по тарифам (п.2 ст. 954 ГК); основания освобождения страховщика от страховой выплаты по страховым случаям, произошедшим вследствие грубой неосторожности выгодоприобретателя (потерпевшего) - статьи 963 и 964 ГК. Исходя из строгой трактовки ГК. область особого регулирования гражданско-правовых вопросов в законе об обязательном страховании определена исключительно перечисленными положениями Противоположная точка зрения, основанная на законодательном установлении порядка и условий обязательного страхования в соответствии со статьей 3 (п.3) Закона об организации страхового дела в РФ. предусматривает возможность практического закрепления в законе конкретных Правил, на которых должно осуществляться страхование. Необходимо иметь в виду приоритет норм ГК при регулировании гражданских правоотношений. Из ГК необходимо исходить и при определении круга вопросов, по которым законом об обязательном страховании могут устанавливаться особые правила. вместе с тем значительное публично-правовое содержание закона об обязательном страховании, направленное на организацию контроля и учета, может предусматривать изъятие из принципа договорной свободы. в частности, обосновано введение единой формы страхового полиса- представляется целесообразным также унифицировать и ряд условий страхования, прежде всего части порядка предъявления пострадавшими требований о страховом возмещении. Однако законодательное требование полной унификации всех договорных условий не будет соответствовать ГК.

Система ликвидации

Система урегулирования убытков по страхованию автогражданской ответственности хорошо известна. вместе с тем введение обязательного страхования потребует ее принципиального усовершенствования. Реальная проблема заключается в трудностях, с которыми неизбежно столкнется пострадавший, пытаясь получить возмещение от страховой компании, находящейся в совершенно другом регионе и не имеющей своих подразделений по месту нахождения пострадавшего. Аналогичные проблемы, как известно, имеются а системе ОМС. Потребуется организация взаимодействия между страховщиками, позволяющая решить данную проблему. При создании сети по регулированию может быть применен опыт европейской системы "зеленых карт", предполагающих наличие в каждом регионе страховых организаций, оказывающих слуги по урегулированию убытков для других страховщиков, не имеющих в данном регионе своих филиалов или представительств.

Организация контроля

Обеспечение всеобщности страхования невозможно без налаженной системы контроля. Основной принцип контроля - полный запрет на эксплуатацию автотранспорта без страхования автогражданской ответственности. Наличие страхования должно являться обязательным условием при проведении органами ГИБДД государственной регистрации транспортных средств, их ежегодном техническом осмотре, при контроле на дорогах. На практике эксплуатация транспортного средств а без страхования должна влечь наложение крупного штрафа, соизмеримого с размером годового страхового взноса, и запрет дальнейшей эксплуатации транспортного средства путем снятия номерных знаков). Практическое осуществление контроля, как правило, требует ведения отличительного знака, свидетельствующего об осуществлении страхования. Этот отличительный знак необходим для визуального контроля со стороны органов ГИБДД .возникает вопрос: что служит подтверждением исполнения обязанности по страхованию? в соответствии с ГКтолько страховой полис может служить таким подтверждением. Никакой дополнительной регистрации сделки (договора страхования) не требуется, вместе с тем отсутствие отличительного знака при эксплуатации автотранспорта может являться самостоятельным составом административного правонарушения. Данное правонарушение хотя и не может являться основанием для запрета дальнейшей эксплуатации транспортного средства, но должно лечь наложение штрафа, важным требованием к механизму контроля является егопростота и однозначность. В этой связи представляется необходимым рассмотреть вопрос о точной формулировке объекта страхования. возникает вопрос: допускается ли страхование ответственности отдельного лица вне связи с тем, какое конкретное транспортное средство это лицо эксплуатирует? ГК РФ связывает ответственность с лицом, а не с источником повышенной опасности. Поэтому, исходя из ГК, такой вариант страхования имеет право на существование, вместе с тем практически осуществить визуальный контроль наличия страхования у конкретного водителя невозможно. Учитывая международную практику, предлагается избрать формулу объекта страхования "ответственность собственника транспортного средства и иных лиц, владеющих транспортным средством на законном основании".

Убрать! Параграфа нет!

Оформляйте текст по требованиям Методички!

Выводы

 

Актуальность темы настоящей дипломной работы заключалась в том, что развитие рынка добровольного страхования автотранспортных средств в настоящее время связано уже не столько с объемом приобретения иномарок в кредит, сколько с тем комплексом дополнительных услуг, которые страховые компании могут предложить клиенту при страховании. Целью исследования являлась оценка состояния и перспектив развития страхования автотранспортных средств на примере ООО «Росгосстрах».

В ходе проведенного исследования, в первой главе работы было установлено следующее:

В настоящее время эволюция видов страховых компаний проходит довольно динамично, определяются наиболее оптимальные формы страховой деятельности по мере усложнения ситуации на страховом рынке России. Одним из важных факторов, влияющих на успех в развитии страхования автомобилей – это отсутствие страховой культуры в нашей стране. Причиной этому послужило то, что ранее для людей нашей страны страхование олицетворял собой Госстрах, который ушел с рынка, не расплатившись с людьми. Люди потеряли свои деньги, их обманули. Затем был период плохо регулируемого развития страхового рынка в России, когда появилось почти четыре тысячи страховых компаний, из них осталось работать меньше семисот. Это тоже внесло свой вклад в дискредитацию идеи страхования.

Затем подробно было рассмотрены экономические факторы, влияющие на развитие автострахования в нашей стране, такие как: парк автомобилей, способы приобретения автомобилей, доходы населения, имеющего автомобили и др. в целом, мы установили, что в 2009 году только 10% автовладельцев в России имели полис автострахования КАСКО, а следовательно перспективы для роста данного вида страхования есть достаточно большие.

Кроме того, основным из факторов, влияющих на развитие рынка автокредитования, являются рост доходов населения, который в нашей стране в последние 4-5 лет ежегодно составлял 10-15%, и пониженные процентные ставки по кредитам. Однако рост рынка автострахования, продолжавшийся до 2012 года, на который сильное влияние оказывал объем продаж новых автомобилей, в 2013 году заметно сократился. Это связано с мировым финансовым кризисом, падение продаж новых иномарок в кредит, снижением покупательской способности населения.

Во второй главе работы было проанализированы на примере ООО «Росгосстрах» происходящие изменения в развитии рынка автострахования, выявили факторы, влияющие в настоящее время на дальнейшее развитие автострахования. ООО «Росгосстрах» – единственная страховая компания, которая располагает филиальной сетью, сравнимой по охвату с Почтой РФ и Сбербанком России. Как одна из лидирующих компаний, ООО «Росгосстрах» является примером для остальных компаний и может придумывать новые условия игры на рынке, которые менее крупные страховые компании вынуждены поддерживать. в настоящее время ООО «Росгосстрах» придерживается стратегии сегментирования КАСКО, выделяя более прибыльные сегменты и на их основе формирует свои программы.

В третьей главе настоящей работы был выявлен основной недостаток маркетинговой деятельности ООО «Росгосстрах» в развитии автострахования и выработали рекомендации по его устранению. Недостатком маркетинговой деятельности предприятия является медленное реагирование на внешние проблемы рынка автострахования. Первая проблема, с которой связано дальнейшее развитие автострахования компании ООО «Росгосстрах» - это падение потребительской платежеспособности, падение покупок новых автомобилей в кредит. в связи с этим страховая компания Росгосстрах перестраивает свою стратегическую деятельность по добровольному страхованию автотранспортных средств и для привлечения клиентов делает ставку на повышение сервиса обслуживания. ООО «Росгосстрах» создал страховой продукт – Росгосстрах Авто "Защита", ориентируясь на потребителя по средним доходом.По мнению аналитиков Росгосстраха основной акцент автокредитования сместится из центра в регионы, что окажет соответствующее влияние и на развитие автострахования.

Другая проблема: страховые компании среднего размера стали все больше демпинговать. Это однозначно свидетельствует о близком крахе многих страховщиков. Рынок автострахования физических лиц являлся до 2012 года весьма перспективным для развития и выгодным для страховых компаний, поэтому демпинг - это одна из основных проблем рынка страхования. В данном случае компании ООО «Росгосстрах» необходимо более широко освещать в средствах массовой информации свою надежность и качество работы, удобство для страхователей, преимущества страхования именно в надежной компании, которая не уйдет с рынка. Кроме указанных проблем, для Росгосстраха является существенной проблема регионального развития автострахования в рамках развития добровольных видов страхования.

Рекомендации, которые разработаны, заключаются в том, чтобы ООО «Росгострах» ввел новые тарифы по КАСКО, то есть провел дополнительное сегментирование рынка автострахования. Так как в кризис увеличивается доля потребителей, которые экономят за счет сервисных опций и полноты покрытия, предлагается определить базисные, принципиальные потребности в страховании и на основе этого правильно сформировать предложение, ни в коем случае не скатываясь в демпинг.

Таким образом, рекомендуется в маркетинговой деятельности предприятия как можно своевременнее реагировать на происходящие на рынке автострахования изменения, чтобы не только предлагать качественные сервис, но и разрабатывать маркетинговые мероприятия, способствующие развитию общей культуры страхования в регионе, пропагандирующие надежность компании ООО «Росгосстрах».

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.