Здавалка
Главная | Обратная связь

Технология тестирования



4.1. Технология тестирования включает 3 этапа: подготовительный, проведения тестирования и обработки и анализа результатов.

4.1.1. На подготовительном этапе осуществляется:

– издание приказа о проведении тестирования;

– формирование плана тестирования;

– разработка и совершенствование базы тестовых заданий;

– формирование списков студентов;

– администрирование базы тестирования;

– составление расписания;

– подготовка компьютерных классов;

– информирование студентов о процедуре тестирования и обеспечение их явки.

4.1.2. На этапе проведения тестирования осуществляется:

– выполнение студентами заданий тестовых материалов;

– обработка и оформление сводной ведомости по результатам тестирования.

4.1.3. Этап обработки и анализа результатов предполагает:

– оценку преподавателем на основе результатов тестирования учебных достижений студентов по учебной дисциплине;

– анализ базы тестовых заданий и критериев оценки;

– составление отчета по результатам тестирования.

4.2. Подготовка к тестированию начинается с подготовки центром аудита качества образования проекта распорядительного документа и выхода приказа ректора университета о проведении промежуточной аттестации по учебным дисциплинам циклов ГСЭ и ЕН в форме компьютерного тестирования. Данный распорядительный документ определяет сроки начала и окончания тестирования студентов в рамках предстоящей сессии, конкретизирует сроки выполнения отдельных видов работ в рамках процедуры тестирования и обозначает отдельных ответственных лиц.

4.3. Согласно приказу ректора университета формируется план тестирования, который предполагает определение перечня основных образовательных программ высшего профессионального образования, учебных групп и курсов, учебных дисциплин, по которым планируется проведение компьютерного тестирования в рамках промежуточной аттестации. Для этого деканат за два месяца до начала промежуточной аттестации представляет в центр аудита качества образования по электронной почте на адрес ako1@vshu.kirov.ru заявку по форме, представленной в приложении № 3.

В заявке указываются шифр и наименование основной образовательной программы высшего профессионального образования, курс, учебная группа, количество студентов в учебной группе, наименование учебной дисциплины в соответствии с рабочим учебным планом, форма итогового контроля по тестируемой учебной дисциплине (зачет или экзамен), наименование кафедры, обеспечивающей преподавание данной учебной дисциплины, фамилия и инициалы преподавателя/ей, участвующего/их в оценке учебных достижений студентов по данной учебной дисциплине. Следует учесть, что при наличии на курсе нескольких учебных групп, сведения о каждой из них заполняются в заявке отдельной строкой.

На основании заявок от факультетов на проведение тестирования центр аудита качества образования формирует общеуниверситетский план тестирования, который не позднее, чем за полтора месяца до начала тестирования, передается в учебно-методическое управление для составления расписания тестирования. Центр аудита качества образования готовит выписки из плана тестирования и не позднее, чем за полтора месяца до начала тестирования, отправляет их по электронной почте на кафедры университета. Учебно-методическое управление и кафедры университета, получившие выписки, проверяют и уточняют план тестирования и в случае необходимости оперативно информируют центр аудита качества образования о необходимости внесения дополнений и изменений в план.

4.4. На основе выписки из плана тестирования заведующий кафедрой организует работу по созданию или совершенствованию баз тестовых заданий (далее – БТЗ) по учебным дисциплинам кафедры. С целью обеспечения научности, полноты и объективности БТЗ рекомендуется коллективная форма работы, предполагающая создание рабочей группы по созданию БТЗ из числа сотрудников кафедры. В рабочую группу должны входить не менее двух преподавателей-разработчиков БТЗ по учебной дисциплине, независимые эксперты и в случае необходимости технические работники. Один и тот же преподаватель в составе рабочей группы может выступать как в качестве разработчика БТЗ по отдельным разделам и темам учебной дисциплины, так и эксперта по другим структурным элементам учебной дисциплины. По одной учебной дисциплине желательно создание одной БТЗ. В случае расхождения содержания учебной дисциплины в государственных образовательных стандартах разных основных образовательных программ следует предоставить в центр аудита качества образования вместе с общей БТЗ по учебной дисциплине информацию о темах и количестве заданий, которые должны быть отобраны для конкретной ООП.

База тестовых заданий создается в текстовом редакторе MS Word и оформляется согласно правилам оформления БТЗ для перевода в электронную оболочку тестирования АСТ-тест, приведенного в приложении № 4. В начале документа указываются общая информация о тесте: название учебной дисциплины, состав авторского коллектива и перечень специальностей, для которых предназначен данный тест. При разработке БТЗ весь курс учебной дисциплины должен быть структурирован на разделы, подразделы (при наличии таковых), темы. На каждую тему в БТЗ должно быть не менее четырех заданий. На тестировании в пределах одной темы программой будут выбраны и предъявлены студенту случайным образом задания в количестве, определенном разработчиками теста. Поэтому, увеличивая число заданий на одну тему, можно избежать появления одинаковых вопросов у тестируемых. Общее количество вопросов в тесте, предъявляемых одному студенту, как правило, должно находиться в диапазоне от 30 до 40 тестовых заданий. Следовательно, БТЗ по учебной дисциплине должна содержать не менее 60 вопросов.

При составлении БТЗ можно использовать следующие виды заданий: с вводом ответа, закрытой формы, на установление порядка, на установление соответствия. В содержание вопроса и варианты ответов можно добавлять графические объекты, формулы, таблицы и т.д. При создании тестовых заданий необходимо руководствоваться правилами формулирования заданий и представления их на экране, приведенными в приложении № 5.

В программе заложена шкала оценки учебных достижений студентов, выстроенная на подсчете процентного отношения правильно выполненных заданий от общего числа вопросов предложенных студенту. Разработчикам предоставляется право, исходя из сложности вопросов теста, самостоятельно определить порядок перевода процентной шкалы правильно выполненных заданий в четырехбалльную («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно») систему оценки на экзамене или в двухбалльную («зачтено», «не зачтено») по итогам зачета. Шкала перевода оценки учебных достижений студента представляется преподавателем в центр аудита качества образования вместе с БТЗ по учебной дисциплине. В случае ее отсутствия центр аудита качества образования оставляет за собой право использования стандартной шкалы следующего содержания:

Количество правильно выполненных заданий (%) 3 балльная шкала Дихотомическая шкала
86-100 Хорошо зачтено
66-85 удовлетворительно
0-65 неудовлетворительно не зачтено

Ввиду того, что, как правило, вопросы в тестах дают возможность выявить знания студентов на уровне узнавания, воспроизведения и применения в стандартной ситуации, рекомендуется перевод результатов тестирования в 3 балльную шкалу. Повысить полученную по итогам тестирования оценку на один балл, в том числе и на оценку «отлично», студент имеет право в ходе второй части экзамена, проводимой в форме собеседования студента с преподавателем по экзаменационным билетам.

Разработанная БТЗ должна пройти экспертизу и обсуждение на кафедре. Только рекомендованная решением кафедры БТЗ допускается к использованию во время тестирования.

Ежегодно БТЗ должна дополняться и совершенствоваться исходя из требований современной науки и практики, результатов предшествующих тестирований.

Вновь созданная или доработанная БТЗ по учебной дисциплине представляется в центр аудита качества образования не позднее 10 рабочих дней до начала тестирования по учебной дисциплине.

4.5. Формирование списков студентов на тестирование осуществляют деканаты факультетов, которые оформляют списки студентов без нумерации в текстовом редакторе MS Word (пример оформления списка учебной группы представлен в приложении № 6), и отправляют их в центр аудита качества образования по электронной почте ako1@vshu.kirov.ru за месяц до начала тестирования. В список студентов включается весь состав учебной группы. Центр аудита качества образования осуществляет перенос данных в программный модуль АСТ-теста. В случае изменений в списочном составе учебной группы (отчисление или восстановление студентов, перевод из других вузов и т.п.) диспетчер факультета оперативно информирует об этом центр аудита качества образования.

4.6. Предоставленные кафедрами базы тестовых заданий центр аудита качества образования импортирует в программный модуль АСТ-теста. На данном этапе базы тестовых заданий проходят входной контроль на наличие ошибок в расстановке служебных символов и соблюдение тестологических правил составления задания. Разработчики теста совместно с центром аудита качества образования проверяют корректность отображения теста в программе (в случае необходимости вносятся исправления в соответствующие задания), устанавливают количество заданий, которое должно войти в тест по каждой из тем базы тестовых заданий, шкалу оценок, форму итогового контроля (зачет или экзамен), длительность теста. Далее центр аудита качества образования конвертирует базы тестовых заданий в специальные форматы, используемые серверной частью системы тестирования АСТ-тест, что позволяет обеспечить защиту тестов от несанкционированного вскрытия посторонними лицами. После данной процедуры изменения, вносимые в базы тестовых заданий, крайне нежелательны.

Согласно расписанию тестирования центр аудита качества образования в программном модуле АСТ-теста формирует график разрешений на тестирование. Доступ к тесту учебная группа получает только в день проведения тестирования.

4.7. Составление расписания тестирования. На основе плана тестирования учебно-методическое управление совместно с деканатами факультетов разрабатывают расписание тестирования, учитывая техническое оснащение и пропускную способность компьютерных классов. Расписание составляется с учетом требований к планированию промежуточной аттестации, изложенных в «Положении об организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов», и выполнения следующих дополнительных условий:

- тестирование проводится в день экзамена (зачета) или во второй половине дня, предшествующего экзамену (зачету);

- продолжительность одного сеанса тестирования не должна превышать двух академических часов;

- одновременно могут тестироваться не более 200 студентов;

- наличие в расписании свободного резервного времени с 8.00-9.20 не менее двух раз в неделю, используемого для проведения тестирования студентов, не явившихся на контрольное мероприятие в установленный для учебной группы срок;

- во время летней экзаменационной сессии исключаются из расписания тестирования дни проведения ЕГЭ на базе университета, устанавливаемые ежегодно Рособрнадзором. Тестирование должно быть завершено до 12 июля.

Учебно-методическое управление составляет расписание тестирования на предстоящий месяц и передает его в центр аудита качества образования не позднее, чем за 12 рабочих дней до окончания текущего месяца. Центр аудита качества образования готовит выписки из расписания тестирования и представляет их в вычислительный центр ВятГГУ.

4.8. Согласно выпискам из расписания тестирования вычислительный центр заблаговременно осуществляет подготовку компьютерных классов, их техническое и программное обеспечение, в день проведения тестирования обеспечивает доступ ответственных от факультетов и студентов в компьютерные классы.

4.9. Для проведения подготовительной работы со студентами и их сопровождения во время тестирования распоряжением по факультету назначаются лица, ответственные от факультета за организацию и проведение тестирования студентов конкретных учебных групп, из числа кураторов учебных групп I, II курсов, учебно-вспомогательного персонала и т.д. Копия приказа о назначении ответственных лиц за организацию и проведение тестирования передается деканатом факультета в центр аудита качества образования за месяц до начала тестирования. В случае необходимости центр аудита качества образования проводит инструктаж с ответственными от факультетов за проведение тестирования студентов. Ответственные от факультетов за проведение тестирования организуют информирование студентов о процедуре тестирования и обеспечивают их явку (алгоритм работы ответственного от факультета за проведение тестирования в конкретной учебной группе приведен в приложении № 7).

4.10. Тестирование является обязательным для всех студентов. Студенты, качество учебной работы которых оценивалось по балльно-рейтинговой системе, и набравшие согласно приложению к экзаменационной ведомости по результатам итоговой аттестации свыше 60 баллов могут быть освобождены от участия в тестировании.

Студент имеет возможность пройти тестирование по конкретной дисциплине только один раз. Повторное тестирование по той же дисциплине не допускается.

В случае неявки студента, обязанного пройти тестирование, деканат по согласованию с центром аудита качества образования и отделом методического обеспечения образовательного процесса учебно-методического управления времени и места проведения тестирования направляет студента на тестирование. Для таких случаев используется время, зарезервированное в расписании тестирования.

4.11. Каждый студент при входе в компьютерный класс должен иметь зачетную книжку, пишущие принадлежности и сменную обувь (бахилы). При проведении тестирования студентам запрещаются разговоры, вставания с мест, использование учебных материалов и мобильных телефонов. Студенты, не соблюдающие установленные требования к проведению процедуры тестирования, удаляются из компьютерных классов.

4.12. По завершении тестирования всех студентов учебной группы, явившихся на контрольное мероприятие, ответственный от факультета получает у сотрудника вычислительного центра, обслуживающего компьютерный класс, в котором проводилось тестирование, ведомость по результатам компьютерного тестирования, подписывает ее и представляет документ в деканат факультета.

4.13. Преподаватель тестируемой учебной дисциплины получает в деканате факультета экзаменационную ведомость и в качестве приложения к ней ведомость по результатам компьютерного тестирования.

На основании имеющихся у преподавателя данных по итогам работы студента в семестре и результатов тестирования студенту выставляется оценка. Итоговая оценка на зачете или экзамене не может быть ниже той, которую получил студент по итогам тестирования. Однако преподаватель вправе не выставлять студенту оценку в экзаменационную ведомость и в зачетную книжку до тех пор, пока студент не отчитается о выполнении обязательных практических работ, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины.

Студент, получивший по итогам тестирования оценку «удовлетворительно» или «хорошо», но претендующий на более высокую оценку, может принять участие в сдаче экзамена в другой форме, установленной преподавателем (по билетам, в форме собеседования и т.д.). Студенту, пришедшему на экзамен, предлагаются вопросы эвристического и проблемного характера, позволяющие выявить наличие у студента умения применять знания в нетиповой ситуации. В случае успешного ответа студента оценка может быть повышена как правило на один балл.

Преподаватель может рекомендовать отдельным студентам, зарекомендовавшим себя в течение семестра, но не выступающих с инициативой сдать экзамен, его прохождение.

Студенты, получившие по итогам тестирования оценку «неудовлетворительно», до второй части экзамена не допускаются и считаются имеющими академическую задолженность по данной дисциплине. Им так же, как и студентам, получившим оценку «не зачтено», в экзаменационную ведомость переносится полученная во время тестирования оценка. Пересдача зачета или экзамена осуществляется преподавателю. Порядок устранения академической задолженности определен «Положением об организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов».

4.14. Результаты тестирования являются предметом анализа отдельных преподавателей, кафедр и центра аудита качества образования. Данные по итогам тестирования служат основанием для совершенствования методики преподавания учебных дисциплин, совершенствования баз тестовых заданий компьютерного тестирования и мониторинга качества образования в университете.

По письменному запросу кафедр и преподавателей центр аудита качества образования готовит информационно-аналитические материалы о результатах тестирования учебной дисциплины.

 


Приложение № 1.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.