Здавалка
Главная | Обратная связь

Краткое изложение эксперимента



Сравнивались две стратегии поиска: с использованием бинокля 7x50 и без него (наблюдение невооруженным глазом). Эффективность этих стратегий оценивалась не во время обычных поисковых операций, а в специальной искусственной ситуации, где испытуемым в различных условиях предъявляли большое количество муляжей. Эксперимент проводился в течение четырех дней, по две серии в день при соответствующих погодных условиях. В нем приняли участие двое испытуемых. При наблюдении невооруженным глазом каждый из испытуемых справлялся с заданием лучше, чем при использовании бинокля. Результаты одного испытуемого служат контролем для результатов другого, и это позволяет утверждать, что найденное различие является надежным. Каждый из испытуемых имеет достаточные основания для проведения спасательных поисков без использования бинокля.

ВТОРОЙ СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ:
БОЛЬШЕ ДАННЫХ — ВЫШЕ НАДЕЖНОСТЬ

Давайте снова предположим, что исследователи решили провести эксперимент, не изменяя условий реальной жизни. Вот как они могли бы это сделать. В каждой спасательной операции один из испытуемых осуществлял бы поиск с помощью бинокля, а другой—наблюдая невооруженным глазом. В следующий раз они менялись бы местами и т. д. К сожалению для экспериментаторов (но к счастью для возможных жертв), подобные спасательные операции случаются не так уж часто. А поскольку для эксперимента необходимо 48 спасательных операций, то он занял бы не одну-две недели, а несколько лет. Весьма мало вероятно, что реальные условия, включая сюда и судно, и сам экипаж с его командиром, оставались бы в течение этого времени достаточно стабильными. Вполне возможно, что экспериментаторы вынуждены были бы ограничиться всего лишь несколькими пробами для поисков с биноклем и без него.Нечего и говорить, что здесь едва ли можно рассчитывать на постоянство таких побочных переменных, как размер и цвет цели, осведомленность испытуемого о месте ее появления, условия видимости, высота волн и т. п. В какой-то степени все эти факторы, конечно, усреднялись бы, поскольку поиск с биноклем и без него проводился бы во время одной и той же спасательной операции, однако такое усреднение было бы все же не очень эффективным. К тому же для каждого участника поиска влияние этих факторов было бы индивидуальным, зависящим от его собственного опыта.

Дело не только в том, что в эксперименте, проводимом в реальных условиях, оказалось бы меньше проб,— эти “пробы” не обеспечивали бы необходимой информации об успешности проведения поиска. В реальных спасательных операциях отдельный их участник часто вообще не обнаруживает какой-либо цели. Цель может быть найдена другим кораблем или экипажем вертолета или не найдена вовсе. Поэтому нельзя точно сказать, был поиск неудачным из-за менее эффективного способа наблюдения или из-за того, что в поле зрения испытуемого как с биноклем, так и без него цели просто не было.

В искусственном эксперименте гораздо большая часть факторов, влияющих на успешность поиска, поддается точному измерению. Поэтому искусственный эксперимент ближе к бесконечному эксперименту, чем тот, что проводится в условиях реальной жизни. Нужно еще разподчеркнуть, что в бесконечном эксперименте (если бы он мог быть проведен) усреднялись бы любые несистематические влияния, изменяющиеся во времени. Таким образом, описанное улучшение—один из способов повышения надежности эксперимента. По сравнению с экспериментом, дублирующим реальный мир, который мог бы включать лишь несколько проб, искусственный эксперимент дает большую уверенность в том, что результаты, полученные на одних 48 пробах, будут теми же, что и на 48 других.

Экспериментаторы старались проконтролировать и другие дополнительные переменные: время года, погодные условия, размер цели и расстояние до нее. Во всяком случае уровень каждого из этих факторов был достаточно постоянным для достижения внутренней валидности. Хотя совсем забывать об их влиянии, конечно, не следует.

Надежность эксперимента повышалась также благодаря возможности опускать муляжи в заданном временном режиме. Размеры муляжа тоже можно было изменять по желанию. Вот, правда, нужную погоду заказать нельзя (как в эксперименте с посадками самолета), но все же можно было проводить опыты с биноклем и без него в одинаковых погодных условиях, равно как и в одинаковое время дня. Мы видели, что экспериментаторы могли сравнивать эффективность наблюдения невооруженным глазом и с помощью бинокля при каждом конкретном наборе перечисленных условий. А если бы эксперимент проводился во время настоящих спасательных операций, такие тонкости и не могли бы обсуждаться. Необходимое количество проб каждого вида провести было бы просто невозможно.

Эксперимент 3:
ВЫБОР ПОДХОДЯЩЕГО ВЫСОТОМЕРА

Рис. 3.4. Слева (а) — шкала стандартного высотомера;справа (б) — шкала унифицированного высотомера моментального действия

Давайте рассмотрим другую возможную, но столь же малоправдоподобную ситуацию. Чарлз Аугустус Лендбург (известный своим друзьям под именем Лоун Сперроу) решил, наконец, приобрести небольшой собственный самолет. Он остановил свой выбор на марке “Скайрокет-23”, хотя все еще продолжает колебаться. На этом самолете установлен стандартный высотомер с обычным циферблатом и двумя стрелками, показанный на рис. 3.4 слева (а). За небольшую дополнительную плату (42,8 доллара) Чарлз может купить новый унифицированный высотомер моментального действия. На рис. 3.4 он изображен справа (б). Здесь сама шкала передвигается сверху вниз, а стрелка расположена на границе окошка. И хотя при выборе самолета и всего необходимого оборудования Чарлза, конечно, беспокоит его стоимость, данном случае—жизнь дороже денег. Как раз недавно он перечитал старую измятую газетную вырезку, которую хранил в своем бумажнике.

“Ибиза, Испания (ЮПИ). 1—7—72. В прошедшую пятницу иберийский реактивный самолет “Каравелла” врезался в самую высокую гору на этом средиземноморском курорте. Все 104 пассажира,находившиеся на борту, погибли.

По сообщению авиационной компании, на борту самолета, летевшего по маршруту Мадрид — Валенсия — Ибиза, находились б членов экипажа и 98 пассажиров, включая 6 детей. Иберийский представитель сообщил, ч-го среди пассажиров было также двое иностранцев — Джеффри Д. Дессак из Нью-Йорка и Дитер Фрикер из Дюссельдорфа (Германия).

Официальное испанские агентство новостей Кифра сообщило, что во время последнего cеанса радиосвязи пилот указал свои координаты над небольшим островом Балери из архипелага Каниллора в 12 милях от аэропорта Ибиза и попросил разрешения снизиться до 5500 футов.

“Готовьте пиво, мы уже здесь”, — цитирует аэропорт Ибиза последние слова капитана Джоуза Луиса Баллестера. Контрольная служба Дала Баллестеру (37 лет, 7000 полетных часов, отец шестерых детей) разрешение на спуск.

Как сообщает агентство новостей Кифра, самолет опустился гораздо ниже чем предполагал его экипаж. “Самолет не врезался в гору напрямую Передняя его часть была деформирована не так уж сильно по сравнению со средним и задним отсеками, разрушенными полностью. По всей вероятности, пилот увидел гору в самый последний момент пытался резко набрать высоту”. (Перепечатано с разрешения Юнайтед Стейтс Интернеишенл.)







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.