Здавалка
Главная | Обратная связь

Измерение взаимодействий



Теперь Мы рассмотрим способ измерения взаимодействий. Взаимодействие ‑ не просто разность, а разность между двумя разностями. Для его вычисления мы пользуемся числами, расположенными не по краям таблицы, а внутри нее. Давайте еще раз спросим: кто лучше работал — животные с интактным или с рассеченным сводом? Мы видим, чтобы ответить, нужно уточнить, о каких задачах идет речь. Задачи без предварительного предъявления предметов группа с интактным сводом решала лучше, а если все предметы ранее предъявлялись, то обе группы справлялись с задачами одинаково успешно. Чтобы понять, как измеряется такое взаимодействие количественно, обратимся еще раз к данным в табл. 8.1. При выполнении задач без предварительного предъявления предметов группы с интактным и с рассеченным сводом дали 88 и 62% правильных решений, разность — 26%. А в задачах с предварительным предъявлением правильных решений было соответственно 83 и 82%, разность — 1%. Взаимодействие — это разность между двумя разностями, т. е. 26 минус 1. Процедуры вычислений приводятся под формулами для определения основных результатов действия. Полное название взаимодействия в данном случае такое: «состояние свода, помноженное на предварительное предъявление неподкрепленных предметов». Обычно пользуются сокращенными названиями, здесь — «свод х предварительное предъявление».

Величина взаимодействия показывает нам, в какой мере основной результат рассечения свода зависит от предъявленных задач. Но можно задать еще один вопрос: какие задачи решаются лучше —- с предварительным предъявлением предметов или без него? Теперь нужно уточнить, какими именно животными: с интактным или с рассеченным сводом. Животным с рассеченным сводом предварительное предъявление предметов помогало выполнять задачу: 82% vs 62% правильных решений, разность — 20%. А у животных с интлктиым сводом эта разность не только сократилась, но даже поменяла знак: 83% vs88%. Если мы будем производить вычисление так же, как и для животных с рассеченным сводом, т. е. по формуле, приведенной в самом низу табл. 8.1, то нам нужно вычесть -5 из 20. Взаимодействие снова будет равно 25. Как бы ни ставились вопросы о различии результатов действия разных уров-

ней каждой из независимых переменных, мы обнаруживаем, что это различие зависит от уровня, другой независимой переменной. В этом, по сути дела, и заключается взаимодействие двух независимых переменных.

Оба способа вычисления взаимодействия иллюстрируются на нижнем графике рис. 8.2. Отрезки— те же, что и наверху. Чуть правее сравниваются две пары пунктирных линий. Показано, что различие, или расстояние, между результатами групп животных с интактным и с рассеченным сводом по задачам без предварительного предъявления равно 26, а с предварительным предъявлением — только 1. Разность между двумя этими расстояниями — 25. Теперь посмотрите на правую часть рисунка: нижняя пара пунктирных линий отражает различие результатов решения двух задач группой с рассеченным сводом — 20. Результаты группы с интактным сводом показаны выше: лучше решались задачи без предварительного предъявления предметов, но разница ‑ только 5. Разность между двумя расстояниями вновь равна 25 (ведь вычесть отрицательное число — это прибавить такое же положительное).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.