Здавалка
Главная | Обратная связь

Сформулируйте главную мысль текста. Определите метод изложения.



 

1. Эпиграмма (от греч. epigramma – надпись) – короткое сатирическое стихотворение. Этот жанр ведет свое начало от посвятительных надписей на статуях, алтарях и надгробиях(последние получили название эпитафий). Например, Гомеру приписывается такая эпиграмма, сложенная при произнесении в дар Аполлону золотого кубка: Феб-повелитель! Гомер за твои вдохновенья прекрасный//Дар тебе этот принес; ты же дай ему вечную славу (перевод Л.Блуменау). Древнегреческие эпиграммы были разнообразны по тематике. Поначалу они писались только гекзаметром, потом стали использоваться и другие размеры. Постепенно эпиграмма сделалась жанром по преимуществу сатирическим. Необходимым условием стало ее неожиданное завершение. Особенно отчетливо это проявилось в творчестве римского поэта Марциала. Мастерами остросатирических эпиграмм были во Франции Ж.де Лафонтен, Вольтер, Э.Б.Руссо, П.Д.Э.Лебрен, в Англии – Р.Бёрнс, в Германии – Г.Э. Лессинг и Г.Гейне, в России – А.С.Пушкин, П.А.Вяземский, Е.А.Баратынский, С.А. Соболевский, Д.Д.Минаев. В советское время к этому жанру обращались В.В.Маяковский, Демьян Бедный, С.Я.Маршак. Наряду с сатирической эпиграммой в литературе нового времени продолжает развиваться и эпиграмма лирическая, тяготеющая к философским обобщениям.

 

2. Жанр рассказа имеет две исторически сложившиеся разновидности: это рассказ (в более узком значении термина) и новелла. Граница между двумя разновидностями «малого жанра» подвижна, иные произведения сочетают в себе черты «рассказовые» и «новеллистические», но два противоположных полюса внутри жанра существуют, и представление о них помогает нам глубже и правильнее понимать конкретные рассказы. Новелла отличается остротой конфликта, драматизмом сюжета, нередко завершается неожиданным финалом. Драматизм действия сочетается в новелле с драматизмом движения авторской мысли, острота конфликта – с наличием в произведении взаимоисключающих точек зрения на событие. Так, в новелле Гофмана «Песочный человек» сознательно стерта граница между реальными событиями и их преломлением в сознании героя. В новеллистических по природе произведениях А.С.Пушкина «Выстрел», «Станционный смотритель» на первый план выходит не внешний, а внутренний драматизм противоречий между личностями: Сильвио и графом, Самсоном Выриным и его дочерью Дуней. Иначе развиваются и сюжет, и мысль в рассказе (в узком значении термина). Здесь через единство события рисуется сила вечных законов жизни. Например, в рассказе Чехова «Студент» вообще нет таких событий, которые можно было бы пересказать. Герой его в совершенно обыденной ситуации вдруг переживает сильнейшее ощущение связи времен, единства всех людей, бесконечности бытия, и это лирическое ощущение передается читателю. Мир предстает перед нами и в драматических противоречиях, и в лирической целостности. Следовательно, новелла и рассказ два равноправных, взаимодополняющих способа изображения жизненных событий, две разновидности единого жанра.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.