Здавалка
Главная | Обратная связь

Необходимость и сущность финансов



Финансы – это всегда денежные отношения, в которых главным субъ­ектом являются государство и предприятия. Однако не всякие денеж­ные отношения представляют финансы. Во-первых, понятие денег шире, а финансы - часть денежных отношений. Во-вторых, деньги отличаются от финансов и по сущности, и по содержанию, и по выполняемым функ­циям. Деньги прежде всего - это всеобщий эквивалент, на основании которого оценивают затраты труда производителей, а финансы - это эко­номический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Их обязательным условием существования являются деньги.

Финансовой клеточкой и началом финансовых отношений послужило создание прибавочного продукта в сфере про­изводства и последующее его распределение. Именно прибавочный про­дукт, или та часть совокупного общественного продукта, ко­торая образует чистый доход общества, используется для рас­ширения производства и создания централизованного фонда денежных средств государства являет­ся изначально объектом финансовых отношений.

Можно выделить: а) период возникновения финансовых от­ношений вообще; б) момент появления государственных фи­нансов.

Период возникновения финансовых отношений вообще связан с началом товарно-денежных отношений и развитием процесса первичного распределения стоимости общественного продукта: возмещалась стоимость израсходованных средств производства, выплачивалась заработная плата работникам и получался прибавочный продукт.

Возникновение государственных финансов следует рас­сматривать как этап перераспределительного процесса с учас­тием уже созданного в общественном производстве прибавочно­го продукта.

По своему содержанию финансы представляют собой виды денежных отношений, опосредствующих прямое движение сто­имости. К ним относятся:

денежные отношения хозяйствующих субъектов с государством по поводу платежей в доход государственного бюджета и финансирования из него;

денежные отношения между различными хозяйствующи­ми субъектами по поводу применения санкций и поощрений при выполнении договорных обязательств;

денежные отношения хозяйствующих субъектов со свои­ми работниками по поводу применения поощрений и санкций по результатам выполнения функциональных обязанностей. Сюда не относится оплата стоимости рабочей силы, так кик она является товаром. Оплата товара рабочая сила есть акт куп­ли-продажи, т.е. смена форм стоимости. Смена форм стоимости предполагает обмен эквивалентов, что не является финансовым актом.

денежные отношения государства с населением по поводу взимания налогов, сборов, получения займов, привлечения вкла­дов в банк, выплат пенсий, пособий, стипендий, вознаграждений за пользование сбережениями населения, предоставления бес­платных для населения услуг в области просвещения, здраво­охранения и т.п.;

внутригосударственные денежные отношения при распре­делении доходов государственного бюджета на стадиях его со­ставления, рассмотрения и утверждения;

денежные отношения хозяйствующих субъектов с кредит­ной системой по поводу привлечения, возврата заемных средств, получения и уплаты процентных сумм за ссуды;

денежные отношения хозяйствующих субъектов с населе­нием по поводу реализации, приобретения акций, выплаты и получения дивидендов;

денежные отношения государства с другими государства­ми и международными фондами по поводу оказания и получе­ния безвозмездной помощи, получения и возврата ссуд, уплаты и получения процентных сумм за пользование ссудами;

денежные отношения между партнерами совместных пред­приятий по поводу формирования уставного фонда, распределе­ния доходов и т.п.

С развитием экономических отношений возникают и развиваются новые виды финансовых отношений и отмирают действующие их виды.

Финансовые отношения хозяйствующего субъекта составляют основу финансов.

Финансы являются важным звеном экономики и вместе с ценой, заработной платой и кредитом оказывают существенное влияние на весь воспроизводственный процесс. При этом все они имеют денежную природу, но отличаются своими функциям в создании и распределении стоимости ВВП.

Функции финансов

Функции финансов - проявление их сущности в действии, выражение их общественного назначения. Для финансов характерны две функции – распределительная и контрольная.

Общественное назначение распределитель­ной функции финансов состоит, во-первых, в распределении и перераспределении части стоимости ВВП (главным образом чистого дохода) в денежной форме для обеспечения расширен­ного воспроизводства; во-вторых, в формировании экономичес­кого потенциала для создания финансовой основы функциони­рования государства и его экономической системы.

Таким образом, через распределительную функцию осуществляется обеспечение каждого звена финансовой системы необходимыми ему финансовыми ресурсами. Она включает такой круг явлений как: возмещение стоимости потребленных средств производства, образование доходов в различных формах, формирование ресурсов для общегосударственных потребностей и целевого назначения, создание бюджетных и страховых резервов, содержание и развитие социальной сферы, осуществление внутриотраслевого, межотраслевого, межтерриториального перераспределения национального дохода.

Субъектами при финансовом распределении являются участники воспроизводственного процесса (государство, юридические и физические лица). В сфере распределения переплетаются политические, экономи­ческие и социальные интересы всех социальных групп общества.

Контрольная функция финансов порождена распределительной функцией и проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта, национального дохода и чистого дохода по соответствующим денежным фондам и за их целевым расходованием. Контрольная функция финансов обслуживает как весь воспроизводственный процесс сферы материального производства, так и формирование и использование централизованного фонда денежных ресурсов государства.

Через движение финансовых ресурсов контрольная функ­ция количественно отображает экономические процессы, свя­занные с распределением и перераспределением валового внут­реннего продукта. Вместе с тем движение финансовых ресурсов в конкретных формах является объектом контроля со стороны государства, наблюдающего за процессами стоимостного рас­пределения ВВП. Без такого контроля не может быть обеспече­но сбалансированное развитие экономики.

Контрольная функция имеет нормативную основу. Распре­делительный характер денежных отношений предусматривает предварительное планирование, определение конкретных субъ­ектов, объемов и сроков осуществления, обязательность целе­вого использования денежных ресурсов, закрепление в норма­тивных актах. Нормативные акты регламентируют как усло­вия распределения доходов и прибыли, направляемых на рас­ширенное воспроизводство, так и условия платежей в бюджет (установление категорий плательщиков, объектов, единиц об­ложения, ставок, фондов, льгот по платежам, порядка их ис­числения и т.д.), финансирования из бюджета (порядок откры­тия бюджетного финансирования и его использования), креди­тования, формирования и использования различных денежных фондов хозяйствующих субъектов.

Именно контроль за соблюдением нормативных актов отражает в свою очередь содержание контрольной функции фи­нансов.

Формой реализации контрольной функции финансов вы­ступает финансовая информация, которая выражает такие фи­нансовые показатели, как выручка, прибыль, рентабельность, ликвидность, оборачиваемость, платежеспособность, фондо­отдача и другие, в синтезированном виде отражающие различ­ные стороны финансово-хозяйственной деятельности субъектов.

Роль контрольной функции финансов в воспроизводствен­ном процессе проявляется в наблюдении за состоянием финан­совой дисциплины, соблюдением установленных норм и пра­вил, выполнением финансовых обязательств.

Контрольная функция финансов реализуется на практике через осуществление финансового контроля, важнейшей задачей которого является про­верка точности соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансо­вых обязательств перед бюджетом, налоговой службой, банка­ми, а также взаимных обязательств хозяйствующих субъектов по расчетам и платежам.

Финансовый контроль осуществляется через деятельность финансовых, налоговых и других органов контроля.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.