Методологические основы менеджмента.
Менеджмент — это научная и практическая концепция экономического управления производством и эффективного управления экономикой в условиях цивилизованного предпринимательства. Понятие менеджмента связано с управлением, осуществляемым на профессиональной основе. Понятие «менеджмент» можно рассмотреть как процесс, как вид деятельности, как систему, а также как науку и искусство управления. 1. Менеджмент — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля для достижения целей организации. 2. Менеджмент - это вид деятельности по руководству людьми, направленный на достижение целей организации путем использования интеллекта, труда и мотивов повеления людей с учётом обеспечения ихудовлетворенностью трудом. 3. Менеджмент как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов. Наиболее простая система — взаимосвязь таких элементов как: субъект управления и объект управления. Субъектуправления – это тот, кто управляет(руководитель) Объектуправления - это то, на что направлено управляющее воздействие (персонал, финансы,производство, маркетинг, коллектив, процесс, риски,ресурсы и т. д.). Элементы системы управления организацией (как домик): Крыша – цели и структуры Корпус дома – процессы, механизмы, принципы, функции; Фундамент дома – субъект, объект, ресурсы, методы. Виды менеджмента и управления: Финансовый менеджмент Банковский менеджмент Инвестиционный менеджмент Стратегический менеджмент Внешнеэкономический менеджмент Экономический менеджмент Административный менеджмент Инновационный менеджмент Организационный менеджмент Менеджмент качества Менеджмент персонала Смоменеджмент Управление маркетингом Управление рисками Управление рекламной деятельностью Управление имиджем Антикризисное управление Управление процессами и тл. 4. Менеджмент как наука- это самостоятельная область знаний, предметом изучения которой являются наиболее значимые закономерности, процессы, объекты управления, свойства и стороны, связанные с организацией совместной деятельности людей и управлением ею. Понятие «менеджмент» можно рассмотреть и с других точек зрения. 5. Менеджмент как аппарат управления- специфический орган управления современной фирмой. Аппарат управления координирует и рационально использует ресурсы организации для достижения её целей. 6. Менеджмент как категория людей - особенный социально-профессиональный слой людей, осуществляющих управление. Менеджер: 1) наемный профессиональный управляющий; 2) специалист по управлению производством; 3) предприниматель в профессиональном спорте, организующий тренировку и выступления спортсменов (Большой энциклопедический экономико-юридический словарь). Основными требованиями, предъявляемыми к менеджеру, являются: - наличие общих знаний в области управления предприятием; - компетентность в вопросах технологии производства фирмы; - владение навыками не только администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения; - наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на рынках; - умение анализировать деятельность фирм-конкурентов; - умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции; - умение работать с подчинёнными с учётом их способностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы в интересах фирмы и т. д. Структура деятельности менеджера: 1. Виды деятельности: 1. аналитическая - предполагает анализ фактического состояния и результатов работы предприятия; 2. исследовательская - связана с исследованием рынка, межличностных отношений и т.д.; 3. проектная - направлена на проектирование организационных структур; 4. диагностическая - позволяет выявлять негативные причины, слабые места в деятельности предприятия. 2. Формы работ: 1. руководящая - умение ставить цели перед персоналом и вести их к исполнению; 2. методическая - разработка методик и инструкций, необходимых подчинённым для выполнения задач; 3. консультационная — менеджер профессионал становится экспертом в своей области и способен консультировать; 4. воспитательная - работа, направленная на формирование чувства приверженности фирме, нравственно-этическое воспитание, а также на оказание благотворного воздействия на подчиненных. Основные функции менеджера: - обеспечивать выполнение организацией её основного предназначения; - проектировать и устанавливать взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации; - разрабатывать стратегии поведения организации в изменяющемся окружении; - обеспечивать служение организации интересам тех лиц и учреждений, которые контролируют организацию; - официально представлять организацию в церемониальных мероприятиях. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|