Здавалка
Главная | Обратная связь

МЕТОДИКИ ДО ПРОВЕДЕННЯ ПСИХОЛОГІЧНОЇ ЕКСПЕРТИЗИ



Тест руки

Стимульный материал: 10 карточек: 9 с изображениями человеческой руки в различных положениях, десятая карточка – пустая.

Испытуемому в стандартной последовательности предъявляют все 10 карточек одну за другой и просят ответить на вопрос: «Что, по Вашему мнению, делает эта рука?» Если он затрудняется с ответом, ему предлагается вопрос: «Как Вы думаете, что делает человек, которому принадлежит эта рука? Назовите все возможные варианты, которые Вы можете представить». В ходе тестирования желательно получить несколько ответов на каждую предъявленную карточку. Для этого после ответа испытуемого спрашивают: «Хорошо, а что еще?» Если действия экспериментатора встречают сильное сопротивление, рекомендуется перейти к другой карточке. Что касается десятой карточки, то испытуемому предлагают сначала представить себе руку, а потом описать, что эта воображаемая рука делает или может делать.

Все ответы испытуемого фиксируются в протоколе. Фиксируется такое положение, в котором испытуемый держит карточку и последующие изменения этого положения.

· карточка повернута влево;

· прямое вертикальное положение;

· перевернутое положение карточки;

· карточка повернута вправо.

В особой графе фиксируется время начальной реакции. Среднее время проведения теста – 15 минут, интерпретация результатов занимает в среднем 20 минут.

Обработка и интерпретация результатов.

В соответствии с разработанной системой анализа результатов, ответы испытуемого классифицируются по 11 категориям:

Агрессивность (Ag). Эта категория включает ответы, по которым рука представляется как атакующая, повреждающая, наносящая вред, обиду, оскорбляющая, агрессивно доминирующая, активно хватающая другого человека или объект. Например: «дает пощечину», «ударяет», «толкает», «хватает за нос», «ловит насекомое», «захватывает», «готовиться ударить», «дерущаяся», «хватает ужа», «крадет фрукты».

Директивность (Dir). Эта категория включает ответы, по которым рука представляется как ведущая, руководящая, разрушающая, направляющая или иным образом активно влияющая на другого индивида, общающаяся (причем общение является вторичным по отношению к намерению оказать активное влияние на действия другого лица, например, читает лекцию, проповедует, обучает, дает указания.). Примеры ответов, относящихся к категории Dir: «дирижирует оркестром», «постовой требует остановиться», «предостерегает», «предупреждает», «указывает направление».

Ответы по этим категориям показывают вероятность проявления агрессивных тенденций в поведении и означают нежелание со стороны субъекта прийти к согласию с участниками общения. Намерения, права и чувства остальных людей не принимаются во внимание в процессе реализации этих тенденций. Кроме того, между владельцем руки и лицом (лицами), которому угрожают, которого оскорбляют или которым руководят, отсутствуют взаимные или равные межличностные отношения.

Тенденция к действию проявляется независимо от лиц или объекта, на которых направлена эта тенденция.

Страх (F). Эти ответы означают страх перед возмездием или агрессией со стороны других. Категория включает все ответы, в которых описывается рука, являющаяся либо жертвой чьей-либо агрессии, либо в случаях, когда ею пытается управлять кто-то другой с целью нанесения физического ущерба. Сюда включены также случаи, когда рука представляется наносящей ущерб своему владельцу, причем мазохистские тенденции указывают на вероятность явной агрессии. Кроме того, сюда относятся тенденции к действию, которые основаны на отрицании агрессии. В таких реакциях скрыт страх перед возмездием. Примеры ответов, относящихся к категории F: «рука душит меня», «поднята в страхе, чтобы защитить себя», «отражает удар», «царапает ногтями», «просит: «Не бей меня»».

Аффектация (Af). Сюда относятся ответы, в которых рука выражает привязанность, позитивное эмоциональное отношение к другим, выражает стремление к сотрудничеству и активной социальной жизни, общается (причем общение является вторичным по отношению к демонстрации благожелательности, аффектации). Рука делает аффективный или аффективно-благожелательный жест. Предлагает дружбу или помощь другим. Например: «Привет!», «дружеское похлопывание по плечу», «пожатие рук», «добро пожаловать!», «похлопывает собаку», «протягивает для оказания помощи ребенку», «предлагает цветы».

Коммуникация (Сom). Данная категория включает ответы, в которых рука общается или пытается общаться с кем-то. Для того, чтобы отнести ответ к этой категории необходимо, чтобы общение (коммуникация) было связано с чувством равенства или подчиненности по отношению к объекту общения. В этих ответах должно подразумеваться, что лицо, которое общается, нуждается в аудитории больше, чем аудитория в нем, или, что между коммуникатором и аудиторией существует взаимная связь, подразумевающая желание разделить трудности, желание быть понятым. Например: «жестикуляция при разговоре», «жест рукой, обозначающий прощение».

Ответы, связанные с коммуникацией, но в которых общающийся находится в более высоком положении по отношению к аудитории (читает лекцию, проповедует, учит, дает указания и т.д.) относятся к другой категории.

Важно четко дифференцировать ответы категории Dir от ответов категории Com. Коммуникация, имеющая место в ответах Dir, является вторичной по отношению к намерению оказать воздействие на аудиторию. Четкое представление об этом различии может дать сравнение психологического различия между проповедованием, которое является примером Dir, с попыткой договориться, которое относится к категории Com.

Зависимость (Dep). Эта категория включает ответы, в которых отражается зависимость владельца руки от благожелательного отношения других лиц при совершении ими какого-либо действия. Сюда включаются все ответы, связанные с подчинением владельца руки другому лицу, а также ответы, в которых рука активно или пассивно ищет поддержки со стороны другого лица, что может быть отражено в таком ответе, как «приветствующая рука». Психологическое значение этого ответа, пожалуй, лучше всего понять следующим образом: испытуемый дающий такой ответ активно ищет поддержки со стороны других лиц, ожидая, что они должны уделять ему свое время и внимание. Зависимость здесь проявляется в том, что «приветствующая рука» приветствует самого испытуемого, демонстрируя тем самым свое внимание к нему.

Кроме того, к этой категории относятся ответы, в которых рука активно взывает о помощи любого рода, подчиняется силе или власти превосходящего лица. Примеры ответов, относящихся к категории Dep: «просьба подать руку», «хочет остановить попутную машину», «отдает честь офицеру», «клянется в чем-то», «рука ребенка, хватающаяся за что-нибудь, чтобы не потерять равновесие», «просьба: «дайте мне, пожалуйста…», «просьба о помощи», «кто-то ожидающий получить что-нибудь».

Необходимо отметить, что категории F, Af, Com, Dep включают реакции, которые активно уменьшают вероятность проявлений агрессивного поведения. Они отражают тенденции, связанные с социальной кооперацией, независимо от того, каковы специфические мотивы этой кооперации (страх перед возмездием, необходимость присоединения к другим людям в целях получения удовольствия, развлечений, необходимость катарсиса и т.п.).

Эксгибиционизм (Ex). Категория включает все ответы, в которых рука принимает участие в деятельности, связанной с развлечениями или другими публичными проявлениями себя «напоказ». Например: «показывает кому-то руку», «любуется ногтями», «играет на пианино», «танцует», «показывает лак на ногтях», «женщина протягивает руку, чтобы привлечь к ней внимание», «показывает что-нибудь кому-нибудь», «показывает кольцо».

Увечность (Crip). Данная категория включает ответы, в которых рука представляется как больная, искалеченная, деформированная или иным образом поврежденная. Например: «рука, поврежденная артритом», «сломан большой палец», «сломанное запястье», «деформированные пальцы», «рука больного или умирающего человека», «искалеченная».

Две последние категории включают ответы, которые могут быть личностными так и безличными. Это значит, что осуществление тенденции к действию может требовать присутствия другого лица (лиц), а может и не требовать его. Эти категории не используются для оценки вероятности агрессивного поведения, поскольку их роль в этой области непостоянная.

Активная безличность (Act). Эта категория включает ответы, в которых рука представляется имеющей тенденцию к действию, осуществление которого не требует присутствия другого лица. Тенденции к безличному действию, наблюдаются всегда, когда рука должна изменить свое физическое положение или направить усилие против силы тяжести. Например: «шьет», «вяжет», «машет» (не в знак прощания), «продевает нитку в иголку», «подбирает маленький предмет», «пишет», «достает что-нибудь», «плавает», «бросает что-то», «тащит».

Пассивная безличность (Pas). К этой категории относятся все ответы, в которых осуществление тенденции к действию не требует присутствия другого лица и в которых рука не меняет своего физического положения и не преодолевает силы тяжести. Например: «отдыхает», «сушит ногти», «чего-то ждет», «роняет что-то».

Описание (Dser). Эта категория включает ответы, в которых приводится описание физического состояния руки, описание настроения, связанного с ней или эмоционального отношения к ней. Никакой специфической тенденции к действию в этом случае не фиксируется и не подразумевается. Например: «красивая», «некрасивая», «пухлая рука».

Обман (Frd). Категория включает ответы испытуемых, в которых рука осуществляет любые действия, перемещения, отражающие стремление сделать что-то нечестным, обманным путем или представляется как принадлежащая нечестному человеку. Например: «прячет что-то», «требует взятку», «рука подхалима».

Размышление (Ref). Категория включает ответы, в которых рука осуществляет действия, сопровождающие процесс размышления, интеллектуальной деятельности ее владельца. Например: «постукивает, обдумывает что-то», «рука человека-интеллектуала», «решает сложную задачу (мыслительную)».

Система подсчета баллов.

Подсчет баллов производится путем вычитания баллов (количество ответов) по категориям F, Af, Com, Dep из суммы (количества ответов) по категориям Ag и Dir, т.е.:

(Ag + Dir) – (F + Af + Com + Dep).

Из приведенной формулы видно, что подсчет баллов является сравнением тенденции к действиям, отражающим готовность к явному агрессивному поведению, с теми, которые направлены на социальную кооперацию или страх перед открытым агрессивным поведением. В ответах, относящихся к категориям Ag и Dir предполагается, что чувства, права, намерения и привилегии объектов действий не существенны. С другой стороны, тенденции к действиям в категориях F, Af, Com, Dep отражают чувство социальной кооперации, т.е. они предполагают, что «рука» также, если не в большей степени, нуждается в наличии других людей, как и другие люди в «руке».

При выявлении удельного веса агрессивных тенденций соотносится общее число проявлений доминирования и агрессивности (Ag и Dir) с одной стороны и количество реакций социальной кооперации и отрицания агрессии (F, Af, Dep, Com) с другой стороны. В итоге мы получаем представление о преобладающем способе реагирования, т.е. о перевесе установок либо на кооперацию, либо на конфронтацию, а отсюда косвенно о содержании и влиянии смыслообразующих мотивов и тем самым о степени агрессивности. В подсчет баллов не включаются категории Dser, Crip, Pas.

Области применения теста.

В судебной психологии для анализа агрессивности и предсказания агрессивных действий преступников. Анализ потенциальной агрессивности, вероятности актуализации деструктивных тенденций в рамках судебно-психологической экспертизы. Возможно также применение теста психологами, работающими с контингентом в местах заключения. Например, оценка уровня агрессивности субъекта и специфика тенденций, которые он противопоставляет агрессии: страх, зависимость, доброжелательность и т.д.

В условиях психиатрической клиники тест «Рука» может применяться:

А) как средство первичного контакта с пациентом, т.к. тест позволяет оперативно оценить систему диспозиций личности, выявить наиболее актуальные проблемы и наметить пути дальнейшей работы;

Б) как средство оценки актуального состояния пациента;

В) в качестве инструмента предсказания особенностей поведения пациентов психиатрических клиник, их агрессивных реакций;

Г) как дополнительная информация для уточнения врачебного диагноза (демонстративность, ипохондрические тенденции, астеничность и т.д.).

Возможно применение теста при профотборе и профориентации, поскольку тест на значимом уровне различает контрастные по агрессивности профессиональные группы. То есть, профессии, предполагающие повышенный уровень активности, агрессивности, склонность к риску и профессии, предполагающие поиск конвенциальных компромиссных решений, ориентированность на группу. Возможно также построение стандартных профилей выполнения теста для некоторых профессий.

Применение теста в профориентации предполагает качественный анализ по всем категориям теста, определение направленности, индивидуально-психологических особенностей. Например, при подборе руководителей, преобладание директивных установок над тенденцией к социальной кооперации позволяет предсказать жесткую авторитарную позицию лидера. Оценка этого параметра по тесту «Рука» не требует больших затрат времени и участия нескольких экспертов подобно другим методикам оценки стиля руководства, существующим на сегодняшний день.

Тест «Рука» может использоваться для диагностики межличностных отношений.Инструкция в этом случае несколько изменяется. Испытуемого просят ответить на вопрос о том, что делает рука, изображенная на карточках, но при этом экспериментатор говорит: «Представьте себе, что это рука Вашего мужа (ребенка, начальника, жены и т.п.)». При таком анализе можно увидеть, какие тенденции приписываются партнеру и, таким образом, проанализировать актуальное отношение к нему испытуемого.

Приведенные примеры не исчерпывают возможностей теста. Он может применяться во всех тех случаях, когда экспериментатора интересует такая характеристика актуального состояния испытуемого как агрессивность, или других установок, входящих в систему анализа теста.

Стимульный материал.

1. 2.

 

3. 4.

 

 

5. 6.

 

7. 8.

 

 

9. 10.

 

Методика ТОБОЛ

(Определение преобладающего типа отношения к болезни)

Опросник разработан в Научно-исследовательском психоневрологическом институте им. Бехтерева на основе концепции психологии отношений В. Н. Мясищева с целью оценки личностного реагирования на болезнь. С помощью опросника можно выявить 12 типов отношения пациента к болезни:

1. Гармоничный (Г) – трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни: стремление во всем активно содействовать успеху лечения; нежелание обременять других тяготами ухода за собой.

2. Эргопатический (Р) – уход от болезни в работу, характерно ответственное, одержимое отношение к работе, избирательное отношение к обследованию и лечению, обусловленное стремлением сохранить возможность продолжения активной трудовой деятельности.

3. Анозогнозический (3) – активное отбрасывание мысли о болезни, о возможных ее последствиях; приписывание проявлений болезни случайным обстоятельствам, отказ от обследования и лечения; желание обойтись «своими средствами», пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению.

4. Тревожный (Г) – непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения, поиск его новых способов, жажда дополнительной информации о болезни, выраженный интерес к объективным данным о заболевании, настроение тревожное; защитой от тревоги становятся приметы и ритуалы.

5. Ипохондрический (И) – «сосредоточение» на субъективных и иных неприятных ощущениях, стремление постоянно рассказывать о них окружающим; преувеличение действительных и высказывание несуществующих болезней и страданий, сочетание желания лечиться и неверия в успех, требования тщательного обследования, в то же время боязнь вреда и болезненности процедур.

6. Неврастенический (Н) – поведение по типу «раздражительной слабости», вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения, раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается раскаяниями и слезами; непереносимость болевых ощущений, нетерпеливость, неспособность ждать облегчения.

7. Меланхолический (М) – удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение и эффект лечения; активные депрессивные высказывания вплоть до суицидных мыслей, пессимистический взгляд на все вокруг, неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных.

8. Апатический (А) – полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения; пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны, утрата интереса к жизни, ко всему, что ранее волновало.

9. Сензитивный (С) – чрезмерная озабоченность возможностью неблагоприятного впечатления, которое могут произвести на окружающих сведения о его болезни; опасения, что окружающие станут его избегать, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать неблагоприятные слухи о причине и природе болезни; боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим.

10. Эгоцентрический (Я) – «уход в болезнь», выставление на показ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием; требование исключительной заботы о себе, постоянное желание показать другим свое особое положение, исключительность своей болезни.

11. Паранойяльный (П) – уверенность, что болезнь — результат чьего-то умысла, крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам, стремление приписывать возможные осложнения и побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала, обвинения и требования наказания в связи с этим.

12. Дисфорический (Д) – доминирует мрачно-озлобленное настроение, постоянный угрюмый вид; зависть и ненависть к здоровым, вспышки крайней озлобленности со склонностью винить в своей болезни других, требование особого внимания к себе, подозрительность к процедурам и лечению, деспотическое отношение к близким – требование во всем ему угождать.

Опросник ТОБОЛ включает 12 таблиц-наборов, которые содержат от 1 до 17 пронумерованных утверждений. Пациенту предлагается в каждой таблице-наборе выбрать два наиболее подходящих для него утверждения и номера сделанных выборов обвести кружком в регистрационном листе.

По таблице кода для каждого отмеченного в регистрационном листе утверждения определяются диагностические коэффициенты, которые заносятся в бланк «результаты обследования». Диагностические коэффициенты в каждом из столбцов, соответствующих 12 шкалам типов отношения к болезни, суммируют, получают 12 значений шкальных оценок, которые заносят в графу, обозначенную Е (сумма). Шкальная оценка для гармоничного (Г), эргопатического (Р) и анозогнозического (А) типов приравнивается к нулю, если среди утверждений, выбранных пациентом, встречается хотя бы одно, указанное в коде знаком (X). При диагностике преобладающего типа отношения к болезни в «таблице для построения графика» можно графически изобразить величины шкальных оценок в форме профиля, где по горизонтали отмечены буквенные символы 12 шкал, а по вертикали – числовые значения шкальных оценок, по графику находят шкалу с максимальным значением суммы диагностических коэффициентов. Определяют, есть ли в профиле такие шкалы, которые находятся в пределах диагностической зоны, т.е. оценки которых отстают от максимальной в пределах 7 баллов. Если шкала с максимальной оценкой остается единственной, и нет других шкал, отстающих от нее в пределах 7 баллов, то диагностируют только тип, соответствующий этой шкале. Если в диагностическую зону (интервал 7 баллов) помимо шкалы с максимальной оценкой попадают еще одна или две шкалы, то диагностируют смешанный тип, который обозначают соответственно названиям составляющих его шкал. Профиль шкальных оценок характеризует совокупность отдельных аспектов многомерного отношения к болезни и должен интерпретироваться по аналогии с интерпретацией шкальных оценок других психологических опросников. С целью обобщающего анализа профиля шкальных оценок шкалы объединены в три блока.

В первый блок включены шкалы гармоничного, эргопатического и анозогнозического типов реагирования. Эти типы характеризуются меньшей выраженностью социальной дезадаптации пациента в связи с заболеванием.

Второй блок включает типы реагирования с интропсихической направленностью: тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхолический и апатический. Эмоционально-аффективный аспект отношений у больных с этими типами реагирования клинически выражается в реакциях по типу раздражительной слабости, в подавленном, угнетенном состоянии с «уходом» в болезнь, отказе от борьбы – «капитуляций» перед заболеванием.

Третий блок шкал содержит типы реагирования личности на болезнь с интерпсихической направленностью. Эти типы отражают такое сенсибилизированное отношение к болезни, которое, вероятно, в наибольшей степени связано с преморбидными особенностями личности больных: сензитивный, эгоцентрический, паранойяльный, дисфорический. Люди с указанными типами отношения к болезни при различных эмоционально– аффективных реакциях также характеризуются дезадаптивным поведением, ведущим к нарушению их социального функционирования; они или стесняются своего заболевания, или «используют» его в своих целях, строя концепции паранойяльного характера относительно своего здоровья, проявляют гетерогенные агрессивные тенденции, обвиняя окружающих в своем недуге.

Таким образом, различия, положенные в основу деления типов отношения к болезни на второй и третий блоки, состоят в том, что при близком спектре эмоционально-эффектного реагирования типы, входящие в эти блоки, отражают разную направленность дезадаптивного поведения. Интерпретировать профиль шкальных оценок пациента целесообразно не только по отдельным шкалам, но и по трем фрагментам профиля, соответствующим описанным выше блокам шкал.

Текст опросника диагностики типов отношения к болезни (ТОБОЛ)

1. Самочувствие

С тех пор как я заболел, у меня почти всегда плохое самочувствие
Я почти всегда чувствую себя бодрым и полным сил
Дурное самочувствие я стараюсь перебороть
Плохое самочувствие я стараюсь не показывать другим
У меня почти всегда что-нибудь болит
Плохое самочувствие у меня возникает после огорчений
Плохое самочувствие у меня возникает от ожидания неприятностей
Я стараюсь терпеливо переносить боль и физические страдания
Мое самочувствие вполне удовлетворительное
У меня, с тех пор как я заболел, бывает плохое самочувствие с приступами раздражительности и чувством тоски
Мое самочувствие очень зависит от того, как ко мне относятся окружающие
Ни одно из определений мне не подходит

2. Настроение

Как правило, настроение у меня хорошее
Из-за болезни я часто бываю нетерпеливым и раздражительным
У меня настроение портится от ожидания возможных неприятностей, беспокойства за близких, неуверенности в будущем
Я не позволяю себе из-за болезни предаваться унынию и грусти
Из-за болезни у меня почти всегда плохое настроение
Мое плохое настроение зависит от плохого самочувствия
У меня стало совершенно безразличное настроение
У меня бывают приступы мрачной раздражительности, во время которых достается окружающим
У меня не бывает уныния и грусти, но может быть ожесточенность и гнев
Малейшие неприятности сильно огорчают меня

Продовження таблиці

Из-за болезни у меня всегда тревожное настроение
Мое настроение обычно такое же, как у окружающих меня людей
Ни одно из определений мне не подходит

 

3. Сон и пробуждение ото сна

Проснувшись, я сразу заставляю себя встать
Утро для меня самое тяжелое время суток
Если меня что-то расстроит, я долго не могу уснуть
Я плохо сплю ночью и чувствую сонливость днем
Я сплю мало, но встаю бодрым. Сны вижу редко
С утра я более активен и мне легче работать утром, чем вечером
У меня плохой и беспокойный сон и часто бывают мучительно-тоскливые сновидения
Бессонница у меня наступает периодически без особых причин
Я не могу спокойно спать, если утром надо вставать в определенный час
Утром я встаю бодрым и энергичным
Я просыпаюсь с мыслью о том, что сегодня надо будет сделать
По ночам у меня бывают приступы страха
С утра я чувствую полное безразличие ко всему
Я могу свободно регулировать свой сон
По ночам меня особенно преследуют мысли о моей болезни
Во сне мне видятся всякие болезни
Ни одно из определений мне не подходит

 

4. Аппетит и отношение к еде

Нередко я стесняюсь есть при посторонних людях
У меня хороший аппетит
У меня плохой аппетит
Я люблю сытно поесть
Я ем с удовольствием и не люблю ограничивать себя в еде
Мне легко можно испортить аппетит
Я боюсь испорченной пищи и всегда тщательно проверяю ее свежесть и доброкачественность
Еда меня интересует, прежде всего, как средство поддержать здоровье
Я стараюсь придерживаться диеты, которую сам разработал
Еда не доставляет мне никакого удовольствия
Ни одно из определений мне не подходит

 

5. Отношение к болезни

Моя болезнь меня пугает
Я так устал от болезни, что мне безразлично, что со мной будет
Стараюсь не думать о своей болезни и жить беззаботной жизнью
Моя болезнь больше всего угнетает меня тем, что люди стали сторониться меня
Без конца думаю обо всех возможных осложнениях, связанных с болезнью
Я думаю, что моя болезнь неизлечима, и ничего хорошего меня не ждет
Считаю, что моя болезнь запущена из-за невнимания и неумения врачей
Считаю, что опасность моей болезни врачи преувеличивают
Стараюсь перебороть болезнь, работать как прежде и даже больше
Я чувствую, моя болезнь гораздо тяжелее, чем это могут определить врачи
Я здоров и болезни меня не беспокоят
Моя болезнь протекает совершенно необычно — не так как у других, поэтому требует особого внимания
Моя болезнь меня раздражает, делает нетерпеливым, вспыльчивым
Я знаю, по чьей вине заболел и не прощу этого никогда
Я всеми силами стараюсь не поддаваться болезни
Ни одно из определений мне не подходит

 

6. Отношение к лечению

Избегаю всякого лечения – надеюсь, что организм сам переборет болезнь, если о ней поменьше думать
Меня пугают трудности и опасности, связанные с предстоящим лечением
Я был бы готов на самое мучительное, и даже опасное лечение, только бы избавиться от болезни
Я не верю в успех лечения и считаю его напрасным
Я ищу новые способы лечения, но, к сожалению, во всех них постоянно разочаровываюсь
Считаю, что мне назначено много ненужных процедур, лекарств, меня уговаривают на никчемную операцию
Всякие новые лекарства, процедуры, вызывают у меня бесконечные мысли об осложнениях и опасностях с ними связанных
От лечения мне становится только хуже
Лекарства и процедуры нередко оказывают на меня такое необычное действие, что это изумляет врачей
Считаю, что среди применяющихся способов лечения есть настолько вредные, что их следовало бы запретить
Считаю, что меня лечат неправильно
Я ни в каком лечении не нуждаюсь
Мне надоело бесконечное лечение, хочу, чтобы меня только оставили в покое

Продовження таблиці

Я избегаю говорить о лечении с другими людьми
Меня раздражает и озлобляет, когда лечение не дает улучшения
Ни одно из определений мне не подходит

 

7. Отношение к врачам и медперсоналу

Главное во всяком медицинском работнике, я считаю, внимание к больному
Я хотел бы лечиться у такого врача, у которого большая известность
Считаю, что заболел я больше всего по вине врачей
Мне кажется, что врачи мало что понимают в моей, болезни и только делают вид, что лечат
Мне все равно кто и как меня лечит
Я часто беспокоюсь о том, что не сказал врачу что-либо важное, что может повлиять на успех лечения
Врачи и медперсонал нередко вызывают у меня неприязнь
Я обращаюсь то к одному, то к другому врачу, так как не уверен в успехе лечения
С большим уважением я отношусь к медицинской профессии
Я не раз убеждался, что врачи и медперсонал невнимательны и недобросовестно исполняют свои обязанности
Я бываю нетерпеливым и раздражительным с врачами и персоналом и потом сожалею об этом
Я здоров и в помощи врачей не нуждаюсь
Считаю, что врачи и персонал на меня попусту тратят время
Ни одно из определений мне не подходит

 

8. Отношение к родным и близким

Я настолько поглощен мыслями о моей болезни, что дела близких меня перестали волновать
Я стараюсь родным и близким не показывать виду, что я болен, чтобы не омрачать им настроения
Близкие напрасно хотят сделать из меня тяжелобольного
Меня одолевают мысли, что из-за моей болезни моих близких ждут трудности и невзгоды
Мои родные не хотят понять тяжесть моей болезни и не сочувствуют моим страданиям
Близкие не считаются с моей болезнью и хотят жить в свое удовольствие
Я стесняюсь своей болезни даже перед близкими
Из-за болезни я утратил всякий интерес к делам и волнениям близких и родных
Из-за болезни я стал в тягость близким

Продовження таблиці

Здоровый вид и беззаботная жизнь близких вызывают у меня неприязнь
Я считаю, что заболел из-за моих родных
Я стараюсь поменьше доставлять тягот и забот моим близким из-за моей болезни
Ни одно из определений мне не подходит

 

9. Отношение к работе (учебе)

Болезнь делает меня никуда негодным работником (неспособным учиться)
Я боюсь, что из-за болезни я лишусь хорошей работы (придется уйти из хорошего учебного заведения)
Моя работа (учеба) стала для меня совершенно безразличной
Из-за болезни мне теперь стало не до работы (учебы)
Все время беспокоюсь, что из-за болезни могу допустить оплошность на работе (не справиться с учебой)
Считаю, что заболел(а) из-за того, что работа (учеба) причинила вред моему здоровью
На работе (по месту учебы) совершенно не считаются с моей болезнью и даже придираются ко мне
Не считаю, что болезнь может помешать моей работе (учебе)
Я стараюсь, чтобы на работе (по месту учебы) поменьше знали и говорили о моей болезни
Я считаю, что, несмотря на болезнь, надо продолжать работу (учебу)
Болезнь сделала меня на работе (в учебе) неусидчивым (нетерпеливым)
На работе (за учебой) я стараюсь забыть о своей болезни
Все удивляются и восхищаются тем, как я успешно работаю (учусь), несмотря на болезнь
Мое здоровье не мешает мне работать (учиться) там, где я хочу
Ни одно из определений мне не подходит

 

10. Отношение к окружающим

Мне теперь все равно, кто меня окружает и кто около меня
Мне хочется, чтобы окружающие только оставили меня в покое
Когда я заболел, обо мне все забыли
Здоровый вид и жизнерадостность окружающих меня раздражают
Я стараюсь, чтобы окружающие не замечали моей болезни
Мое здоровье не мешает мне общаться с окружающими, сколько мне хочется
Мне бы хотелось, чтобы окружающие на себе испытали, как тяжело болеть
Мне кажется, что окружающие сторонятся меня из-за моей болезни
Окружающие не понимают моей болезни и моих страданий
Моя болезнь, и то, как я ее переношу, удивляют и поражают окружающих

Продовження таблиці

С окружающими я стараюсь не говорить о моей болезни
Мое окружение довело меня до болезни, и я этого не прощу
Среди окружающих я теперь вижу, как много людей страдают от болезней
Общение с людьми теперь мне стало быстро надоедать и даже раздражать меня
Моя болезнь не мешает мне иметь друзей
Ни одно из определений мне не подходит

 

11. Отношение к одиночеству

Предпочитаю одиночество, потому что одному мне становится легче
Я чувствую, что болезнь обрекает меня на полное одиночество
В одиночестве я стремлюсь найти какую-нибудь интересную или нужную работу
В одиночестве меня начинают особенно преследовать нерадостные мысли о болезни, осложнениях, предстоящих страданиях
Часто, оставшись наедине, я скоро успокаиваюсь: люди стали меня сильно раздражать
Стесняясь болезни, я стараюсь отдалиться от людей, а в одиночестве скучаю по людям
Избегаю одиночества, чтобы не думать о своей болезни
Мне стало все равно: что быть среди людей, что остаться в одиночестве
Желание побыть одному зависит у меня от обстоятельств и настроения
Я боюсь оставаться в одиночестве из-за опасений, связанных с болезнью
Ни одно из определений не подходит

12. Отношение к будущему

Болезнь делает мое будущее печальным и унылым
Мое здоровье пока не дает никаких оснований беспокоиться за будущее
Я всегда надеюсь на счастливое будущее, даже в самых отчаянных положениях
Не считаю, что болезнь может существенно отразиться на моем будущем
Аккуратным лечением и соблюдением режима я надеюсь добиться улучшения здоровья в будущем
Свое будущее я целиком связываю с успехом в моей работе (учебе)
Мне стало безразлично, что станет со мной в будущем
Из-за моей болезни я в постоянной тревоге за мое будущее
Я уверен, что в будущем вскроются ошибки и халатность тех, из-за кого я заболел
Когда я думаю о своем будущем, меня охватывает тоска и раздражение на других людей
Из-за болезни я очень тревожусь за свое будущее
Ни одно из определений не подходит

Регистрационный лист к опроснику ТОБОЛ

Ф.И.О. __________ Дата __________

Возраст __________ Пол __________

В графе «Номер выбранных ответов» обведите кружком для каждой темы номера тех двух утверждений, которые наиболее для Вас подходят.

Темы утверждений Номера выбранных ответов
1. Самочувствие 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2. Настроение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
3. Сон и пробуждение ото сна 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
4. Аппетит и отношение к еде 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
5. Отношение к болезни 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
6. 0тношение к лечению 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
7. Отношение к врачам и мед. персоналу 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
8. Отношение к родным и близким 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
9. Отношение к работе (учебе) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
10. Отношение к окружающим 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
11. Отношение к одиночеству 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
12. Отношение к будущему 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

 

Диагностический код опросника ТОБОЛ

Тема 1 (самочувствие)

Шкалы Г Р З Т И Н М А С Я П Д
         
                     
                   
                 
    Х                
                     
                     
                   
                     
                 
                 
                     

 

 

Тема 2 (настроение)

Шкалы Г Р З Т И Н М А С Я П Д
                     
                   
                   
                 
    Х            
               
  Х                  
                     
Х                  
                   
Х                    
                       
                       

 

Тема 3 (сон и пробуждение ото сна)

Шкалы Г Р З Т И Н М А С Я П Д
                   
                   
               
                   
                     
                     
           
                       
                       
                     
                     
                     
                   
                       
                   
                     
                       

 

Тема 4 (аппетит и отношение к еде)

Шкалы Г Р З Т И Н М А С Я П Д
                     
                   
             

Продовження таблиці

                     
                     
             
                   
                 
                   
                   
                       

 

Тема 5 (отношение к болезни)

Шкалы Г Р З Т И Н М А С Я П Д
    Х                
  Х                
                     
                     
Х   Х                
    Х            
                 
                     
                     
    Х          
                     
                     
                   
                   
                   
                       

 

Тема 6 (отношение к лечению)

Шкалы Г Р З Т И Н М А С Я П Д
Х                  
                 
                 
Х                  
  Х              
                 
Х Х                  
                       
                     
                     
                   

Продовження таблиці

⇐ Предыдущая11121314151617181920Следующая ⇒






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.