Здавалка
Главная | Обратная связь

Продуктивная и репродуктивная способности



Продуктивная способность

Продуцирование знания - это процесс выведения, или извлечения новых инсайтов и новой информации из того, что уже было воспринято или известно.

Для выделения любой проблемы необходимо увидеть ее в определенном контексте. Человек всегда изначально настраивается на поиск определенного "гештальта", на целостное восприятие предъявленной информации. Таким образом, он изначально обладает схемой, которая "предоставляет ему возможность одновременно держать в голове несколько вещей". Именно по этой причине не совсем верно было бы утверждение, что ПМР измеряют только способность держать в уме несколько вещей одновременно.

Значимость мгновенного целостного понимания как основы для дальнейшей деятельности показана не только в отношении визуального материала. Спирман отметил, к примеру, что

1 Хотя анализ генерализации валидности, который корректирует данные с учетом ненадежности критерия, позволяет пересмотреть эту цифру и повысить ее до 0.5, необходимость применения этого значения корреляции не достаточно обоснована, и даже корреляция 0.5 объясняет только 25% дисперсии. непосредственное воспроизведение прочитанного отрывка является скорее сжатым осознанием его сути, нежели воспоминанием любой из его частей. Если содержание прочитанного вызывает особый интерес, то может возникнуть чувство его генерализации и выхода за пределы актуального контекста.

В своих исследованиях природы ошибок, где Матрицы Равена применялись в сочетании с "кубиками Кооса" и "Стик Тестом" (Stick test) Гольдштейна и Ширера, Мэстре (Maistriaux, 1959) пришел к похожим выводам: большинство исходных ошибок - если они не корректировались при помощи обратной связи - вызвано неспособностью сосредоточится на решаемой проблеме и доминированием сиюминутных впечатлений. Позднее появляются ошибки, связанные с неспособностью анализировать и, еще позже, синтезировать, полученную в результате анализа информацию. И только затем возникают ошибки, обусловленные нежеланием сделать усилия, необходимые для предварительного, ещё до начала каких-либо реальных действий, анализа и мысленного переструктурирования материала. Многие люди не готовы к этому, предпочитая манипулировать фрагментами задания только на основе впечатления о целом или сумме частей. При дальнейшем изложении мы будем постоянно возвращаться с вопросу о важности как ценностных, так и волевых (усилие, упорство) компонентов при осуществлении • мыслительной реконструкции наглядной ситуации.

Придя к решению, что представляет собой объект, на который он смотрит, человек переходит к анализу ситуации. Этот анализ может привести его к выделению проблемы, в нашем случае — это пространство внутри Матрицы, которое должно быть заполнено. Если люди не склонны действовать аналитически, они предпочитают заполнять пустое пространство путем репродукции целого, а не выбирать фрагмент для дополнения матрицы. Другими словами, их задача ограничивается конструированием целого, его опознанием. Из этого следует, таким образом, что опознание " проблемного целого" является существенной предпосылкой аналитической деятельности.

/• Чтобы анализировать, субъект должен быть способен воспринять больше, чем полный

Гештальт. Он должен иметь гипотезы (возможно невербальные) относительно того, на какие части целого важно обращать внимание. Анализ не предполагает случайного поиска путем проб и ошибок. Он означает изучение потенциальных взаимосвязей, существование которых предполагается на основе определенного понимания целого. Необходимо иметь также символические представления о линиях, кругах, квадратах и треугольниках. Как мы убедимся далее, это не значит, что обязательно нужно знать слова для их описания. Способность воспринимать эти фигуры базируется на приобретенном опыте и культурном научении. Большинство же членов обществ с высоким уровнем грамотности имеют богатый опыт обращения с линиями, овалами и подобными фигурами, приобретенный при разглядывании печатных материалов. Поэтому различия в результатах их деятельности должны быть отнесены за счет других факторов.

Матрицы измеряют способность выявлять взаимосвязи. Это потому, что сами "переменные", взаимосвязи между которыми выделяются, не очевидны. Необходимым условием опознания переменных является выделение взаимосвязи. В "гудении", "жужжании" и путанице исходных сенсорных данных нужно увидеть или извлечь множество переменных и взаимосвязей между ними. Это то, что Спирман имел в виду когда сказал, что восприятие переменной мгновенно влечет за собой знание взаимосвязи и наоборот.

Эти наблюдения объясняют внутреннюю связь восприятия с символическим мышлением. Они также объясняют, почему в отдельных задачах на Матрицы единственный неправильный ответ, выбранный значительным числом людей, является при ближайшем рассмотрении правильной фигурой неправильного размера. Эта ошибки не могут быть прощены в силу "простой невнимательности", поскольку в этом случае Характеристические Кривые (см. далее) для этих заданий пересекли бы прочие. Напротив, пункты, в которых допущены ошибки такого рода, правомерно занимают свое место на шкале. Это указывает на важность точного восприятия целого и внимания к деталям, а также опровергает тех, кто уверяет, что исходный "Гештальт" матриц дает испытуемому ложную установку. Без Гештальта, без восприятия целого, испытуемый не смог бы ничего увидеть, а уж тем более проанализировать. Далее, символические ассоциации, служащие фундаментом восприятия, более важны, чем сырые сенсорные данные. Нас же больше интересует не умение видеть сходства и различия, а способность к выявлению конструктов, которые обеспечивают возможность такого видения.

Заявления, что Матрицы измеряют способность удерживать в голове одновременно несколько переменных, дают неверную ориентировку. Это можно проиллюстрировать работами Якобса и Вандевентера (Jacobs and Vandeventer, 1968; 1972), которые опубликовали один из лучших на сегодняшний день анализ процессов концептуализации, используемых для решения задач. Среди прочих их выводов высказывается предположение, что решение более трудных заданий требует большего числа одновременных умственных действий. К сожалению, набор тестовых заданий, построенных на этих принципах, не поддается шкальному упорядочиванию (в терминах Item Response Theory (IRT) - Теории Выбора Ответов). Хорнке (Hornke, 1984) также установил, что трудность отдельных заданий нельзя предсказать исходя из правил их построения, С другой стороны, как показано в Приложении, помещенном в конце данного раздела Руководства, Фодегель-Матцен (Vodegel-Matzen) удалось, используя концептуальную схему Карпернтера и др. (Carpenter, Just and Shell, 1990), сконструировать набор заданий, трудность которых можно было предсказать на основе этих правил. Она также обнаружила, что те испытуемые, которые получили более высокие оценки, тратили больше времени на рассматривание матриц перед принятием решения. Это наводит на предположение, что лучшие из выполнявших тест способны удерживать в краткосрочной памяти больше информации. Впрочем, возможно они просто затрачивают больше усилий при решении заданий теста.

Более точная формулировка гласит, что Матрицы измеряют способность формировать конструкты высокого уровня, которые облегчают осмысление сложных ситуаций или событий. Суть этого утверждения можно проиллюстрировать исследованиями Пиаже по сохранению объема: это не "способность удерживать в голове одновременно параметры длины, высоты и ширины", по которым можно вычислить объем, а собственно понятие объема. Это самостоятельное целостное понятие позволяет объединить три размерности, а также позволяет, при необходимости, провести разложение по данным трем размерностям.

Продуктивная деятельность требует, чтобы перцептивные процессы носили скорее активный, нежели аналитический или репродуктивный характер. Это включает проблематизацию - обнаружение неясностей в знакомом - а также решение задачи и получение удовлетворения от того, что определенное решение согласуется со всеми данными, доступными на текущий момент.

Такие процессы часто носят невербальный характер, завися от вспышек внезапного озарения, слишком быстрых для фиксации в языковых единицах. Хорошей иллюстрацией этому может служить работа Бродбента и Эстона (Broadbent and Aston, 1978), которые обнаружили, что способность управлять компьютерной имитационной моделью британской экономики не связана со способностью отвечать на вопросы о ней, сформулированные в языковой форме. Они показали, что хотя вербальная логика не способна предоставить средства обращения с системами, в которой так много сложных, взаимодействующих и охваченных обратными связями контуров, некоторые люди все-таки научаются управлять ими. Коле (Coles, 1986) также показал, что люди обычно не способны вербализовать логику сложных моральных правил, которыми они руководствуются в своем поведении.

Репродуктивная способность

Как мы уже видели, Прогрессивные Матрицы были сконструированы прежде всего для измерения продуктивной способности, а сам способ измерения хотя и зависит существенно от овладения символами и конструктами, позволяет получать такие результаты, которые максимально малочувствительны к межличностным и групповым различиям в степени знакомства с культурно-специфическими символами.

Напротив, Словарная Шкала Милл Хилл была разработана для выявления различий людей в знании и способности воспроизведения культурного запаса вербальных понятий. Успешность решения многих задач, особенно тех, которые включены в учебные экзамены, зависит от знания этого набора идей и легкости обращения с ними. Следует, однако, проявлять осторожность и различать между способностью понимать идею и способностью к ее передаче. Продуктивная способность позволяет нам сформировать понимание. Для перевода этого понимания в слова необходима легкость вербализации.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.