Здавалка
Главная | Обратная связь

Дальнейшее развитие идеи о существовании продуктивной и репродуктивной способностей



Хотя приведенные до сих пор данные подтверждают истинность выводов Спирмана, основная полемика развернулась вокруг факторно-аналитической модели, которая наилучшим образом подходит для описанного паттерна корреляций между тестами, и относительно того, существует ли общий фактор, определяющий умственные способности, как альтернатива идее накопления шаблонов, адекватных решению задач определенных типов. В частности, Перкинс и Саломан (Perkins and Saloman, 1989) опубликовали обширный обзор из которого следует, что действительно существует такой общий фактор для способности к рассуждению. Кроме того, было проведено множество исследований где предпринимались попытки связать "фактор д" с "ментальной скоростью" или "энергией" (см. обзор Kranzler and Jensen, 1989). Приложение, сум­мирующее исследования последних лет в этой области, включено в Руководство издания 1995 года.

Значительно меньше попыток было предпринято для проверки утверждения Спирмана и доказательства различной природы продуктивной и репродуктивной способностей. Одно из не­многих исследований в этой области уже было упомянуто (Broadbent and Aston, 1978). В этой работе Бродбент и Эстон утверждали, что вербальная логика способна одновременно опериро­вать только с двумя наборами понятий и не может решать сложные проблемы, включающие множество взаимодействующих переменных и реципрокных связей. Они стремились показать, что способность отвечать на вербальные вопросы касающиеся сложных систем не связана со способностью управлять такими системами. Хотя вербальное инструктирование могло обеспе­чить определенный эффект, оно вовсе не обязательно развивало способность управлять таки­ми системами. Эти результаты идут в одном русле с заключениям о роли языка при решении за­дач ПМР и относительно влияния языковых инструкций.

Ограничения, связанные с применением Матриц

Продуктивная деятельность сопряжена с преодолением трудностей и требует определенных усилий. Но люди, в целом, не склонны развивать, совершенствовать и демон­стрировать свои способности за исключением тех случаев, когда деятельность, в которую они вовлечены, является для них значимой. Следовательно, чтобы достаточно надежно оценить вы­сшие проявления продуктивной способности, необходимо разработать такие измерительные процедуры, с помощью которых ее можно будет идентифицировать непосредственно в процес­се выполнения людьми значимых для них задач, В этом пункте можно согласиться со Стерн-бергом (Sternberg, 1985, 1986), подчеркивающим существование разных "типов" интеллекта. К сожаление, работа Стернберга:

а) не предлагает концептуальных подходов к пониманию психологической природы познавате­льной деятельности. Мы утверждаем, что она неизменна, несмотря на разнообразие прояв­лений в процессе достижения разных целей;

б) признает только академический, практический и социальный интеллект, тогда как мы предпо-

лагаем, что существует множество различных видов деятельности, которые могут быть зна­чимы для людей и для успешной реализации которых люди могут применять свои продуктив­ные и репродуктивные способности;

в) имеет дело преимущественно с репродуктивной, нежели продуктивной способностью. Чтобы

исследовать поведение, нацеленное на открытие причинных связей или закономерностей, необходимо найти пути оценки именно тех процессов, которые нужны для порождения зна­ний в данных конкретных областях;

г) не было предложено средств распознания высших уровней невербальной продуктивной

способности, которая вносит существенный вклад в выполнение квалифицированной практической деятельности.

Эти комментарии не являются критикой работы Стернберга, которую мы рассматриваем как шаг в верном направлении; они лишь указывают на потенциальные области для будущих ис­следований. Без таких исследований, нужных для преодоления ограниченности сферы применения Матриц, на основании тестовых данных будут и дальше делаться ошибочные за­ключения.

Продуктивная способность и "Фактор g"

Мы уже отметили, что продуктивная способность концептуально отлична от фактора д. Хотя последний термин используется более широко, похоже, он менее полезен. Представ­ляемый как общий элемент, задействованный во "всех" тестах, он предстает в обличье важного свойства, независимо от того, восхваляют его или критикуют. Использование этого термина при­вело даже некоторых людей к утверждению, что поскольку тесты с высокими нагрузками на этот фактор обнаруживают сильную взаимную корреляцию, то они просто измеряют "одно и то же" и, следовательно, являются взаимозаменяемыми. Насколько ложно такое утверждение легко ви­деть на примере: вес и рост коррелируют между собой не в меньшей степени, чем учебные спо­собности, но очевидно, что рост и вес не являются "одним и тем же". Наконец, приписывание слишком большой объяснительной силы терминам "фактор g" или "общие способности" обус­ловлено ещё и тем, что слишком большое число людей интуитивно считает достаточным, если их приятелей можно расклассифицировать на "умных/смышленых" или "глупых/тупых". Соответ­ственно, термин "продуктивная способность" дает впечатление о более ограниченной сфере применения.

Продуктивная способность и "Интеллект"

Сам по себе тест Прогрессивных Матриц никогда не предназначался для измерения "фактора g", а тем более "Общего Интеллекта". Тем не менее, как показано в исследованиях, суммированных в следующих Разделах настоящего Руководства, факторно-аналитические ис­следования вновь и вновь демонстрируют, что Прогрессивные Матрицы - одна из лучших из доступных одиночных методик для измерения g.

Последнее утверждение может, однако, служить источником серьезных ошибок в интерп­ретации, отчасти потому, что "фактор д" часто понимается как синоним общих академических способностей. Но "академические" способности операционально определяются при помощи тес­тов, которые оценивают скорее способность воспроизводить фактическую информацию, нежели тестов, оценивающих такие вещи как критическое мышление, способность формировать сужде­ния, а также стремление и способность искать и подбирать доказательства. Для оценки "акаде­мических" способностей в более узком смысле наивысшую прогностическую валидность имеет Словарная Шкала - тест, оценивающий репродуктивные способности. То же вывод может быть сделан и на основании работ, где проводили корреляцию между Матрицами и Словарными Шкалами, с одной стороны, и полномерными тестами "Интеллекта" -с другой. Корреляции с ПМР достигали значений в диапазоне от 0.6 до 0.8, тогда как со СШМХ -от 0.8 до 0.95. Это позволяет предположить, что полные тесты "Интеллекта" измеряют преиму­щественно репродуктивную способность. Коэффициенты корреляции между показателями СШМХ и ПМР внутри возрастных групп достигали значений 0.5 - 0.6.

Эти результаты имеют серьезное практическое значение. Во-первых они показывают, что люди, способные генерировать и проверять новые творческие идеи, инсайты, часто испытывают трудности при переводе своих открытий в словесную форму. Таким образом, коллективная ра­бота не является единственным условием для достижения "прорывов" в понимании, поскольку критерии, используемые для продвижения ученых по академической лестнице, недостаточно ориентированы на продвижение именно тех, кто лучше других способен генерировать новые идеи. Во-вторых, наша система образования в целом недостаточно делает для поощрения и продвижения тех, кто наиболее способен генерировать новые идеи и осознавать суть происходящих социальных процессов. Если Прогрессивные Матрицы используются, как это часто делается, для отбора учащихся на образовательные программы для "одаренных", то отобранные в итоге студенты не обязательно покажут блестящие результаты, если эти програм­мы будут придерживаться традиционных учебных установок. Для воспитания и развития в уча­щихся таких способностей потребуется определенного рода "многопрофильная" программа раз­вития талантов. Наконец, такие результаты означают, что поскольку (как заметил Спирман) даже различные виды когнитивных способностей не очень сильно коррелируют между собой, то более корректное исследование сможет, вероятно, обнаружить широкий диапазон ранее не рас­познанных оригинальных талантов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.