Дальнейшее развитие идеи о существовании продуктивной и репродуктивной способностей
Хотя приведенные до сих пор данные подтверждают истинность выводов Спирмана, основная полемика развернулась вокруг факторно-аналитической модели, которая наилучшим образом подходит для описанного паттерна корреляций между тестами, и относительно того, существует ли общий фактор, определяющий умственные способности, как альтернатива идее накопления шаблонов, адекватных решению задач определенных типов. В частности, Перкинс и Саломан (Perkins and Saloman, 1989) опубликовали обширный обзор из которого следует, что действительно существует такой общий фактор для способности к рассуждению. Кроме того, было проведено множество исследований где предпринимались попытки связать "фактор д" с "ментальной скоростью" или "энергией" (см. обзор Kranzler and Jensen, 1989). Приложение, суммирующее исследования последних лет в этой области, включено в Руководство издания 1995 года. Значительно меньше попыток было предпринято для проверки утверждения Спирмана и доказательства различной природы продуктивной и репродуктивной способностей. Одно из немногих исследований в этой области уже было упомянуто (Broadbent and Aston, 1978). В этой работе Бродбент и Эстон утверждали, что вербальная логика способна одновременно оперировать только с двумя наборами понятий и не может решать сложные проблемы, включающие множество взаимодействующих переменных и реципрокных связей. Они стремились показать, что способность отвечать на вербальные вопросы касающиеся сложных систем не связана со способностью управлять такими системами. Хотя вербальное инструктирование могло обеспечить определенный эффект, оно вовсе не обязательно развивало способность управлять такими системами. Эти результаты идут в одном русле с заключениям о роли языка при решении задач ПМР и относительно влияния языковых инструкций. Ограничения, связанные с применением Матриц Продуктивная деятельность сопряжена с преодолением трудностей и требует определенных усилий. Но люди, в целом, не склонны развивать, совершенствовать и демонстрировать свои способности за исключением тех случаев, когда деятельность, в которую они вовлечены, является для них значимой. Следовательно, чтобы достаточно надежно оценить высшие проявления продуктивной способности, необходимо разработать такие измерительные процедуры, с помощью которых ее можно будет идентифицировать непосредственно в процессе выполнения людьми значимых для них задач, В этом пункте можно согласиться со Стерн-бергом (Sternberg, 1985, 1986), подчеркивающим существование разных "типов" интеллекта. К сожаление, работа Стернберга: а) не предлагает концептуальных подходов к пониманию психологической природы познавательной деятельности. Мы утверждаем, что она неизменна, несмотря на разнообразие проявлений в процессе достижения разных целей; б) признает только академический, практический и социальный интеллект, тогда как мы предпо- лагаем, что существует множество различных видов деятельности, которые могут быть значимы для людей и для успешной реализации которых люди могут применять свои продуктивные и репродуктивные способности; в) имеет дело преимущественно с репродуктивной, нежели продуктивной способностью. Чтобы исследовать поведение, нацеленное на открытие причинных связей или закономерностей, необходимо найти пути оценки именно тех процессов, которые нужны для порождения знаний в данных конкретных областях; г) не было предложено средств распознания высших уровней невербальной продуктивной способности, которая вносит существенный вклад в выполнение квалифицированной практической деятельности. Эти комментарии не являются критикой работы Стернберга, которую мы рассматриваем как шаг в верном направлении; они лишь указывают на потенциальные области для будущих исследований. Без таких исследований, нужных для преодоления ограниченности сферы применения Матриц, на основании тестовых данных будут и дальше делаться ошибочные заключения. Продуктивная способность и "Фактор g" Мы уже отметили, что продуктивная способность концептуально отлична от фактора д. Хотя последний термин используется более широко, похоже, он менее полезен. Представляемый как общий элемент, задействованный во "всех" тестах, он предстает в обличье важного свойства, независимо от того, восхваляют его или критикуют. Использование этого термина привело даже некоторых людей к утверждению, что поскольку тесты с высокими нагрузками на этот фактор обнаруживают сильную взаимную корреляцию, то они просто измеряют "одно и то же" и, следовательно, являются взаимозаменяемыми. Насколько ложно такое утверждение легко видеть на примере: вес и рост коррелируют между собой не в меньшей степени, чем учебные способности, но очевидно, что рост и вес не являются "одним и тем же". Наконец, приписывание слишком большой объяснительной силы терминам "фактор g" или "общие способности" обусловлено ещё и тем, что слишком большое число людей интуитивно считает достаточным, если их приятелей можно расклассифицировать на "умных/смышленых" или "глупых/тупых". Соответственно, термин "продуктивная способность" дает впечатление о более ограниченной сфере применения. Продуктивная способность и "Интеллект" Сам по себе тест Прогрессивных Матриц никогда не предназначался для измерения "фактора g", а тем более "Общего Интеллекта". Тем не менее, как показано в исследованиях, суммированных в следующих Разделах настоящего Руководства, факторно-аналитические исследования вновь и вновь демонстрируют, что Прогрессивные Матрицы - одна из лучших из доступных одиночных методик для измерения g. Последнее утверждение может, однако, служить источником серьезных ошибок в интерпретации, отчасти потому, что "фактор д" часто понимается как синоним общих академических способностей. Но "академические" способности операционально определяются при помощи тестов, которые оценивают скорее способность воспроизводить фактическую информацию, нежели тестов, оценивающих такие вещи как критическое мышление, способность формировать суждения, а также стремление и способность искать и подбирать доказательства. Для оценки "академических" способностей в более узком смысле наивысшую прогностическую валидность имеет Словарная Шкала - тест, оценивающий репродуктивные способности. То же вывод может быть сделан и на основании работ, где проводили корреляцию между Матрицами и Словарными Шкалами, с одной стороны, и полномерными тестами "Интеллекта" -с другой. Корреляции с ПМР достигали значений в диапазоне от 0.6 до 0.8, тогда как со СШМХ -от 0.8 до 0.95. Это позволяет предположить, что полные тесты "Интеллекта" измеряют преимущественно репродуктивную способность. Коэффициенты корреляции между показателями СШМХ и ПМР внутри возрастных групп достигали значений 0.5 - 0.6. Эти результаты имеют серьезное практическое значение. Во-первых они показывают, что люди, способные генерировать и проверять новые творческие идеи, инсайты, часто испытывают трудности при переводе своих открытий в словесную форму. Таким образом, коллективная работа не является единственным условием для достижения "прорывов" в понимании, поскольку критерии, используемые для продвижения ученых по академической лестнице, недостаточно ориентированы на продвижение именно тех, кто лучше других способен генерировать новые идеи. Во-вторых, наша система образования в целом недостаточно делает для поощрения и продвижения тех, кто наиболее способен генерировать новые идеи и осознавать суть происходящих социальных процессов. Если Прогрессивные Матрицы используются, как это часто делается, для отбора учащихся на образовательные программы для "одаренных", то отобранные в итоге студенты не обязательно покажут блестящие результаты, если эти программы будут придерживаться традиционных учебных установок. Для воспитания и развития в учащихся таких способностей потребуется определенного рода "многопрофильная" программа развития талантов. Наконец, такие результаты означают, что поскольку (как заметил Спирман) даже различные виды когнитивных способностей не очень сильно коррелируют между собой, то более корректное исследование сможет, вероятно, обнаружить широкий диапазон ранее не распознанных оригинальных талантов. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|