Педагогическая деятельностьСтр 1 из 11Следующая ⇒
Особенности психических состояний у педагогов зрелого возраста с разным стажем педагогической деятельности Введение Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что как в зарубежной, так и в отечественной психологической литературе информации о самооценки, уровне тревожности и депрессии, фрустрации, диагностике самочувствия, активности и настроения в педагогической деятельности очень мало. Поэтому в работу нами были взяты именно эти особенности. Зрелый возраст - от 30 до 55 лет у женщин и от 35 до 60 лет -у мужчин. Это возраст изменения физиологических и психологических состояний человека. В этом периоде происходит существенная нейроэндокринная перестройка ряда систем организма. Психические процессы и обмен веществ характеризуются значительной лабильностью.Зрелость - наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных, творческих способностей личности. Если ситуация развития в зрелом возрасте неблагоприятная, появляется чрезмерная сосредоточенность на себе, приводящая к косности и застою, личностному опустошению. Проблема психических состояний, впервые выделенная Н.Д. Левитовым, до настоящего времени остается недостаточно разработанной. Исследованиями Н.Д. Левитовым, Ю.Е. Сосновиковой, А.Н. Леоновой, Л.Г., Дикой, Е.П. Ильиным и др. был установлены ряд важнейших закономерностей и механизмов, касающихся феноменологии, структуры, функций, динамики психических состояний. Наряду с достижениями в изучении психических состояний имеется ряд областей психологии и, прежде всего, в педагогической и психологии развития, где исследования единичны. Объектом исследования являютсяпсихические состояния педагогов. Предметом исследования является особенности психических состояний у педагогов зрелого возраста с разным стажем педагогической деятельности. Целью исследования является выявление особенностей психических состояний у педагогов зрелого возраста с разным стажем педагогической деятельности. Задачи исследования: 1) Изучить литературу по проблеме психических состояний у педагогов зрелого возраста с разным стажем педагогической деятельности. 2) Исследовать особенности психических состояний у педагогов зрелого возраста со стажем педагогической деятельности от 0 до 3 лет. 3) Исследовать особенности психических состояний у педагогов зрелого возраста со стажем педагогической деятельности от 3 до 10 лет. 4) Сравнить особенности психических состояний у педагогов зрелого возраста с разным стажем педагогической деятельности. Гипотеза исследования: у педагогов зрелого возраста со стажем от 0 до 3 лет педагогической деятельности, предположительно, повышенные экстрапунитивные реакции,уровень тревожности и депрессии будет выше, показатели самочувствия, активности и настроения,так же, более высокие, чем у педагогов с педагогическим стажем от 3 до 10 лет. Методологическая основа:концепция профессионального труда Е.А. Климова(1970), концепция А.К. Макаровой об особенностях труда учителя(1993), концепция о психических состояниях А.О. Прохорова(1994). Основные методы исследования: 1.Теоретический анализ литературы. 2.Психодиагностические методы: 1) Шкала самооценки уровня тревожности Спилберга Ханина. 2) Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Взрослый вариант ( модификация Н. В. Тарабриной). 3) Методика САН (Методика и диагностика самочувствия, активности и настроения). 4) Тест «Шкала Цунга для самооценки депрессии». 3. Методы математической статистики: 1)U – критерий Манна-Уитни Выборка:в исследовании принимали участие 2 группы педагогов: 1)педагоги со стажем от 0 до 3 лет педагогической деятельности. 2)педагоги со стажем от 3 до 10 лет педагогической деятельности. Возраст испытуемых от 30 до 50 лет. Каждая группа состояла из 30 человек. Исследование проводилось в МОУ СОШ № 19, МОУ СОШ №12, МОУ СОШ №20 города Абакана и МОУ СОШ №1,№3 пгт. Шушенское. Теоретическая новизна:объединены данные об особенностях психических состояний у педагогов зрелого возраста с разным стажем педагогической деятельности; Посчитаны и уточнены новые данные об особенностях психических состояний у педагогов зрелого возраста с разным стажем педагогической деятельности. Практическая значимость:новые данные могут быть использованы психологами, работающими в школе, в сфере образования- для разработки и проведения коррекционных программ; в лекциях по педагогической психологии для полноты знаний студентов. Дипломная работа состоит из:введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Оглавление Введение………………………………………………………………………….2 1. Педагогическая деятельность………………………………………….. 1.1 Структура педагогической деятельности ……………………………….. 1.2 Психологические особенности педагогов………………………………... 1.3Особенности педагогической деятельности ………………… 2. Психические состояния………………………………………………… 2.1 Состояния человека: самочувствие, активность, настроение….. 2.2 История развития психологии тревожности…………… 2.3 Функции, виды и формы тревожности……………………… 2.4 Причины тревожности…………………………………. 2.5 История развития учений о депрессии……………………… 2.6 Теории депрессии…………………………………………… 2.7 Особенности фрустрации как психического состояния……………. 3.Исследование особенностей психических состояний у педагогов зрелого возраста с разным стажем педагогической деятельности…………………………………………………………………… 3.1 Программа исследования…………………………………………………. 3.2 Результаты исследования…………………………………………………. Заключение …………………………………………………………………… Библиографический список……………………………………… Приложение………………………………………… Педагогическая деятельность ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|