Здавалка
Главная | Обратная связь

Педагогическая деятельность



Особенности психических состояний у педагогов зрелого возраста с разным стажем педагогической деятельности

Введение

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что как в зарубежной, так и в отечественной психологической литературе информации о самооценки, уровне тревожности и депрессии, фрустрации, диагностике самочувствия, активности и настроения в педагогической деятельности очень мало. Поэтому в работу нами были взяты именно эти особенности.

Зрелый возраст - от 30 до 55 лет у женщин и от 35 до 60 лет -у мужчин. Это возраст изменения физиологических и психологических состояний человека. В этом периоде происходит существенная нейроэндокринная перестройка ряда систем организма. Психические процессы и обмен веществ характеризуются значительной лабильностью.Зрелость - наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных, творческих способностей личности. Если ситуация развития в зрелом возрасте неблагоприятная, появляется чрезмерная сосредоточенность на себе, приводящая к косности и застою, личностному опустошению.

Проблема психических состояний, впервые выделенная Н.Д. Левитовым, до настоящего времени остается недостаточно разработанной. Исследованиями Н.Д. Левитовым, Ю.Е. Сосновиковой, А.Н. Леоновой, Л.Г., Дикой, Е.П. Ильиным и др. был установлены ряд важнейших закономерностей и механизмов, касающихся феноменологии, структуры, функций, динамики психических состояний. Наряду с достижениями в изучении психических состояний имеется ряд областей психологии и, прежде всего, в педагогической и психологии развития, где исследования единичны.

Объектом исследования являютсяпсихические состояния педагогов.

Предметом исследования является особенности психических состояний у педагогов зрелого возраста с разным стажем педагогической деятельности.

Целью исследования является выявление особенностей психических состояний у педагогов зрелого возраста с разным стажем педагогической деятельности.

Задачи исследования:

1) Изучить литературу по проблеме психических состояний у педагогов зрелого возраста с разным стажем педагогической деятельности.

2) Исследовать особенности психических состояний у педагогов зрелого возраста со стажем педагогической деятельности от 0 до 3 лет.

3) Исследовать особенности психических состояний у педагогов зрелого возраста со стажем педагогической деятельности от 3 до 10 лет.

4) Сравнить особенности психических состояний у педагогов зрелого возраста с разным стажем педагогической деятельности.

Гипотеза исследования: у педагогов зрелого возраста со стажем от 0 до 3 лет педагогической деятельности, предположительно, повышенные экстрапунитивные реакции,уровень тревожности и депрессии будет выше, показатели самочувствия, активности и настроения,так же, более высокие, чем у педагогов с педагогическим стажем от 3 до 10 лет.

Методологическая основа:концепция профессионального труда Е.А. Климова(1970), концепция А.К. Макаровой об особенностях труда учителя(1993), концепция о психических состояниях А.О. Прохорова(1994).

Основные методы исследования:

1.Теоретический анализ литературы.

2.Психодиагностические методы:

1) Шкала самооценки уровня тревожности Спилберга Ханина.

2) Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Взрослый вариант ( модификация Н. В. Тарабриной).

3) Методика САН (Методика и диагностика самочувствия, активности и настроения).

4) Тест «Шкала Цунга для самооценки депрессии».

3. Методы математической статистики:

1)U – критерий Манна-Уитни

Выборка:в исследовании принимали участие 2 группы педагогов: 1)педагоги со стажем от 0 до 3 лет педагогической деятельности.

2)педагоги со стажем от 3 до 10 лет педагогической деятельности.

Возраст испытуемых от 30 до 50 лет.

Каждая группа состояла из 30 человек. Исследование проводилось в МОУ СОШ № 19, МОУ СОШ №12, МОУ СОШ №20 города Абакана и МОУ СОШ №1,№3 пгт. Шушенское.

Теоретическая новизна:объединены данные об особенностях психических состояний у педагогов зрелого возраста с разным стажем педагогической деятельности; Посчитаны и уточнены новые данные об особенностях психических состояний у педагогов зрелого возраста с разным стажем педагогической деятельности.

Практическая значимость:новые данные могут быть использованы психологами, работающими в школе, в сфере образования- для разработки и проведения коррекционных программ; в лекциях по педагогической психологии для полноты знаний студентов.

Дипломная работа состоит из:введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.

 

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….2

1. Педагогическая деятельность…………………………………………..

1.1 Структура педагогической деятельности ………………………………..

1.2 Психологические особенности педагогов………………………………...

1.3Особенности педагогической деятельности …………………

2. Психические состояния…………………………………………………

2.1 Состояния человека: самочувствие, активность, настроение…..

2.2 История развития психологии тревожности……………

2.3 Функции, виды и формы тревожности………………………

2.4 Причины тревожности………………………………….

2.5 История развития учений о депрессии………………………

2.6 Теории депрессии……………………………………………

2.7 Особенности фрустрации как психического состояния…………….

3.Исследование особенностей психических состояний у педагогов зрелого возраста с разным стажем педагогической деятельности……………………………………………………………………

3.1 Программа исследования………………………………………………….

3.2 Результаты исследования………………………………………………….

Заключение ……………………………………………………………………

Библиографический список………………………………………

Приложение…………………………………………

Педагогическая деятельность







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.