Образовательный процесс по дисциплине строится на основе применения комбинации методов преподавания (модульно-рейтинговое, проблемное обучение и развивающее обучение). В связи с этим организация познавательной деятельности включает в себя элементы пассивного, активного и интерактивного обучения.
Реализация такого рода модели задает соответствующие формы организации образовательного процесса и выражается в использовании следующих образовательных технологий:
· практическое занятие (работа в малых группах, обсуждение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ);
· самостоятельная работа студентов (подготовка доклада, работа с источниками по темам дисциплины, написание эссе по проблеме, подготовка презентаций по темам домашних работ).
В процессе реализации образовательных технологий предусмотрено использование информационных технологий: предоставление информации, выдача рекомендаций по электронной почте, использование мультимедийных средств в лекционных и практических занятиях и т.д.
Предполагаемые формы проведения лекционно-практических занятий по дисциплине представлены в следующей таблице.
Тема занятий
| Форма проведения
|
Раздел 1. Введение
|
1.1. Объект и предмет археологии. Место археологии в классификации научных дисциплин. Специфика археологии среди исторических наук. Отрасли археологии. Значение археологии
| Вводная информационная лекция
|
1.2. Археологические источники. Основные понятия и методы. Виды археологических памятников. Периодизация и датирование в археологии. Особенности получения исторической информации на основании археологических источников
| Проблемная лекция-презентация, проблемный семинар, анализ и критика источников, дискуссия, эссе, презентация индивидуальных работ
|
1.3. История археологии как науки
| Лекция-презентация
|
Раздел 2. Каменный век
|
2.1. Ранний палеолит: олдувайская, ашельская эпохи. Каменные орудия и техника их изготовления. Освоение огня и новых видов сырья. Экология и образ жизни. Характер памятников
| Проблемная лекция-презентация, проблемный семинар, дискуссия, эссе
|
2.2. Средний палеолит: эпоха мустье. Эволюция орудийного набора, появление новых трудовых операций. Экология и образ жизни. Характер памятников. Свидетельства появления духовной культуры
| Лекция-презентация, проблемный семинар, эссе
|
2.3. Поздний (верхний) палеолит. Общая характеристика изменений в орудийном наборе и технологиях. География и хронология распространения верхнего палеолита. Нарастание разнообразия культуры. Экология, хозяйство и образ жизни. Верхнепалеолитическое искусство
| Лекция-презентация, проблемный семинар, посещение выставки, презентация индивидуальных работ, эссе
|
2.4. Мезолит. Изменения материальной культуры в эпоху мезолита. Природные условия и расселение человека. Орудия и техника их изготовления. Хозяйство и быт мезолитической эпохи
| Лекция-презентация; проблемный семинар, презентация индивидуальных работ, эссе
|
2.5. Неолит. Основные признаки неолитической революции. Изменения в орудийном наборе, технологиях, хозяйстве и образе жизни
| Лекция-презентация, проблемный семинар, дискуссия, эссе, презентация индивидуальных работ, эссе
|
Раздел 3. Эпоха палеометалла (энеолит и бронзовый век)
|
3.1. Значение металла в развитии человеческой культуры и общества. Открытие меди и бронз. Эпохи энеолита и бронзы, их разграничение. Памятники различных экологических зон. Относительная и абсолютная хронология. Металлургические провинции — основа макрорайонирования и периодизации памятников
| Проблемная лекция-презентация, проблемный семинар, презентация индивидуальных работ.
|
3.2. Энеолит. Балкано-Карпатская металлургическая провинция (БКМП)
| Проблемная лекция-презентация, проблемный семинар, эссе
|
3.3. Ранний бронзовый век. Циркумпонтийская металлургическая провинция. Средний бронзовый век
| Лекция, проблемный семинар, эссе
|
3.4. Поздний бронзовый век. Металлургические провинции поздней бронзы. Евразийская металлургическая провинция
| Проблемная лекция-презентация, проблемный семинар, эссе
|
Раздел 4. Ранний железный век
|
4.1. Ранний железный век как культурно-технологическая эпоха в истории человечества. Ранний железный век в Западной и Средней Европе. Гальштатская культурно-историческая общность. Латенская культурно-историческая общность. Археологические культуры эпохи РЖВ, входящие в зону влияния гальштатской и латенской культурно-исторических общностей (основные признаки). Зарубинецкая культура и проблема этногенеза славян
| Проблемная лекция-презентация, проблемный семинар, эссе
|
4.2. Ранний железный век евразийской степи и лесостепи. Скифская эпоха. «Скифский (скифо-сибирский) мир» как культурная область. Сарматская эпоха. Ранний железный век лесной полосы Восточной Европы. Общие черты и этноязыковые группы. Культура античных государств Северного Причерноморья по археологическим данным
| Проблемная лекция-презентация, проблемный семинар, эссе
|
Раздел 5. Поздний железный век Восточной Европы
|
5.1. Ранние славяне и их соседи. Балтские и финские племена лесной зоны Восточной Европы. Племена степной и лесостепной зоны. Древняя Русь в IX-XIII вв. по данным археологии
| Проблемная лекция-презентация, проблемный семинар, анализ и критика источника, эссе, презентация индивидуальных работ
|
5.2. Волжская Болгария по данным археологии. Золотая Орда по данным археологии
| Проблемная лекция-презентация, проблемный семинар, эссе
|
5.3. Русские города в XIV-XV вв. по данным археологии.
| Проблемная лекция-презентация, посещение выставки, проблемный семинар, эссе, презентация индивидуальных работ
|
Раздел 6. Сохранение археологического наследия
|
6.1. Российские, зарубежные и международные законодательные документы. Порядок оформления разрешительной документации и правила проведения археологических исследований в России. Факторы разрушения и основные угрозы археологическому наследию
| Проблемный семинар, презентация и обсуждение индивидуальных заданий, работа в малых группах
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.