Типографская система мер.
Типометрия Дидо. Основы современной типометрической системы измерений были заложены еще в середине 18в. французским типографом Пьером Фурнье. Немного позднее Франсуа Амбруаз Дидо доработал его типометрию. Основные единицы измерения в системе Дидо: 1 пункт (п.) – 1/72 французского дюйма, равного примерно 27,06 мм (1 п. = 0, 376 мм). Пункт Дидо еще называют европейским пунктом; 1 цицеро (циц.) – 12 пунктов (прибл. 4,51 мм); 1 квадрат (кв.) – 4 цицеро, или 48 пунктов (прибл. 18,04 мм). 1 мм.= 2,66 пунк. В традиционной российской полиграфии в этих единицах указываются размеры формата полосы набора, шрифта (кегль), интерлиньяжа, спусков, отбивок, втяжек и пр. Также в полиграфии используется метрическая система измерений. Формат печатного листа, обрезной формат и поля указываются в сантиметрах и миллиметрах. Англо-американская типометрия (типометрия Adobe). С развитием настольных издательских систем, российские издатели столкнулись с проблемой: все полиграфисты привыкли работать с системой Дидо, а программы верстки используют англо-американскую типометрическую систему измерений, аналогичную системе Дидо, но в ней за основу взят английский дюйм (25,4 мм), соответственно, пункт равняется 0,353 мм, а 1 пика (аналог цицеро) – примерно 4,24 мм. Соотношения типометрии Дидо, англо-американской типометрии и метрической системы. Российские ГОСТы, ОСТы и СанПиНы используют типометрию Дидо, а верстальщики сочетают англо-американскую и метрическую системы. В результате выставляются неверные размеры, издания перестают соответствовать гигиеническим требованиям (например 11 пунктов, которым рекомендуется набирать учебники, соответствуют лишь 10,33 пунктам в системе Дидо…) Соотношения системы Дидо и англо-американской системы Система Англо-америк. Англо-америк. Система Дидо, п. система, п. система, п. Дидо, п. 6 6,39 6 5,63 7 7,46 7 6,57 8 8,52 8 7,51 9 9,59 9 8,45 10 10,65 10 9,39 11 11,72 11 10, 33 12 12,78 12 11, 27
Размер шрифта Кегль шрифта, Высота прописной Пункты Дидо буквы, мм. 5 1,25 6 1.50 7 1,75 8 2,00 9 2,25 10 2,50 11 – 12 3,00 13 – 14 3,50 15 – 16 4,00 17 – 18 4.45 19 – 20 4,95 36 8,95 Технические редакторы и технологи в типографиях при разметке рукописи, верстке и спусков полос чаще всего указывают значения в единицах типометрии Дидо. Но в программах верстки метрическая система подчас удобнее. Можно перевести значение из системы Дидо в метрическую: Перевод единиц системы Дидо в метрическую систему Система Метрическая Дидо система, мм 1 п. 0,376 2 п. 0,752 3 п. 1,128 4 п. 1,504 5 п. 1,880 6 п. 2,256 7 п. 2,632 8 п. 3,008 9 п. 3,384 10 п. 3,760 11 п. 4,136 12 п. 4,512 36 п. 13,536 48 п. 18,048 1 ¼ кв. 22,560 1 ½ кв. 27,072 1 ¾ кв. 31,584 2 кв. 36,096 2 ¼ кв. 40,680 2 ½ кв. 45,120 2 ¾ кв. 49,632 3 кв. 54,144 3 ¼ кв. 58,656 3 ½ кв. 63,168 3 ¾ кв. 67,680 4 кв. 72,192 4 ¼ кв. 76,704 4 ½ кв. 81,216 4 ¾ кв. 85,728 5 кв. 90,240 5 ¼ кв. 94,752 5 ½ кв. 99,264 5 ¾ кв. 103,776 6 кв. 108,288 6 ¼ кв. 112,800 6 ½ кв. 117,312 6 ¾ кв. 121,824 7 кв. 126,336 7 ¼ кв. 130,848 7 ½ кв. 135,360 7 ¾ кв. 139,872 8 кв. 144,384 8 ¼ кв. 148,896 8 ½ кв. 153,408 8 ¾ кв. 157,920 9 кв. 162,432 9 ¼ кв. 166,944 9 ½ кв. 171,456 9 ¾ кв. 175,968 10 кв. 180,480 При переводе значений в миллиметры такая точность, как в табл. размера шрифтов, необязательна. Строкомер. Отдельно следует сказать и о полиграфической линейке, которую практики называют строкомером. Современные верстальщики отказываются от этого инструмента, объясняя, что на дисплее компьютера все обозначено, а делать вычисления помогает калькулятор... Но линейка нужна не верстальщикам, а прежде всего дизайнерам — тем, кто занимается макетированием. Она совмещает в себе как типометрию, так и метрическую систему мер, к тому же содержит основные величины, применяемые при оформлении печатной продукции, — нонпарель, петит, корпус, цицеро. При помощи строкомера легко рассчитать точный размер будущей иллюстрации. Наконец, используя металлическую линейку, можно нарисовать аккуратный, понятный до деталей макет. Причем полиграфическую линейку легко изготовить самому.Полиграфическая линейка как бы вобрала в себя многовековой опыт типографского дела, закрепив гармоничные пропорции (вспомним о «золотом сечении»), те размеры, которые соответствуют особенностям человеческого восприятия печатного орнамента, а если конкретнее, — букв, цифр, символов, пробелов, линеек и т.д. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|