Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 6.Закономерности психического развития и формирования личности в онтогенезе.(4 часа).



Цель: формирование диалектико – материалистического представления о психическом развитии человека в онтогенезе.

Задачи:

1.Ознакомить студентов с основными направлениями в развитии детской психологии.

2.Показать разницу в теоретических подходах к проблеме развития, возраста и возрастной периодизации развития.

1. Проблема психического развития и его движущих сил в современной психологии.

2.Основные закономерности психического развития: детерминация и гетерохронность развития.

3.Неравномерность психического развития и его причины.

4.Возрастная периодизация психического развития.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что является источниками и движущими силами психического развития?

2. Назовите представителей биогенетической концепции развития.

3. Изложите основные положения социогенетической концепции развития.

4. Назовите представителя концепции рекапитуляции.

5. В чем суть теории культурно-исторического развития высших психических функций?

6. В чем заключается проблема возраста?

7. Назовите основные закономерности развития.

8. Критерии возрастной периодизации Д.Б.Эльконина.

Литература:

Основная:

1.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах.- М.,1984. Том 1. - с.96-203, том 3.- с.33-163, 6-41, том 4. - с. 244-268.

2.Абрамова Г.С. Возрастная психология.- Екатеринбург,1999. - с.243-285.

3.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М., 1968.-с.39-140.

4.Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М.,1998.-с.28-102.

Дополнительная:

1.Аверин В.Я. Психология детей и подростков.- СПб,1998. с.15-62

2.Г.Крайг. Психология развития.- СПб,2000.-с. 60-101

3.Кулагина И.Ю. Возрастная психология.- М., 1997

Тема 7.Психология и развитие ребёнка в преддошкольном и дошкольном возрасте (2 часа)

Цель:формирование диалектико- материалистического представления об условиях психического развития детей в период новорожденности , младенчества, раннего и дошкольного возраста.

Задачи:

1. Ознакомить студентов с основными закономерностями психического развития детей в преддошкольном и дошкольном возрасте.

2. Охарактеризовать ситуацию развития, особенности психического развития в период новорожденности , младенчества, раннего и дошкольного возраста.

План:

1.Общая характеристика и особенности ситуации развития в младенческом , раннем и дошкольном возрасте.

2.Основные закономерности развития познавательных процессов.

3.Характеристика «кризиса» развития детей первого третьего и седьмого года жизни.

4.Проблема готовности детей к школьному обучению.Вопросы для самоконтроля:

1.В чём проявляется особенность ситуации развития в период новорожденности и в младенческом возрасте?

2.Перечислите стадии психического развития ребёнка младенческого возраста.

3.Каковы основные новообразования годовалого ребёнка?

4. Дайте характеристику полноценного общения ребенка и взрослого.

5.Перечислите закономерности развития предметных действий, выделенные Д.Б.Элькониным.

6.Ведущая деятельность детей дошкольного возраста.

7.Перечислите основные достижения детей дошкольного возраста.

8.Перечислите критерии готовности ребёнка к обучению в школе.

9.Назовите аспекты психологической готовности детей к обучению в школе.

Литература:

Основная:

1.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах.- М.,1984. Том 4.- с. 244-268; 340 – 374; Том 2. – с.23-89,395-446; Том 6.-с.19-37,том 3.-с.254-273

2.Абрамова Г.С. Возрастная психология.- Екатеринбург,1999.- с.243-285,421-443.

3.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М., 1968

4.Люблинская А.А. Детская психология. - Л., 1971.- с. 22-34,137-206

5.Мухина В.С. Возрастная психология.- М., 2006.- с.24-467

6.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.,1997.- с.177-199

Дополнительная:

1.Аверин В.Я. Психология детей и подростков. – СПб.,1998.- с.15-62,186-242

2.Г.Крайг. Психология развития. - СПб.,2000.-с.109-216,350-457

3.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М, 1997.

4.Самоукина Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком //Вопросы психологии, 2000, № 3. - с.67-82

5.Эльконин Д.Б. Развитие движений, действий и общения ребенка на первом году жизни. Избранные психологические труды под ред. В.В.Давыдова - М., 1989. -с.123-136

6.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. -М.,1998.

7.Кулагина И.Ю. Возрастная психология.- М, 1997, - с.22-119







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.