Социально-экономические преобразования 1950- начала 1960-х г., их противоречивый характер.
Социально-экономическое развитие. 1) Начало реформ. Реформы начинаются во второй половине 1953 года. Первым объектом реформ стало с/х. С инициативой реформ выступил Маленков в августе на сессии верховного совета и Хрущев в сентябре 1953 на пленуме ЦК. 2) Содержание реформ: освоение целинных и залежных земель, направление специалистов и партработников на село для поднятия с/х производства, резкое повышение цен на с/х продукцию, списывание долгов прошлых лет, авансирование труда колхозников, отмена налогов на личное подсобное хозяйство и увеличение его размеров, введение пенсий для колхозников, выдача паспортов, право колхозам на изменение устава. 3) Значение реформ: укрепление с/х, раскрепощение крестьян. 4) Непоследовательность реформаторов. К концу 50-х вновь усиливается администрирование и вновь обозначается курс на свертывание личного подсобного хоз-ва. Кукурузная эпопея, рязанская афера, 1962 повышение цен на мясо и масло, 1963 хлебный кризис (начало закупки зерна за рубежом). Промышленность. Во второй половине 50-х годов страна вступает в эпоху НТР. 1954 открытие первой АЭС (Обнинская). 4 октября 1957 - первый искусственный спутник земли. 12 апреля 1961 - первый пилотируемый полет в космос. Среднегодовые темпы прироста более 10%. Реформы управления н/х. Переход от отраслевого к территориальному управлению - создание совнархозов 1957. Переход к семилетнему планированию. 1962 - создание госкомитетов по внедрению новой техники - двоевластие в правительстве: госкомитет и совнархозы. 1962 - разделение партийных организаций на промышленные и сельскохозяйственные, подмена государственных органов партийными. 1963 - создание ВСНХ - курс на возрождение централизма. Итоги реформ: за годы реформ страна достигла впечатляющих успехов, за 7 лет промышленный потенциал увеличился на 80%. Впечатляющие успехи достигнуты в социальной сфере - развернуто жилищное строительство, динамичное развитие здравоохранения и образования, введение семичасового рабочего дня. Успех реформ связан с возвращением к экономическим методам руководства, продвижение по этому пути было остановлено командно-административной системой и реформы были свернуты. I. оттепель в холодной войне. 1) Укрепляются отношения с социалистическими странами. В 1955 создается организация варшавского договора. 2) Улучшаются отношения со странами третьего мира - дружба с Индией и Индонезией. 1954 - совещание министров иностранных дел США, СССР, Франции, Англии. 1955 - встреча лидеров этих стран. 1955 - канцлер ФРГ нанес официальный визит в Москву - возвращение немецких военнопленных, признание ГДР. 1955 - заключен полномасштабный договор с Австрией. II. 1956 - события изменяются коренным образом. Кризис в Венгрии: антисоветские и антисоциалистические выступления были подавлены войсками СССР. Кризис в Польше. III. общая характеристика внешней политики. Активность, динамизм, гибкость и противоречивость. IV. СССР и мировое коммунистическое движение. В 1957 в Москве состоялось совещание представителей компартий и рабочих партий социалистических стран, в этом же году в Москве прошло совещание глав партий всего мира. Итоги совещаний: подтверждены выводы о мирном сосуществовании стран с различным строем; о мирном переходе власти в руки рабочих кап. стран через парламентскую борьбу; признание ошибочности культа личности и репрессий. V. отношения с соцстранами: напряженные отношения с Китаем, напряженные отношения с Албанией, охлаждение советско-югославских отношений. VI. отношения со странами запада и Японией. 1956- нормализация отношений с Японией. СССР-США: 1959 визит Хрущева в США. Цель визита - поиск взаимопонимания, налаживание сотрудничества. 1960 - в СССР был сбит американский самолет-шпион. Летчика Пауэлса судили, но потом обменяли на нашего шпиона. 1962 Карибский кризис. VII. Борьба СССР за мир и разоружение. 1963 -договор о запрещении ядерных испытаний в третьих сферах. 1968 - договор о нераспространении ядерного оружия. Достигнув с помощью курса на некоторую либерализацию режима высшей власти в стране, Хрущев столкнулся с трудноразрешимыми социально-экономическими проблемами. Первостепенной задачей для страны, по мнению Хрущева, являлся подъем сельскохозяйственного производства. Финансовые вложения в аграрный сектор экономики стали возрастать. Сборы зерновых культур на первых порах заметно увеличились за счет подъема целины. Идея разработки и вовлечения в хозяйственный оборот целинных и залежных земель была высказана еще в начале XX в., а реализовываться начала только в 1950-е гг. Освоение целины было проведено в ущерб традиционным зерновым районам, однако производство зерна в СССР за два года (1954 – 1956) выросло почти в полтора раза. В социальной сфере обозначились крупные позитивные сдвиги: быстро росли заработная плата и потребление товаров. В 1964 г. впервые были введены пенсии колхозникам, жилой фонд страны возрос за годы семилетки (1959 – 1965) на 40 %. В то же время на рубеже 1950-х – 1960-х гг. были допущены грубые просчеты в аграрной политике: ликвидация малых деревень, сокращение личных хозяйств, «кукурузная» кампания. С начала 1960-х гг. СССР начал покупать зерно за границей. Повысились розничные цены на продукты. Хрущев и его ближайшее окружение медленно, но верно возвращались к прежним методам подавления остатков крестьянской свободы, сохранившимся в виде крестьянского подворья. Участки колхозников и рабочих совхозов урезались, коровы и другая живность отбирались. С каждым годом увеличивался отток населения из деревни, чему во многом способствовала пропаганда «великих строек». Пытаясь преодолеть неудачи в аграрном секторе экономики, Хрущев решил обратиться к опыту США, объявив программу усиленной химизации. Однако, не видя ощутимых успехов в области сельского хозяйства, он возложил всю вину сельские партийные организации. В конце 1962 г. районные и областные партийные комитеты были разделены на городские и сельские. Произошло фактическое разделение партии на две части. Среди значительной группы партийного аппарата росло недовольство политикой Хрущева. Номенклатуре среднего звена не нравились, во-первых, постоянные нападки лидера страны на неумение аппаратчиков работать эффективно. Во-вторых, они опасались, что раздел аппарата приведет к потере управляемости обществом. В-третьих, в адрес Хрущева стали тихо звучать обвинения в том, что он пытается создать новую крестьянскую партию эсеровского типа, а это было уже подозрением в идеологическом отступничестве. Обострилась также ситуация в управлении промышленностью. Хрущевское десятилетие пришлось на период бурного развития научно-технических достижений. Хрущев правильно определил, что существующая ведомственная структура министерского управления промышленным производством, сложившаяся еще в 1930-е гг. фактически изжила себя. Он попытался создать иную систему управления хозяйством. В 1957 г. вместо отраслевых министерств стали создавать региональные органы управления – советы народного хозяйства (совнархозы). Перенос центра тяжести в управлении промышленностью со столичной бюрократии на региональную также не принес ожидаемых улучшений. Уже с начала 1960-х гг. начался перевод некоторых средних предприятий на принципы экономической самостоятельности, материальной заинтересованности, хозрасчета. Однако они не получили правильного развития и не дали зримого эффекта. Большого распространения экономические новации не получили. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|