ГЛАВА 5 ИСТОРИОГРАФИЯ
Как писал А. Дж. Тойнби: «Для нашего западного мышления циклическая история, если принять её всерьез, сведет историю к бессмысленной сказке, рассказанной идиотом» (Тойнби А. Дж. Цивилизация пере судом истории. Сборник. М.-Спб., 1995. С.27)
ГЛАВА 6 ФИЛОСОФИЯ РАННЕХРИСТИАНСКОГО ПЕРИОДА Глубокий кризис Римской империи в III веке н.э., бесконечные гражданские войны и нашествия варваров в это время, постоянные дворцовые перевороты и восстания, существенным образом сказались на менталитете людей. Духовную сферу культуры захлестнула волна мистицизма, разного рода религиозных учений.
МИСТИКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ УЧЕНИЯ
ГЕРМЕТИЗМ
ГНОСТИЦИЗМ
Расцвет гностицизма приходится на середину II века. Гностицизм получил распространение в Египте и Риме. Представители гностицизма непосредственно участвовали в создании «Евангелия» и «Послания святого Павла».
1. ВАСИЛИД
Родился в Сирии, жил в Антиохии, Александрии и Иране. В Основе всего лежит Первоналао, которое есть «Ничто». Он считал, что от «Нерожденного Отца» родился «Нус», из «Нуса» родился «Логос», затем от «Логоса» – «Суждение», а от «Суждения» – «Мудрость» и «Сила», от «Силы и Мудрости» родились ангелы, начала и доблести. Всего 365 небес.
Валентин считал, что все человечество делится на три категории: «плотских» людей- язычников, которые живут страстями; «душевных» людей – «психиков» - в которые входят евреи и христиане; и «пневматиков» – «духовных» людей, т.е. собственно гностиков.
2. ВАЛЕНТИН (ум. ок. 161)
Валентин родом из Египта, к середине II века жил в Риме. Имел успех в христианской общине Рима. Его взгляды известны по сочинению Иринея Лионского «Обличение и опровержение [учения], именующего себя знанием». По Иринею, Валентин считал, что основа бытия – это «плерома» – полнота, лишенная различения и формы. Из этой «плеромы» рождаются тридцать веков-эонов, которые антропоморфны.
3. ХАЛДЕЙСКИЕ ОРАКУЛЫ
ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ
НЕОПИФАГОРЕИЗМ
НУМЕНИЙ ИЗ АПАМЕИ (вт.пол.2 в. н. э.)
МЕДИОПЛАТОНИЗМ
«В 86 г. до н.э. Сулла, завоеватель Афин, приказал срубить деревья в Академии- этом самом зеленом уголке города. Платонизм начал возрождаться в Александрии в лице Евдора ( вторая половина 1 в.до н.э.). «В первой половине I в. н.э. заметна активность Трасилла, которому приписывают деление платоновских диалогов на тетралогии. Примерно в это же время жил и Онасандр. На рубеже I и II вв. н.э. жил Плутарх из Херонеи, ученик египтянина Аммония, который создал в Афинах кружок платоников. Из второго столетия до нас дошли имена: Гай, Альбин, Апулей, Теон, Нигрин, Никострат, Аттик, Гарпокразион, Цельс, ритор Максим. Платонизм становится учением экуменическим.»(236)
Черты медиоплатонизма:
«1) первой, наиболее общей чертой его представителей была реконструкция т.н. «второй навигации» Платона со всеми существенными последствиями. Медиоплатонизм восстановил понятие сверхчувственного, нематериального, трансцендентного, разрушив мост, связывающий их материализмом, доминировавшим достаточно долгое время. 2) Такая логика привела к новой постановке теории идей. Некоторые из медиоплатоников в процессе переосмысления учения пытались интегрировать позицию Платона с аристотелевской, Альбин и его кружок, к примеру, трактовали идеи в трансцендентном аспекте: как мысли Бога и как имманентные формы вещей. Это вело к параллельной трансформации всей структуры бестелесного мира, что стало прелюдией к неоплатонизму.»(т1.с.235)
АЛЬБИН
Школа Гая. Учеником Гая является Альбин (2 в. н.э.), который оставил нам «Введение в философию Платона»
АММОНИЙ САККАС (ок.175-242)
Аммоний был первоначально крещен родителями, но потом он вернулся в язычество. Первоначально носильщик по профессии- откуда его прозвище- Саккас, т.е. «Мешочник». Непосредственный учитель Плотина.
НЕОПЛАТОНИЗМ Как подметил мастер на четкие, хотя часто поверхностные формулировки Д. Писарев: «Платонизм есть религия, а не философия, и вот потому он имел такой громадный успех в мистическую эпоху падения язычества; вот почему он сохранен и взлелеян византийским учеными, передан Италии и Европе в эпоху Возрождения, поставлен на незыблемый предъестал и под разными именами живет и теперь. У кого нет самостоятельного творчества, тот примыкает к чужой фантазии и делается её адептом. Из многих подобных фантазий фантазия Платона отличается высоким полетом мысли и смелой концепцией общей картины» (Писарев Д.И. Сочинения в 4-х томах. М. 1955. Т.1. с.80).
ПЛОТИН(205-270)
Плотин - главный представитель неоплатонизма. Родом из Египта. Учился у Аммония Саккаса. Аммоний Саккас ничего не писал и преподавал устно. Пробыл он учеником Саккаса в течение одиннадцати лет. Когда Плотину было под сорок, он пожелал ознакомиться с учениями персов, для этих целей примкнул к войску Гордиана III. Поход этот окончился печально – полным разгромом римлян. Оказался в Риме около 244 г., стал там известным учителем. Затем живет в Кампании, собираясь там основать философский монастырь с помощью императора Галлиена, на которого он имел влияние. Все его произведения Плотина собрал Порфирий, который разделил его довольно несистематичные записи на шесть частей- по девять сочинений в каждой. Отсюда пошло название сборника работ Плотина – «Девятки» или «Эннеады». Первая «Эннеада» содержит этические и эстетические сочинения; вторая – сочинения о природе; третья – сочинения на различные темы; четвертая – посвящена проблемам души; пятая – посвящена неоплатоновским «ипостасям» - «Единое - Ум – Душа»; шестая –конкретизирует учение об этих «ипостасях». Оценки философии Плотина разные. Положительную характеристику философии Плотина дает Блонский и Лосев. Э. Целлер не считал философию Плотина настоящей философией, считая что в неоплатонизме вообще философия совершает самоубийство.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Лосев дает следующую общую оценку: «Неоплатонизм как философская система сводится к учению об иерархическом строении бытия и к конструированию таких нисходящих его ступеней, эманирующих путем постепенного ослабления из первой ступени: Единое, Число, Ум, Душа, Космос, Материя» (Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., «Искусство»,1980 с.176)
А.Н. Чанышев считает, что мировоззрение Плотина – «выдающийся пример тоталитарного мировоззрения, тоталитаризма в чистом виде. Его мировая иерархия – и отражение социальной иерархии в Римской империи, и предвосхищение феодальной иерархии» (Чанышев А.Н, Курс лекций по древней и средневековой философии. –М.: Высшая школа, 1991. с.400)
Единое
Высшей ступенью является Единое. Единое не является какой-либо формой. Оно есть полюс развертки всех возможных форм. Выведенное за все определения, оно оказывается ничем, -«черной дырой» – из которой, как из полюса «исторгаются» иные ипостаси. Оно как бы является энергетическим центром, из нее все формы получают энергетическую «подпитку». На эту мысль наводит образ «Единого» данный Плотином – это образ Солнца. Солнца, интерпретируемого как «Свет» и «Благо». Потому получается, что, с одой стороны «Единое» неопределенно, и не может быть узнано и понято; но, с другой стороны, оно имеет определенные функции. Прежде всего энергетическую функцию порождения путем «эманации» (от emanare – течь, литься)
Числа
Число есть первая ступень эманации Единого. Это, можно сказать, первоначальная разметка бытия. Эти числа потому имеют не арифметический, а «аритмологический» или, вернее сказать «экзистенциальный» характер, задающих топологию «сущего»
Нус, или Ум
Из Единого происходит Ум. В отличие от Единого он имеет какие-то определенные формы. Он имеет множество форм – «идей». С одной стороны, Ум обращен к Единому, с другой, - ту, которая отвращена от Единого. Ум , как и Единое существует вне времени. Ум способен к самопознанию – он сам себя познает. Ум творит «идеи».
Душа
Свет, распространяемый «Единым» идет дальше. Его результатом является и «Душа». Душа уже существует во времени.
Душа «одной своей частью обращена к уму и находится в его сфере, другой же, которая вне ума, она входит в связь с внешним миром. Насколько она стоит в связи с умом, она ему подобна, а насколько находится вне этой связи, она от него отлична» (с.40)
Душа обладает дискурсивным мышлением, или рассудком, который анализирует чувственные восприятия, раскладывает полученные чувственные представления в определенном порядке. Функция дискурсивного мышления. Этим свойством душа обладает благодаря уму.
«Те наши понятия о чувственных вещах, которые вырабатываются рассудочной деятельностью души и которые следует считать даже не познаниями, а скорее мнениями, представляет собой нечто более позднее, чем сами эти вещи, и суть не что иное, как их образы, отражения. Но те понятия, которые рассудок воспринимает от ума, не имеют своим предметом что-либо чувственное; напротив, насколько они таковы (то есть чистые понятия), они тождественны с тем, что в них мыслится. Тут ум и его мышление составляют внутреннее единство» (с.135)
Космос
Космос – это самая низшая часть, даже уже и не «ипостась». Весь космосс одушевлен.. Космос сам по сети - это темная соторна души. Своей низшей частью Космос – это порождение материи, которая вообще не есть нечто определеное – а Хаос., «небытие»,
Для Плотина понятие – это духовные энергетические формы вещей, обладающие пластичностью. Он дает мистическую концепцию о понятиях материализованных.
ЭТИКА
Свое учение об «ипостасях» он использует для обоснования этики. Он дает разделение людей на типы. Обычный человек – погружен в чувственное бытие, для такого человека вещи важнее идей. Другой тип человека «повыше» – он старается развить свою душу, он отворачивается от чувственной красоты, а стремится к красоте истинной. Это более этически «нагруженный» тип.
В данном случае уместно вспомнить типологию личностей, которую произвел С. Къеркегор.
ЭСТЕТИКА
Красота у Плотина – это «метафизическое» понятие. О развивает идею красоты как красоты разумной. Ибо красота – это прежде всего соразмерность и гармоничность, а именно это, по его мнению есть атрибут разума.
ПОРФИРИЙ(233-305)
Продолжил дело Плотина
3.ЯМБЛИХ (240\250-325)
Основатель сирийской школы неоплатонизма, которая существовала вплоть до начала IV века. « Ямвлих решил удвоить Единое на «Первое» и «Второе Единое». Более того, он делит ипостаси платиновского Духа на два уровня «интеллегибельного», состоящего из триад, и более высокого, «интеллектуального», также деленного на триады»
ПРОКЛ(410-485)
Родился в Константинополе. До нас дошли его «Первоосновы теологии» и «Платоническая теология»Прокл является наиболее ярким представителем афинской школы неоплатонизма, которая была основана Плутархом на рубеже IV-Vвв. Представителями ее были Прокл, среди друних – Домнин, Исидор, Дамасций, Симпликий и Присциан. Школа была закрыта эдиктом Юстиниана в 529 г.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|