Здавалка
Главная | Обратная связь

ГЛАВА 5 ИСТОРИОГРАФИЯ



 

Как писал А. Дж. Тойнби: «Для нашего западного мышления циклическая история, если принять её всерьез, сведет историю к бессмысленной сказке, рассказанной идиотом» (Тойнби А. Дж. Цивилизация пере судом истории. Сборник. М.-Спб., 1995. С.27)

 

ГЛАВА 6 ФИЛОСОФИЯ РАННЕХРИСТИАНСКОГО ПЕРИОДА

Глубокий кризис Римской империи в III веке н.э., бесконечные гражданские войны и нашествия варваров в это время, постоянные дворцовые перевороты и восстания, суще­ственным образом сказались на менталитете людей. Духовную сферу культуры захлестнула волна мистицизма, разного рода религиозных учений.

 

МИСТИКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ УЧЕНИЯ

 

ГЕРМЕТИЗМ

 

ГНОСТИЦИЗМ

 

Расцвет гностицизма приходится на середину II века. Гностицизм получил распростра­нение в Египте и Риме. Представители гностицизма непосредственно участвовали в создании «Евангелия» и «Послания святого Павла».

 

1. ВАСИЛИД

 

Родился в Сирии, жил в Антиохии, Александрии и Иране.

В Основе всего лежит Первоналао, которое есть «Ничто». Он считал, что от «Нерож­денного Отца» родился «Нус», из «Нуса» родился «Логос», затем от «Логоса» – «Суж­дение», а от «Суждения» – «Мудрость» и «Сила», от «Силы и Мудрости» родились ан­гелы, начала и доблести.

Всего 365 небес.

 

Валентин считал, что все человечество делится на три категории: «плотских» людей- язычников, которые живут страстями; «душевных» людей – «психиков» - в которые входят евреи и христиане; и «пневматиков» – «духовных» людей, т.е. собственно гно­стиков.

 

 

2. ВАЛЕНТИН (ум. ок. 161)

 

Валентин родом из Египта, к середине II века жил в Риме. Имел успех в христианской общине Рима. Его взгляды известны по сочинению Иринея Лионского «Обличение и опровержение [учения], именующего себя знанием». По Иринею, Валентин считал, что основа бытия – это «плерома» – полнота, лишенная различения и формы. Из этой «пле­ромы» рождаются тридцать веков-эонов, которые антропоморфны.

 

3. ХАЛДЕЙСКИЕ ОРАКУЛЫ

 

ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ

 

НЕОПИФАГОРЕИЗМ

 

НУМЕНИЙ ИЗ АПАМЕИ (вт.пол.2 в. н. э.)

 

МЕДИОПЛАТОНИЗМ

 

«В 86 г. до н.э. Сулла, завоеватель Афин, приказал срубить деревья в Академии- этом самом зе­леном уголке города.

Платонизм начал возрождаться в Александрии в лице Евдора ( вторая половина 1 в.до н.э.).

«В первой половине I в. н.э. заметна активность Трасилла, которому приписывают де­ление пла­тоновских диалогов на тетралогии. Примерно в это же время жил и Онасандр. На рубеже I и II вв. н.э. жил Плутарх из Херонеи, ученик египтянина Аммония, который создал в Афинах кру­жок платоников. Из второго столетия до нас дошли имена: Гай, Альбин, Апулей, Теон, Нигрин, Никострат, Аттик, Гарпокразион, Цельс, ритор Максим. Платонизм становится учением экуме­ническим.»(236)

 

Черты медиоплатонизма:

 

«1) первой, наиболее общей чертой его представителей была реконструкция т.н. «вто­рой нави­гации» Платона со всеми существенными последствиями. Медиоплатонизм восстановил поня­тие сверхчувственного, нематериального, трансцендентного, разрушив мост, связывающий их материализмом, доминировавшим достаточно долгое время.

2) Такая логика привела к новой постановке теории идей. Некоторые из медиоплатони­ков в про­цессе переосмысления учения пытались интегрировать позицию Платона с аристотелев­ской, Альбин и его кружок, к примеру, трактовали идеи в трансцендентном аспекте: как мысли Бога и как имманентные формы вещей. Это вело к параллельной трансформации всей структуры бесте­лесного мира, что стало прелюдией к неоплато­низму.»(т1.с.235)

 

АЛЬБИН

 

Школа Гая. Учеником Гая является Альбин (2 в. н.э.), который оставил нам «Введение в фило­софию Платона»

 

АММОНИЙ САККАС (ок.175-242)

 

Аммоний был первоначально крещен родителями, но потом он вернулся в язычество. Первоначально носильщик по профессии- откуда его прозвище- Саккас, т.е. «Мешоч­ник». Не­посредственный учитель Плотина.

 

НЕОПЛАТОНИЗМ

Как подметил мастер на четкие, хотя часто поверхностные формулировки Д. Писарев: «Платонизм есть религия, а не философия, и вот потому он имел такой громадный ус­пех в мистическую эпоху падения язычества; вот почему он сохранен и взлелеян визан­тийским учеными, передан Италии и Европе в эпоху Возрождения, поставлен на не­зыблемый предъестал и под разными именами живет и теперь. У кого нет самостоя­тельного творчества, тот примыкает к чужой фантазии и делается её адептом. Из мно­гих подобных фантазий фантазия Платона отличается высоким полетом мысли и сме­лой концепцией общей картины» (Писарев Д.И. Сочинения в 4-х томах. М. 1955. Т.1. с.80).

 

ПЛОТИН(205-270)

 

Плотин - главный представитель неоплатонизма. Родом из Египта. Учился у Аммония Саккаса. Аммоний Саккас ничего не писал и преподавал устно. Пробыл он учеником Саккаса в течение одиннадцати лет. Когда Плотину было под сорок, он пожелал озна­комиться с учениями персов, для этих целей примкнул к войску Гордиана III. Поход этот окончился печально – полным раз­громом римлян. Оказался в Риме около 244 г., стал там известным учителем. Затем живет в Кампании, соби­раясь там основать фило­софский монастырь с помощью императора Галлиена, на которого он имел влияние. Все его произведения Плотина собрал Порфирий, который разде­лил его довольно не­систематичные записи на шесть частей- по девять сочинений в каждой. От­сюда пошло название сборника работ Плотина – «Девятки» или «Эннеады».

Первая «Эннеада» содержит этические и эстетические сочинения; вторая – сочинения о при­роде; третья – сочинения на различные темы; четвертая – посвящена проблемам души; пятая – посвящена неоплатоновским «ипостасям» - «Единое - Ум – Душа»; шес­тая –конкретизирует учение об этих «ипостасях».

Оценки философии Плотина разные. Положительную характеристику философии Пло­тина дает Блонский и Лосев.

Э. Целлер не считал философию Плотина настоящей философией, считая что в неоплатонизме вообще философия совершает самоубийство.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Лосев дает следующую общую оценку: «Неоплатонизм как философская система сво­дится к учению об иерархическом строении бытия и к конструированию таких нисходящих его ступе­ней, эманирующих путем постепенного ослабления из первой ступени: Единое, Число, Ум, Душа, Космос, Материя» (Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., «Ис­кусство»,1980 с.176)

 

А.Н. Чанышев считает, что мировоззрение Плотина – «выдающийся пример тоталитар­ного ми­ровоззрения, тоталитаризма в чистом виде. Его мировая иерархия – и отражение социальной иерархии в Римской империи, и предвосхищение феодальной иерархии» (Чанышев А.Н, Курс лекций по древней и средневековой философии. –М.: Высшая школа, 1991. с.400)

 

Единое

 

Высшей ступенью является Единое. Единое не является какой-либо формой. Оно есть полюс развертки всех возможных форм. Выведенное за все определения, оно оказывается ничем, -«черной дырой» – из которой, как из полюса «исторгаются» иные ипостаси. Оно как бы явля­ется энергетическим центром, из нее все формы получают энергетическую «подпитку». На эту мысль наводит образ «Единого» данный Плотином – это образ Солнца. Солнца, интерпрети­руемого как «Свет» и «Благо». Потому получается, что, с одой стороны «Единое» неопреде­ленно, и не может быть узнано и понято; но, с другой стороны, оно имеет определенные функ­ции. Прежде всего энергетическую функцию порождения путем «эманации» (от emanare – течь, литься)

 

Числа

 

Число есть первая ступень эманации Единого. Это, можно сказать, первоначальная разметка бытия. Эти числа потому имеют не арифметический, а «аритмологический» или, вернее сказать «экзистенциальный» характер, задающих топологию «сущего»

 

Нус, или Ум

 

Из Единого происходит Ум. В отличие от Единого он имеет какие-то определенные формы. Он имеет множество форм – «идей». С одной стороны, Ум обращен к Единому, с другой, - ту, ко­торая отвращена от Единого.

Ум , как и Единое существует вне времени.

Ум способен к самопознанию – он сам себя познает.

Ум творит «идеи».

 

Душа

 

Свет, распространяемый «Единым» идет дальше. Его результатом является и «Душа». Душа уже существует во времени.

 

Душа «одной своей частью обращена к уму и находится в его сфере, другой же, которая вне ума, она входит в связь с внешним миром. Насколько она стоит в связи с умом, она ему по­добна, а насколько находится вне этой связи, она от него отлична» (с.40)

 

Душа обладает дискурсивным мышлением, или рассудком, который анализирует чув­ственные восприятия, раскладывает полученные чувственные представления в определенном порядке. Функция дискурсивного мышления. Этим свойством душа об­ладает благодаря уму.

 

«Те наши понятия о чувственных вещах, которые вырабатываются рассудочной деятельностью души и которые следует считать даже не познаниями, а скорее мнениями, представляет собой нечто более позднее, чем сами эти вещи, и суть не что иное, как их образы, отражения. Но те понятия, которые рассудок воспринимает от ума, не имеют своим предметом что-либо чувственное; напротив, насколько они таковы (то есть чистые понятия), они тождественны с тем, что в них мыслится. Тут ум и его мыш­ление составляют внутреннее единство» (с.135)

 

Космос

 

Космос – это самая низшая часть, даже уже и не «ипостась». Весь космосс одушевлен.. Космос сам по сети - это темная соторна души. Своей низшей частью Космос – это по­рождение мате­рии, которая вообще не есть нечто определеное – а Хаос., «небытие»,

 

Для Плотина понятие – это духовные энергетические формы вещей, обладающие пла­стично­стью. Он дает мистическую концепцию о понятиях материализованных.

 

ЭТИКА

 

Свое учение об «ипостасях» он использует для обоснования этики. Он дает разделение людей на типы. Обычный человек – погружен в чувственное бытие, для такого человека вещи важнее идей. Другой тип человека «повыше» – он старается развить свою душу, он отворачивается от чувственной красоты, а стремится к красоте истинной. Это более этически «нагруженный» тип.

 

В данном случае уместно вспомнить типологию личностей, которую произвел С. Къер­кегор.

 

ЭСТЕТИКА

 

Красота у Плотина – это «метафизическое» понятие. О развивает идею красоты как красоты ра­зумной. Ибо красота – это прежде всего соразмерность и гармоничность, а именно это, по его мнению есть атрибут разума.

 

ПОРФИРИЙ(233-305)

 

Продолжил дело Плотина

 

3.ЯМБЛИХ (240\250-325)

 

Основатель сирийской школы неоплатонизма, которая существовала вплоть до начала IV века.

« Ямвлих решил удвоить Единое на «Первое» и «Второе Единое». Более того, он делит ипостаси платиновского Духа на два уровня «интеллегибельного», состоящего из триад, и бо­лее высокого, «интеллектуального», также деленного на триады»

 

ПРОКЛ(410-485)

 

Родился в Константинополе. До нас дошли его «Первоосновы теологии» и «Платониче­ская теология»Прокл является наиболее ярким представителем афинской школы неоп­латонизма, ко­торая была основана Плутархом на рубеже IV-Vвв. Представителями ее были Прокл, среди друних – Домнин, Исидор, Дамасций, Симпликий и Присциан. Школа была закрыта эдиктом Юстиниана в 529 г.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.